Что такое метаморфоза у человека. Прямые и образные метаморфозы образа персонажа как элемент художественной изобразительности

МЕТАМОРФОЗА

метаморфозы, ж. (греч. metamorphosis) (книжн.).

1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (науч.). Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза листа в усик.

2. Значительное изменение, необыкновенная перемена вчем-н. (шутл.). С ним произошла метаморфоза: он стал серьезным. Полная метаморфоза.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕТАМОРФОЗА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕТАМОРФОЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    превращение, преобразование …
  • МЕТАМОРФОЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metamorphosis), 1) превращение, преобразование чего-либо. 2) В биологии - см. Метаморфоз …
  • МЕТАМОРФОЗА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    превращение (Metamorphosis) - ряд изменений, которым подвергаются по выходе из яйца животные, оставляющие яйцевые оболочки в стадии, более или менее …
  • МЕТАМОРФОЗА
    [греческое] 1) превращение одной формы в другую, видоизменение; 2) переход одной стадии или одной формы послезародышевого развития некоторых животных в …
  • МЕТАМОРФОЗА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Превращение, полная, совершенная перемена. Какая-то м. с ним произошла. 2. биол. То же, что …
  • МЕТАМОРФОЗА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. То же, что метаморфоз (спец.). М. головастика в лягушку. 2. Полная, совершенная перемена, изменение (книжн.). С …
  • МЕТАМОРФОЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕТАМОРФ́ОЗА, превращение, преобразование …
  • МЕТАМОРФОЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    метаморфо"за, метаморфо"зы, метаморфо"зы, метаморфо"з, метаморфо"зе, метаморфо"зам, метаморфо"зу, метаморфо"зы, метаморфо"зой, метаморфо"зою, метаморфо"зами, метаморфо"зе, …
  • МЕТАМОРФОЗА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) биол. Видоизменение растений, организмов, их органов в процессе естественного развития. Метаморфоза гусеницы в бабочку. Метаморфоза корня и …
  • МЕТАМОРФОЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: превращение, обращение …
  • МЕТАМОРФОЗА в Новом словаре иностранных слов:
    1 (гр. metamorphosis) превращение, полная, совершенная перемена. 2 (гр. metamorphosis) биол. переход одной стадии или формы после-зародышевого развития …
  • МЕТАМОРФОЗА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: превращение, обращение (кн. …
  • МЕТАМОРФОЗА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МЕТАМОРФОЗА в словаре Синонимов русского языка:
    изменение, метаморфоз, перемена, перерождение, превращение, преображение, преобразование, …
  • МЕТАМОРФОЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) То же, что: метаморфоз. 2) Полное, совершенное изменение, преобразование (обычно внешнего вида кого-л., …
  • МЕТАМОРФОЗА в Словаре русского языка Лопатина:
    метаморф`оза, …
  • МЕТАМОРФОЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    метаморфоза, …
  • МЕТАМОРФОЗА в Орфографическом словаре:
    метаморф`оза, …
  • МЕТАМОРФОЗА в Словаре русского языка Ожегова:
    полная, совершенная перемена, изменениеLib С ним произошла м. метаморфоза == метаморфозSpec М. головастика в …
  • МЕТАМОРФОЗА в Словаре Даля:
    жен. , греч. превращение или принятие иного образа. Метампсихоза, переселение душ, переход души по …
  • МЕТАМОРФОЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    превращение, преобразование …
  • МЕТАМОРФОЗА в Толковом словаре Ефремовой:
    метаморфоза ж. 1) То же, что: метаморфоз. 2) Полное, совершенное изменение, преобразование (обычно внешнего вида кого-л., …
  • МЕТАМОРФОЗА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. то же, что метаморфоз 2. Полное, совершенное изменение, преобразование (обычно внешнего вида кого-либо, …

Под прямыми метаморфозами понимается перевоплощение персонажа в художественном произведении. Идея метаморфозы родилась в человеческом сознании на раннем этапе его развития - мифологическом. «Каждая вещь для такого сознания может превратиться в любую другую вещь, и каждая вещь может иметь свойства и особенности любой другой вещи. Другими словами, всеобщее, универсальное оборотничество есть логический метод такого мышления» . М. Бахтин, в свою очередь, утверждал, что в оболочке метаморфозы выражена идея развития, но не плавного и постепенного, а скачкообразного .

