Орфограммы и их признаки. Орфограммы и их признаки Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Написания не по произношению называются орфограммами , т.е. правильными написаниями (в словах тра ва́, нож выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква - неправильное написание, т. е. ошибка: лож ка - выделенная буква - орфограмма (правильное написание); «лош ка» - выделенная буква - орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

У орфограмм - гласных букв: безударность гласных (ка то́к , сте на́ ,положение гласных после шипящих и ц (жё лудь , ци рк );

У орфограмм - согласных букв: стечение согласных (ясн ый , бумажк а ),конец слова (холод , нож );

У орфограмм - букв ь и ъ : а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э]м , сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночн ой, се [л’]дь, ко [н’]ки , ба [н’]тик ), наличие шипящих на конце слова (рож ь , горяч , спряч ь , еш ь , сплош ь , лиш ь ),наличие в произношении глаголов [ца] (купатьс я , купаетс я );

У орфограмм - больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал )и собственных наименований (В еликая О течественная война );

У небуквенных орфограмм: наличие не и ни , предлогов и союзов, приставок в- , кое- , по- , суффиксов -либо , -нибудь , -таки , -ых (-их) , -ому , -ему , сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

45. Методика работы над орфографическим правилом.

Психологической наукой выдвинут исключительно важный вопрос о необходимости обучения школьников приемам умственной работы. Об этом говорится в статье Д.Н. Богоявленского: «… способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике надо уделять в обучении не меньше внимания, чем усвоению содержания научных понятий или правил». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение». 1987г.

Вот почему важно найти такие пути изучения орфографии, которые способствовали бы формированию у учащихся мыслительных навыков. Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю.



С этой целью при изучении каждого орфографического правила учитель знакомит учащихся со схемами письменного и устного орфографического разбора и его образцом, а также использует объяснительное письмо.

Схема орфографического разбора определяется:

Последовательность.

Важно отметить, что иногда отдельные пункты разбора, указывающие, какую операцию, какое действие должен совершить ученик, предусматривают далеко не элементарный шаг. Эта операция сама может состоять из ряда шагов.

Скажем, в схеме разбора говорится: «Определить склонение имени существительного». Можно ли считать эту операцию элементарной? Очевидно, нет.

Ученик должен:

Поставить интересующее его имя существительное в именительный падеж единственного числа;

Обратить внимание на окончание;

Определить род имени существительного.

Сложная операция определения склонения имени существительного отрабатывается до того, как она будет включена в схему орфографического разбора (при изучезбора (при изучещего грамматического материала).

Итак, схема разбора - это предписание, определяющее, какие существенные признаки орфограммы и в какой последовательности необходимо выявить пишущему, чтобы верно применить соответствующее орфографическое правило, другими словами, схема орфографического разбора - это предписание, определяющее содержание и последовательность умственных действий по применению орфографических правил в практике письма.

Прежде всего остановимся на содержании разбора, т.е. на том, какие существенные признаки должен установить учащийся, чтобы верно применить правила. Эти существенные признаки указываются в формулировках орфографических правил. Например:

После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением пишется О, без ударения -Е: грошовый, ежовый, но: плюшевый, ситцевый.

Согласно формулировке данного правила, ученик должен определить:

а) в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим;

б) часть речи;

в) место ударения.

Что касается последовательности разбора, то целесообразно учитывать следующее: во-первых, называется опознавательный признак; во-вторых, такой существенный признак или такие существенные признаки, при помощи которых ученик должен подвести орфограмму под правило; в-третьих, такой существенный признак или такие существенные признаки, определение которых позволить решить вопрос о написании данной орфограммы.

Возникает вопрос, в какой последовательности эти существенные признаки надо рассматривать. При его решении необходимо руководствоваться следующим: вначале рассматриваются те существенные признаки орфограммы, выяснение которых при известных обстоятельствах может исключить необходимость определения других существенных признаков.