И в русском, и в мировом фольклоре широко распространены сюжеты, базирующиеся на архитипическом мотиве превращения. А. Гольденберг в своем исследовании обозначает четыре основных формы данного фольклорного архетипа: превращения обратимые и необратимые, переодевания и подмены .

В мифологии метаморфозы - это превращения одних существ или предметов в другие.

Во многих космогонических мифах исходным материалом, из которого благодаря метаморфозам возникают части мироздания или земли, служит тело убитого чудовища или другого мифологического существа. В ряде индоевропейских мифологических традиций части вселенной и земли возникают благодаря метаморфозам расчленённого тела умерщвлённого первого человека: Имира в скандинавской мифологии, Пуруши, в ведийской мифологии, перволюдей в среднеиранских и восточнославянских текстах.

Одним из наиболее характерных видов метаморфоз богов и некоторых других мифологических персонажей являются их временные превращения с последующим возвращением к первоначальному виду. Это характеризует большинство древнеегипетских богов (Ра, Гор и др.), героя кетского мифа - разорителя орлиных гнёзд (спасаясь от преследователей, он последовательно превращался в горностая, в трёхногого коня, оленя).

Сравнение мифов о преследовании с этиологическими мифами показывает, что постоянной остаётся сюжетная схема ряда метаморфоз центрального мифологического персонажа. Мотивировка метаморфоз может меняться, но существенно, что во всех случаях развитие мифологического сюжета осуществляется благодаря серии метаморфоз главного героя.

Смерть - переход в царство мёртвых в мифологии обычно рассматривается как метаморфоза: превращение человека (чаще - его души либо одной из его душ, если предполагается множественность душ у одного человека) в животное (чаще всего в птицу; иногда это превращение происходит не сразу после смерти, а спустя несколько лет, как в мифах ацтеков о небесном доме солнца), в человека другого пола (по древнемексиканским представлениям, умершая роженица становилась воином в образе женщины, надевала на том свете воинские доспехи и украшения) и т. п.

В позднейшей литературной традиции (как древневосточной, так и античной) метаморфозы сохранились как излюбленный сюжет, но подверглись переосмыслениям.

В поэме Овидия «Метаморфозы» собраны многочисленные мифологические сюжеты, касающиеся метаморфоз, но они нередко подвергнуты рационалистическому осмыслению; поэт выдвигает на первый план такие черты или признаки существ, подвергающихся превращениям, которые делают сами метаморфозы более понятными с точки зрения обыденного мышления.

У Апулея в романе «Золотой осел» метаморфоза приобретает частный, изолированный и уже прямо магический характер, она становится формой осмысления и изображения частной человеческой судьбы, оторванной от космического и исторического целого. На основе метаморфозы создается тип изображения целого человеческой жизни в ее основных переломных, кризисных моментах: как человек становится другим.

Таким образом, метаморфозы в мифологии являются основой для развития сюжета, который осуществляется благодаря серии превращений главного героя и других персонажей. То же наблюдается и в народных сказках.

Сказочные превращения

В большинстве сказок с превращениями современных европейских народов лежит демонологический принцип: это сказки о ведьмах, превращающихся в разных животных и в неодушевленные предметы, сказки о вовкулаках, о чудесных превращениях ученика колдуна или черта.

Обращение черта или ведьмы, изредка человека, в свинью встречается во многих легендах о святых, в древних сказках, в сказках малорусских (сказки А. Иванова) и болгарских («Сборник за народные умотворения»); обращение людей в собаку, кошку, козу, оленя, барана, змею и других животных («Живая старина»); превращения человека в камень (сборник польских сказок Хэлховского, Завилинского, Кольберга, в немецких сказках братьев Гримм, в русских - у Садовникова).

Сложные превращения человека в быка, дерево, щепку, цветок встречаются уже в древнеегипетской сказке в сборнике Мастеро и во многих современных сказках о брате баранчике и злой мачехе (например, у Садовникова). Обращение трех птиц в девиц и обратно составляет целый самостоятельный цикл сказок. Фольклорное исследование на эту тему провел У. Клоустон в работе «Народные сказки и предания, их миграция и трансформация».

Обращения в неодушевленные предметы также обычны в сказках, например в славянских - в копну, колесо, иглу, особенно часто - в дерево (Садовников, Худяков, Караджич). Обширный цикл сказок обнимает оборотничество двух гонимых любовников и преследующего их колдуна, например сказки у Садовникова (превращение в иглу, церковь и дьяка, в коня, рыбу, перстень и сокола), Афанасьева (в дерево, рыбу, монастырь). Почти столь же обширен цикл сказок об оборотничестве ученика черта или колдуна, уходившего от своего учителя. В сборниках сказки этого рода большей частью идут под заголовком «Ох» или «Ах». Таковы сказки в сборниках Садовникова, Манжуры, Добровольского и других.

Огромной популярностью и широким распространением пользуются сказочные мотивы превращения красавца или красавицы в какое-нибудь противное животное, чаще всего - в змея или лягушку (например, сказка «О царевне Лягушке»).

Особый цикл составляют сказки «О кобыльей голове и злой мачехе». В русских сказках кобылья голова выступает без метаморфоз, но в сходной новогреческой сказке голова обращается в молодца. Сравнительно реже встречаются в сказаниях и песнях превращения старухи в красавицу. Таков сюжет баллады о женитьбе Говена в сборнике шотландских и английских баллад Чайльда.

Таким образом, в народных сказках, представляющих жанр фольклора, превращения персонажей, с одной стороны, также как в мифах является основой развития сюжета, а с другой - отражает ранние языческие (нередко -пантеистические, а точнее - тотемические) представления об устройстве мира.

Метаморфозы и превращения в фантастической литературе

Развитие художественного приема метаморфоз обнаруживается в жанре фантастической литературы. Мотив превращения в фантастической литературе ассоциируется, как правило, с оборотничеством; оборотни, перевертыши, вампиры, ведьмы - результат воздействия магических сил или ритуалов.

И. Завальска в статье «Мотив превращения в современной русской фантастике» поставила вопрос о принципах этой трансформации, исследуя семантику превращения человека в «Другого» (по половым, расовым или биологическим признакам) .

В большинстве фантастических произведений персонажи подвергаются различным переменам, меняя свой первичный статус (обиженное животное становится богом, безответственный мужчина превращается в паука, женщина обнаруживает свою настоящую природу - она искусственный разум) и страдая от этого. Люди подвергаются овеществлению, им приходится менять гендер или общественный статус. Зачастую трансформации являются испытанием или наказанием героя. При этом происходящие перемены могут быть следствием случайности, предназначения или эволюции. При помощи мотива превращения в фантастике исследуются и оцениваются цивилизация, исторический процесс. Перемены доказывают, что мир не так прост и однозначен и строится по совсем другим законам, чем казалось героям до превращения. Увидеть мир глазами «Другого» дано не каждому, все они избраны для опровержения единой и связной картины мира.

Метаморфозы в Новое время

В Новое и Новейшее время «превращение» потеряло свою жанровую атрибутику. Уже не жанр, а прием сюжетной структурализации - вот что такое «метаморфоза» в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» (1858) и в повести Ф. Кафки «Превращение» (1912).

Превращение в сказке Аксакова выстроено как сознательный пандан к вставной новелле об Амуре и Психее из романа Апулея «Золотой осел», где ее рассказывает старуха, используя фольклорную стилистику. Аксаковский позитив финального превращения лесного зверя в принца, красавца писаного, контрастирует с неизменным негативом превращения в повести Кафки, заканчивающейся смертью не преображенного героя, чье тело-панцирь служанка выбрасывает на помойку.