Итак, при определении последовательности анализа орфограммы надо учитывать следующее: вначале указывается опознавательный признак орфограммы, затем - «выборочный» признак (или «выборочные» признаки), далее - «заключительный» признак (или «заключительные» признаки).

Опознавательный признак орфограммы может быть только один, например безударный гласный, звук [ н ] в суффиксе. Поэтому на опознавательном этапе последовательность анализа орфограммы устанавливать не надо. Что касается «выборочных» и «заключительных» признаков орфограммы, то их может быть два и более. В таком случае на «выборочном» и «заключительном» этапах необходимо выяснить последовательность анализа орфограммы. При этом надо руководствоваться следующим: вначале определяется такой признак, установление которого может исключить необходимость выяснения другого признака или других признаков.

Объяснительное письмо.

Учить школьников применять орфографические правила помогает объяснительное письмо.

Под объяснительным письмом понимается письмо учащихся с устным или письменным объяснением орфограмм (В.А. Добромыслов). Устное объяснение орфограмм непосредственно перед написанием слова и в ходе его написания получило в опыте липецких учителей название комментированного письма. Более приемлимым, с нашей точки зрения, является термин «объяснительное письмо».

При выполнении упражнений типа списывания и при написании диктантов учащиеся устно или письменно объясняют орфограммы, т.е. указывают в определенной последовательности все существенные признаки, совокупность которых определяет верное написание (производят орфографический разбор).

При письменном объяснении используются условные сокращения и подчеркивания, о чем сообщается учащимся тогда, когда дается образец письменного разбора.

Условные сокращения и графические обозначения позволяют учащимся письменно объяснять все рассматриваемые в школе орфограммы, т.е. фиксировать умственные действия в процессе применения правил по схемам, предложенным учителем.

Что касается устного объяснения орфограммы, то оно обычно представляет собой связное высказывание типа рассуждения. В таком случае развиваются мышление и речь учащихся и глубоко осмысливаются орфографические правила.

Устное объяснение орфограммы, представляющее собой развернутое рассуждение в соответствии со схемой орфографического разбора, особенно уместно проводить сразу же после объяснения соответствующего орфографического правила (когда учащиеся овладевают развернутым рассуждением, ведущим к определению нужной орфограммы), при повторении и в ходе работы над ошибками.

То же самое нужно сказать и в отношении письменного объяснения орфограммы. Однако письменное объяснение имеет место и тогда, когда необходимость в развернутых рассуждениях отпадает. Учащиеся, определяя орфограмму, лишь устанавливают существенные фонетические и грамматические признаки, используя условные сокращения (см. приложение №) и подчеркивания. При этом письменное объяснение обязывает всех школьников анализировать орфограммы, т.е. учиться применять правила, и помогает учителю выявить ошибки в анализе, породившие неверное написание. В последнем случае имеется возможность при работе над ошибками и при дальнейшем закреплении орфографических правил обратить внимание на то, что еще не усвоено учащимися и что является причиной возникновения ошибок.

Важно подчеркнуть следующее: для того чтобы школьники учились применять орфографические правила, они должны в ходе выполнения упражнений объяснять орфограммы до написания слов, которые содержат соответствующие орфограммы.

И еще на одно обстоятельство надо обратить внимание. Необходимо тренировать учеников в объяснении орфограмм при слуховом восприятии текста.

«Для орфографических целей, - пишет Д.Н. Богоявленский, - совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы (например, при диктовке), распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять все это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М. «Просвещение».1987г.

  • Что изучается в фонетике?
  • Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные.
  • Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

17. Выразительно прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

      ДУША ХРАНИТ

      Вода недвижнее стекла.
      И в глубине её светло.
      И только щука, как стрела,
      Пронзает водное стекло.

      О, вид смиренный и родной!
      Берёзы, избы по буграм
      И, отражённый глубиной,
      Как сон столетний, божий храм.