Помимо прямых метаморфоз, описанных нами выше, для создания художественного образа в литературе используются образные или семантические метаморфозы, присутствующие в поэзии А. Ахматовой, И. Анненского, В. Майкова, прозе Н. Гоголя, Ф. Достоевского. Семантика таких метаморфоз претерпела изменения в связи с новым осмыслением в XX веке.

Так, В.В. Виноградов выделяет в поэзии А. Ахматовой формы сочетания символов-предложений как систему приемов, с помощью которых создается поэтический образ. Такие приемы он обозначает как семантические метаморфозы .

Отголоски «мифологического мышления» в поэзии Ахматовой можно найти в стихотворениях «Anno Domini» («Еще недавно ласточкой свободной / Свершала ты свой утренний полет»), «Белая стая» («Я к нему влетаю только песней / И ласкаюсь утренним лучом»), «У самого моря» («А тайная боль разлуки / Застонала белою чайкой...»). Все эти «превращения» созерцаются героиней как реальность. По мнению В.В. Виноградова языковые метаморфозы используются здесь как средство изображения восприятия мира лирическим героем. Он отмечает, что эта форма метафорического преобразования, получившая широкое распространение в последних сборниках стихов Ахматовой, присутствует и в ее ранних произведениях. Эксперименты в этом направлении есть уже в «Вечере»: «Я живу, как кукушка в часах». Далее два раздельно сопоставленных ряда сплетаются метафорически: «Не завидую птицам в лесах, / Заведут, и кукую». В.В. Виноградов использование такой семантической метаморфозы Ахматовой называет изысканным сравнением. Сложную систему сплетения словесных рядов, включающую словесную метаморфозу («ты превращен в мое воспоминанье»), представляет стихотворение «Белая стая»: «Как белый камень в глубине колодца, / Лежит во мне одно воспоминанье...». Для определения метаморфозы «западни» Ахматова использует здесь символ «башня уединения»: «И стройной башней стала западня, / Высокою среди высоких башен». В данном случае происходит метаморфоза в способе представления западни, в ее созерцании. И естественно, что вслед за этим течет вереница символов, которые ассоциацией по смежности связаны с образом «башни», служат целям его развития . Таким образом, образная или семантическая метаморфоза в отличие от прямой метаморфозы может рассматриваться, прежде всего, как одно из языковых средств, использующихся для создания художественного образа. Итак, обзор литературы по проблеме изображения персонажа и его образа тела в художественном произведении позволяет сделать следующие выводы:

1. В образах персонажей рельефно и ярко воплощается содержание эпических и драматических произведений, это - первичная сторона их формы, во многом определяющая и сюжет, и подбор деталей, и речевые средства.

Портретная характеристика персонажа является одним из важнейших художественных средств, позволяющих понять самые сложные и противоречивые характеры. В отличие от живописного и скульптурного, портрет в литературном произведении наиболее динамичен: он передает не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности.

2. Существуют разные подходы к пониманию термина «образ тела». В психоанализе - это субъективное восприятие человеком своего тела. В культурологии и литературоведении этот термин понимается шире, как материально-телесная часть образа персонажа художественного произведения. Тело рассматривается в связи с некоторыми литературными явлениями, например, гротеском, либо как своеобразная метафора текста.

3. Идея метаморфозы родилась в человеческом сознании на раннем этапе его развития - мифологическом. Метаморфозы в мифологии - это превращения одних существ или предметов в другие, которые являются основой для развития сюжета. В народных сказках, представляющих жанр фольклора, превращения персонажей приобретает еще одно значение - отражение ранних языческих представлений об устройстве мира. И в русском, и в мировом фольклоре широко распространены сюжеты, базирующиеся на архитипическом мотиве превращения. Развитие художественного приема метаморфоз обнаруживается в жанре фантастической литературы. При помощи превращения здесь исследуются и оцениваются цивилизация, исторический процесс.

Помимо прямых метаморфоз для создания художественного образа в литературе используются образные или семантические метаморфозы, которые могут рассматриваться, прежде всего, как одно из языковых средств.

1. Резкое преобразование формы и структуры, которое встречается у насекомых (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь). 2. Преобразование личности.


Смотреть значение Метаморфоза в других словарях

Метаморфоза — ж. греч. превращение или принятие иного образа. Метампсихоза, переселение душ, переход души по смерти.
Толковый словарь Даля

Метаморфоза — метаморфозы, ж. (греч. metamorphosis) (книжн.). 1. Превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций (науч.). гусеницы в бабочку. листа........
Толковый словарь Ушакова

Метаморфоза Ж. — 1. То же, что: метаморфоз. 2. Полное, совершенное изменение, преобразование (обычно внешнего вида кого-л., чего-л.).
Толковый словарь Ефремовой

Метаморфоза — -ы; ж. Книжн.
1. Коренное изменение кого-, чего-л.; превращение. С кем-л. произошла м. - он стал следить за своей внешностью. Быстрая м. После реконструкции дом претерпел........
Толковый словарь Кузнецова

Метаморфоза — превращение, преобразование чего-либо.
Большой энциклопедический словарь

Метаморфоза — - превращение, преобразование чего-либо.
Исторический словарь

Метаморфоза — (от греч. metд между, после, вслед за и morphe - форма) - превращение форм, изменение, преобразование (см. Морфология).
Философский словарь

МЕТАМОРФОЗА значение

Малый академический словарь русского языка

метаморфоза

Значение:

Ы, ж. и (спец. ) метаморфоз , -а, м.

1. Книжн.

Превращение одной формы чего-л. в другую; видоизменение.

Гераклит везде видит огонь; для него вода - потухший огонь, земля - окрепнувшая вода ---. Итак, вся природа - метаморфоза огня. Герцен, Письма об изучении природы.

2. (обычно метаморфоз, -а, м. ). Биол.

Изменение формы и строения органов растений в процессе их исторического развития или изменение внешнего вида и образа жизни животных при переходе из одной стадии развития в другую. Метаморфоз корня и листьев растений. Метаморфоз гусеницы.

Метаморфоз головастика в лягушку.

3. (метаморфоза, -ы, ж. ).

Коренное изменение кого-, чего-л.; превращение.

Непонятно такое наглое воцарение Фомы Фомича в чужом доме; непонятна эта метаморфоза из шута в великого человека. Достоевский, Село Степанчиково.

{Я} увидел сущую метаморфозу. На месте старого пепелища стоял порядок новых домов. Салтыков-Щедрин, Деревенский пожар.

{От греч. μεταμόρφωσις - превращение}

Сборный словарь иностранных слов русского языка

метаморфоза

Значение:

МЕТАМОРФОЗА

{гр. metamorphosis} - превращение, полная, совершенная перемена.

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

МЕТАМОРФОЗА

греч. metamorphosis, от meta, и morphe, вид. Превращение.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

МЕТАМОРФОЗА

превращена, видоизменение.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

МЕТАМОРФОЗА

превращение, видоизменение, преобразование; в зоологии - процесс развития до установления окончательной формы данного вида (особенно рельефен у насекомых, проходящих до полного своего развития формы яйца, личинки и куколки); в ботанике - видоизменение какого-нибудь типического органа в другой (напр. - тычинок в лепестки у махровых цветов).

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

МЕТАМОРФОЗА, МЕТАМОРФИЗМ

(греч. metamorphosis, от meta, и morphe - вид). Превращение, оборотничество.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

МЕТАМОРФОЗА синонимы

Словарь русских синонимов

метаморфоза

Синонимы:

перемена, превращение, обращение; перерастание, переворот, изменение, переход, видоизменение, перевоплощение, метаморфоз, трансформация, претворение, перерождение, преобразование, преображение, овидиевы превращения