      О, Русь - великий звездочёт!
      Как звёзд не свергнуть с высоты,
      Так век неслышно протечёт,
      Не тронув этой красоты,

      Как будто древний этот вид
      Раз навсегда запёчатлён
      В душе, которая хранит
      Всю красоту былых времён...

18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении») Обозначьте звуки на месте выделенных букв. Укажите слова, употреблённые в переносном значении.

      С ДОБРЫМ УТРОМ!

      Задр..мали звёзды золотые
      Задр..жало зеркало затона
      Бре..жит свет на заводи речные
      И румянит се..ку небосклона.

      Улыбнулись сонные берё..ки
      Растр..пали шёлковые косы.
      Ш..лестят зелёные сере..ки
      И горят серебряные росы.

      У плетня заро..шая крапива
      Обрядилась ярким перламутром
      И, качаясь» ше..чет ш..ловливо:
      С добрым утром!

(С. Есенин)

  • Что изучается в орфографии?
  • Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?
  • Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием.
  • По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение»)

19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. Составьте схему третьего предложения.

1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела - скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу сел. 5. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 6. Работы боя(т, ть)ся - счаст..я не видать.

(Пословицы)

20. О или ё ? Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков. Составьте с любыми словами три-четыре словосочетания «существительное + существительное», «прилагательное + существительное», «глагол + существительное».

Ж..лтый, ч..рный, роднич..к, камыш..м, крюч..чек, мыш..нок, ш..пот, морозц..м, шапч..нка, влеч..т, печ..т, парч..вый, ш..л, щ..тка, ш..рох, крыж..вник, холщ..вый, кумач..вый, еж..вый, бумаж..нка, зайч..нок, в больш..м (доме), врач..м, товарищ..м, прич..ска, за рубеж..м, с плащ..м, в чуж..м (саду).

21. Прочитайте тексты. О чём в них говорится: об одном и том же или о разном? Как говорится - одинаково или по-разному? В какой ситуации может быть использован каждый из текстов? Перескажите сжато, в двух-трёх предложениях второй текст.

1. Звук речи - это мельчайший, далее не разложимый элемент человеческой речи, воспринимаемый на слух. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «...в живой речи произносится значительно большее, чем мы обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы...»

2. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок... Всё это - звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти - разные.

Но вот мы с вами говорим. Издаваемые нами звуки - это звуки речи. От петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связано какое-то значение. Мы и куриному кудахтанью подчас приписываем какое-то значение, очеловечиваем «куриный язык». Например, говорим: «Куд-куда?» А ведь это просто крик испуганной несушки. Но для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. Звуки со смыслом.

Вы можете ошибиться, например: О произнесёте в нос или сильно вытянете губы вперёд, но у вас получится уже не О, а У, и вместо слова «дом» вы получите слово «дум». Изменится значение слова. А этого никак нельзя допускать, потому что вас могут понять неправильно.

(По В. Колесову)

22. Получился ли у вас краткий и точный пересказ второго текста из упр. 21? Оцените его с точки зрения логичности, последовательности, связности и пр.

Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было, - из тундры. Этот мёд создан не только одними пчёлами, но ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье.

На севере, за Полярным кругом, бывает, являются цветы целыми горами: стоит гора вся белая - это морошка и черника цветут. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая - это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два-три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за Полярным кругом не водились.

Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда только затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было, и мы их привезли.

Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей - хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда.

, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76»

Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости

Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Таким образом, понятие «орфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением.

Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике.

Понятие «опознавательные признаки орфограмм»

Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости.

В 1970 году уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм.

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

Гласные - а, о, и, е;

Пары звонких и глухих согласных;

Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

Буквы я, е, е, ю;

Мягкие согласные;

Окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под дик­товку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы.

«Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосоче­таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте.

Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова.

Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Классификаци и опознавательных признаков орфограмм.

Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга.

Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям;

Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам;

Классификация опознавательных признаков орфограмм (с учётом принципов орфографии);

1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.