Метаморфозы, в мифологии превращение одних существ или предметов в другие. В наиболее архаичных своих формах Метаморфозы отражают существеннейшие черты ранней мифопоэтической мысли: представление о тех нечётких (расплывчатых) множествах, членами которых могут быть боги наравне с животными, людьми и неодушевлёнными предметами, иногда переходящими в друга благодаря Метаморфозам ; осознание непреодолимых границ между разными царствами ("тот свет" и "этот свет", "мир живых" и "мир мёртвых"), благодаря чему переход из одного в другое возможен лишь посредством обязательных Метаморфоз ; наконец, рассмотрение предметов и существ как возможных обиталищ (часто временных) того или иного духа или бога (что и составляло древнюю обрядовую основу мифологических Метаморфоз ). Самый архаический вид Метаморфоз связан с тотемическими представлениями (в австралийской мифологии и др.). В дальнейшем Метаморфозы становятся формальным приё сюжетосложения (в частности, внутри волшебной сказки). Во многих космогонических мифах исходным материалом, из которого благодаря Метаморфозам возникают части мироздания или земли, служит тело убитого чудовища или другого мифологического существа. Так, в ацтекском мифе боги и разрывают на части богиню Тлатекутли, превращают её волосы в деревья, цветы и травы, глаза - в источники, рот - в потоки, плечи - в и т.п.; сходные Метаморфозы претерпевает расчленённое тело чудовища в аккадской мифологии; в ряде индоевропейских мифологических традиций части вселенной и земли возникают благодаря Метаморфозам расчленённого тела умерщвлённого первого человека: Имира в скандинавской мифологии, Пуруши в ведийской мифологии, перволюдей в среднеиранских и восточнославянских текстах. Иногда первичным материалом для создания частей земли (или земного ландшафта) служат не сами существа, а их выделения (в дагомейской мифологии - это экскременты змеи-радуги ); в гротескном плане подобные Метаморфозы нередко фигурируют в мифах о трикстерах (койот у североамериканских индейцев, у коряков и др.).
Одним из наиболее характерных видов Метаморфоз богов и некоторых других мифологических персонажей являются их временные превращения с последующим возвращением к первоначальному виду (см.). Это характеризует большинство древнеегипетских богов ( , Гор и др.), героя кетского мифа - разорителя орлиных гнёзд (спасаясь от преследователей, он последовательно превращался в горностая, в трёхногого коня, оленя). Сравнение мифов о преследовании с этиологическими мифами показывает, что постоянной остаётся сюжетная схема ряда Метаморфоз центрального мифологического персонажа. Мотивировка Метаморфоз может меняться, но существенно, что во всех случаях развитие мифологического сюжета осуществляется благодаря серии Метаморфоз главного героя.
Особый вид представляют собой Метаморфозы неодушевлённых предметов, когда (чаще всего благодаря чудесному воздействию богов или других персонажей) эти предметы оживают. Метаморфозы фигурок из дерева (или из глины), которых превращает в людей (а затем усыновляет), характерны для северо- и центральноамериканских индейских и палеосибирских - юкагирских и енисейских (кетских) мифов. Позднейший след аналогичных сюжетов сохраняется в сказочном фольклоре - в рассказах об оживающем человечке из дерева и в их литературных обработках (Пиноккио, Буратино и т.п.). В мифах многих народов Евразии (особенно Восточной Азии) и Америки в распространённом мотиве магического бегства спасающийся от преследования бросает позади себя последовательно предметы (чаще всего три), которые благодаря Метаморфозам преграждают его преследователям (ср. статьи Идзанаки и Идзанами , ). Аналогичного характера Метаморфозы - в самодийских, юкагирских, чукотских и других мифах того же сюжета. В мотиве магического бегства совпадает не только число и характер бросаемых предметов (материала, претерпевающего М.), но и характер препятствий, возникающих благодаря Метаморфозам этих предметов на пути преследующих. Метаморфозы предметов, бросаемых во время магического бегства, и Метаморфозы самого преследуемого героя и его преследователя нужно рассматривать как разные варианты единого мифологического мотива Метаморфоз .
- переход в царство мёртвых в мифологии обычно рассматривается как Метаморфоза : превращение человека (чаще - его души либо одной из его душ, если предполагается множественность душ у одного человека) в животное (чаще всего в птицу; иногда это превращение происходит не сразу после смерти, а спустя несколько лет, как в мифах ацтеков о небесном доме солнца), в человека другого пола (по древнемексиканским представлениям, умершая роженица становилась воином в образе женщины, надевала на том свете воинские доспехи и украшения) и т.п.
В некоторых мифологических традициях животные выступают не только как результат Метаморфозы , но и как материал Метаморфозы , при этом часто Метаморфоза окутана тайной и считается постыдной (у фон в Африке, если потомков царицы назовут детьми леопарда, они должны покинуть страну). Достаточно распространены также Метаморфозы , результатом которых является превращение в .
Особенно распространённый вид Метаморфоз (в мифах Южной Азии, Австралии, Океании, Южной Америки и др.) - превращение мифологических существ (или исторических персонажей) в камень (или каменное изваяние).
По способу превращения можно разделить Метаморфозы на временные (обычно характерные для богов и других высших мифологических существ) и постоянные (более характерные для человека или его души). Однако учение о перевоплощении или переселении душ (метампсихозе), в частности в его развитых формах в индейских мифологических и религиозно-философских системах, допускает длинный (в принципе бесконечный) ряд Метаморфоз и для людей (и их душ).
В позднейшей литературной традиции (как древневосточной, так и античной) Метаморфозы сохраняются как излюбленный сюжет, но подвергаются переосмыслениям. В поэме Овидия "Метаморфозы" собраны многочисленные мифологические сюжеты, касающиеся Метаморфозы (см. ст. , , Актеон , , , , и др.), но они нередко подвергнуты рационалистическому осмыслению; выдвигает на первый план такие черты или признаки существ, подвергающихся превращениям, которые делают сами Метаморфозы более понятными с точки зрения обыденного мышления (ср. "Золотого осла" Апулея). В европейской и американской литературе времени романтизма (Э. Т. А. Гофман и др.) сюжеты, связанные с Метаморфозами , иногда получают новое осмысление в духе поэтики иррационального, сохраняя древние архетипические истоки. Классическим образцом нового осмысления в литературе 20 в. мотива Метаморфозы человека (сохраняющего все черты своей психологии), превращающегося в животное (насекомое), является повесть Ф. Кафки "Превращение". В поэзии (И. Анненский, А. Ахматова, П. Валери и др.) и в изобразительном искусстве широко используется мотив окаменения человека (или пары людей), их превращения в камень.

Лит.: Богоpаз-Тан В. Г., Миф об умирающем и воскресающем звере, в сб.: Художественный фольклор, 1, М., 1926, с. 66-71; Иохельсон В. И., "Магическое бегство" как общераспространенный сказочно- мифологический эпизод, в кн.: Сборник в честь семидесятилетия проф. Д. Н. Анучина, М., 1913, с. 155-66; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Aarne A., Die magische Flucht. Eine Mдrchenstudie, Hels., 1930 (Folklore Felloros communications, v. 33, No 92-93); Firth R., Twins, birds and vegetables: problems of identification in primitive religious thought, "Man", 1961, v. 61; Hocart A. M., Turning into stone, в его кн.: The life-giving myth and other essays, 2 ed., L., 1970, p. 33-39; Kees H., Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der Alten Agypter. Grundlagen und Entwicklung bis zum Ende des Mittleren Reiches, 2 Aufl., B., 1956; его же, Der Gцtterglaube in Alten Agypten; 2 Aufl., B., 1956, Lйvi-Strauss C., La pensйe sauvage, P., 1962, его же, Mythologiques, t. 1, 4, P., 1964-71, его жe, La vole des masques, v. 1-2, Gen., 1975, Strehlow T. G. H., Aranda traditions, Melb, 1947, его же, Personal monototemism in a polytotemic community, в сб.: Festschrift fьr Ad. K. Jensen, Bd 2, Mьnch., 1964, S. 723-54.