Тип буквенных

орфограмм

Опознавательные признаки орфограмм

Слабых позиций

Сильных позиций

Безударность гласного

Наличие шипящего и ц

перед гласными

согласные

Конец слова,

Стечение согласных

Н перед суффиксом,

Н перед окончанием

ь неразделительный

Мягкие согласные

-[ца] на конце глаголов,

Шипящие на конце слова

ь и ъ разделительные

Звук [й] после согласных

и перед гласными.

2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука [ j] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [j]; б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи : глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных - ого, - его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

3. Классификация опознавательных признаков орфограмм

Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» , является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как

А. Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке).

Б. Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В. Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными».

Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей.

Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий и проходит следующие этапы:

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внешней речи с использованием материальных опор (условных обозначений, схем)

Нахождение опознавательных признаков орфограмм только в речевом плане;

Нахождение опознавательных признаков орфограмм в плане внутренней речи (в умственном плане).

Такая последовательность работы позволяет формировать навык определения существенных опознавательных признаков и минимального орфографического поля орфограммы с постепенным переводом процесса их нахождения во внутренний план. Это обусловлено тем, что для младших школьников свойственно наглядно-образное мышление. Введение схематического изображения орфограммы позволяет преобразовать орфограмму в модель или схему, что создаёт условия для развития наглядно-схематического, логического мышления. Навык опознавать отличительные признаки орфограмм будет стойким в том случае, если учащиеся сами принимали участие в их «открытии».

Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий.

Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азова работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие.- М., Российский университет дружбы народов, 2007

2. Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987

4. Богоявленский усвоения орфографии. / – М., 1966

5. Богоявленский принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/// Начальная школа. –2003 - №4-С.39

6. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64

7. Жедек обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах //Под ред. . –М.: Просвещение. с.

8. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / ,. Светловская –М.: Просвещение, 19с.

9. Львов орфографии в начальных классах///Начальная школа. –1984. №12-С.67

10. Львов в начальных классах/. –М.: Просвещение, с.

11.Шклярова научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4

Более мелкими единицами, чем орфограммы, считаются опознавательные признаки орфограмм. А крупные орфографические единицы – орфографические правила.

Орфограмма – это такое написание в слове и между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из них лишь один принят за правильный, т. е. это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Для того чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки.

Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

Согласные буквы: – на конце слова, группы согласных, Н перед гласными в конце слова.

Не обозначающие звуков (Ь)– мягкие согласные.

Неразделительный ь– шипящие на конце слова [ца] на конце глаголов.

ъ и ь разделительные – звук [й] после согласных и перед гласными [е], [ю], [я], [э],[у],[а]

Заглавные буквы – начало предложения, текста, наличие собственных имен и собственных наименований.

Дефис – Сложные слова; приставки кое-, в-, по- ; суффиксы -нибудь, -либо, -что ; частицы -то, -ка .

Черточка (при переносе) – конец строки.

После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует определить, что необходимо написать в том или ином случае.

Выбор правильного написания слов осуществляется с учетом морфологических, синтаксических, фонетических признаков, словообразовательных и смысловых особенностей слов. Все это и способствует правильному выбору букв при написании слов.

В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных о и е в суффиксе прилагательных -ов– (-ев- ) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формируется таким образом, что в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения буква – е . Например, грошовый, ежовый, сторожевой, плечевой.

Фонетические особенности слов – это позиция и характер фонемы (мягкость, ударность и безударность, звонкое звучание и глухое).

Словообразовательный способ – зависимость способа проверки орфограммы от расположения в слове.

Морфологические условия – указывают на часть речи и ее признаки. Например: долг (сущ., 2 скл., и. п.).

Синтаксические условия указывают на связь слов, например: высоким мастерством (мастерством – каким? – высоким ).

Смысловые условия – определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость ).

Урок 7. (7 класс)

Тема: Фонетика и орфография (§ 4)

Урок № 2

Ход урока

1. Орг. момент .

2. Взаимопроверка домашнего задания.

(Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19.)

З. Орфографическая диктовка .

Профессия, терраса, троллейбус, фотоаппарат, дрессировщик, бассейн, мировоззрение, грамматика, миллион, шоссе, миллиард, иссиня-чёрный, теннис, суббота, коллекция, иллюстрация, искусство, телеграмма.

4. Вопросы к классу.

— Что изучается в орфографии?

— Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?

—По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См.« Приложение» на стр. 206 учебника )

5. Повторение темы.

Задание 1.

Составление таблицы «Употребление Ь после шипящих на конце слов».

Ь пишется

Примеры

1. В существительных 3-го склонения.

2. В глаголах 2-го лица единственного числа.

3. В глаголах повелительного наклонения.

4. В неопределённой форме глагола.

Урок 7(2)

(7 класс)

Задание 2.

Повторение проверяемой гласной в корне слова. Орфографическая диктовка.

Зап..ватъ лекарство, запевать песню; посвятить произведение, осв..тить помещение; помериться с друзьями, прим..рятъ новый наряд; разв..вается малыш, разв..вается знамя; прор.. дитъ морковь, разр.. дитъ обстановку; сократить расходы, укр..титъ тигра; честолюбивый человек, чистоплотная женщина; скрепите бумаги, скрепите дверью; сп. шите написать, сп..шите текст; ум. .лять о пощаде, ум. .лятъ заслуги; раск..лотъ орешек, раск..литъ докрасна; д..лина реки, д..лёкий друг.

Задание 3.

Повторение глухих и звонких согласных в корне. Объясните написание согласных в корне, подберите проверочные слова.

Снег, дорожка, указка, сладкий, ловкий, сторожка, берег, союз, огород, сугроб, замёрзший, шоколад, скользкий, изгородь.

Задание 4.

Повторение правописания Ъ и Ь. Слова с пропущенными буквами заранее приготовлены на доске.

Ноч..ка, жидкост.., в..юга, с..езд, серьёзный, лист..я, мен..ше, под..езд , вин..тик, мос..тик, гвоз..дик, с..ехать, мощ..ностъ, булоч..ная, гон..щик, в..езд.

Задание 5.

Повторение правописания О и Е после шипящих. Выполнить упражнение 20 . Двое работают по карточкам.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Карточка№2

с, над, перед, за

* 3адание 5.

Как с изменением ударения изменится смысл слова. Подберите свои подобные слова.

Ледник, отзыв.

(Ответы : ледник — погреб со льдом для скоропортящихся продуктов, ледник — масса движущегося льда; отзыв — устная или письменная оценка чего-либо,

отзыв — распоряжение покинуть какой-либо пост.)

5. Выводы по уроку.

— Какие виды орфограмм мы сегодня повторили?

…………………………………………………………………………………….

6. Домашнее задание.

Составить карточку для своего соседа по парте на орфограммы, которые повторили на уроке. Карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм.

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка№2

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.

…………………………………………………………………………………………………..

Урок 7(2)

(7 класс)

Карточка № 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Осторожный ш..рох, щ..тка для волос, капюш.. н куртки, ягоды крыж..вника, железная реш..тка, ж..лтый цветок, почетный горожанин, ч.. порный человек, маж..рный тон, крепкая беч..вка, красные щ..ки, пройти по ж..рдочке, ш..в на платье, жужжание пч..л, сдать зач..т, расчесать ч..лку, провести черточку, красный ш..лк, мамина расч..ска, заглянуть в щ..лку.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка№2

Урок 7(2)

(7 класс)

Поставьте существительные в творительный падеж единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за . Составьте и запишите предложения с пятью словами.

Ученица, туча, улица, столица, луч, плющ, ключ, товарищ, обруч, полотенце, рубеле, морозец, багаж, птица, камыш, кумач, душа, плечо, ноша, свеча, красавица, врач, деревце.