Духовный смысл праздника. В чем духовный смысл праздника Сретения? Важнейшие черты праздничного богослужения

Внутренние изменения, необходимые человеку для соединения с другими, вплоть до полного слияния в единстве, объединении, взаимном участии, которое уравновешивает нас с природой – это не простой процесс. Этапы таких изменений складываются в цикл, в итоге замыкающийся в начальной точке.

Весь этот цикл нам нужно пройти для того, чтобы исправить себя и стать полезной частью природы, а не раковой опухолью внутри нее, которая пожирает все вокруг себя и разрушает Земной шар. Человек должен стать источником здоровья, комфорта, добра и равновесия в природе.

Каждый год эти состояния возвращаются словно по спирали, повторяясь на все более высоких ступенях. В сущности, год – это количество этапов, которые нам необходимо пройти в своем объединении для того, чтобы достичь цели.

Такой цикл этапов исправления был раскрыт в древности Авраамом, который научил ему своих учеников, давших впоследствии начало еврейскому народу. И потому он отражен в годичном цикле еврейских праздников.

Нужно понять, что еврейские праздники – это не традиция какой-то страны или одного народа, а символы особых духовных состояний, в которых мы достигаем взаимной отдачи, любви друг к другу на все более высоких ступенях и с большей глубиной вовлечения в это соединение нашего сердца и разума.

Это не празднование каких-то исторических событий, пережитых отдельным народом, не относящихся к общей программе природы. Эти праздники отражают духовные состояния народа как общности людей. Они уже заложены в природе как определенные ступени нашего подобия ей на пути продвижения к равновесию и гармонии с природой.

Отождествляя себя с народом и соединяясь между собой в какой-то мере, мы достигаем некой ступени единства, заложенного в природе – и празднуем именно это событие. Поднявшись еще немного, на следующую ступень единства в природе и тождественности ей – мы снова празднуем это достижение.

Человек сам не устанавливает праздники по своему решению, а празднует достижение подобия, слияния, уже существующего в природе. Поэтому эти праздники невозможно изменить.

В нашем сегодняшнем состоянии мы абсолютно противоположны интегральной природе. Все части природы связаны в единую систему, на все сто процентов. И только человеческий род находится в полном разрушении и обратен природному единству.

Но если человечество или сначала хотя бы его часть сделает себя подобной природе, приблизившись к ее единой, общей форме, то достигнет некой степени единства. Прежде всего, нам нужно осознать, что мы ненавидим друг друга. Такова наша природа, с которой мы рождены.

Это называется осознанием зла, нашей противоположности природе, не позволяющей нам достичь гармонии с ней, гомеостазиса. Для этого необходимо внутреннее выяснение, суд над самим собой. Такое покаяние, предшествующее началу Нового Года, и называется месяцем Элуль.

В это время мы выясняем свое истинное положение относительно того доброго и прекрасного состояния единства, к которому обязаны прийти. То есть мы раскрываем, каким должно быть исправленное состояние, сравниваем его со своим текущим состоянием, видим огромный разрыв между ними, и поэтому вершим суд над собой.

Мы понимаем, какими преступниками являемся и что нам нужно с собой сделать. Тогда мы начинаем организовывать свою работу, чтобы начать продвигаться к соединению. Мы провозглашаем силу, присутствующую в природе и объединяющую все ее части – царем над собой! Эта сила, удерживающая вместе всю эту систему, становится нашей целью. Мы желаем стать подобными ей.

Это называется началом Нового Года () – началом наших изменений, нового цикла, в конце которого мы хотим стать точно такими же, как общая сила, царствующая в природе.

В праздничном круговороте

Новый год - это только начало длинной цепочки внутренних исправлений, по которой мы начали шагать. Потом мы начинаем понимать свою миссию в этой цепочке, приходим к Судному дню () и производим еще более строгий суд над самими собой.

Мы решаем, что надо сделать, чтобы достичь той силы, которую поставили перед собой как цель. Эта сила едина, и нам тоже нужно стать одним человеком, объединив все человечество.

В это объединение входит уже не только маленькая группа, когда-то сбежавшая из Древнего Вавилона, и не только народ Израиля – к этому единству с общей системой природы должно прийти все человечество. Так мы понимаем мощь и уникальность Судного Дня.

Кульминационная точка Судного Дня – это чтение отрывка из книги Пророков "Мафтир Йона" о пророке Йона, посланного Вс-шним в Нинве с предупреждением, что если его жители не раскаются, город будет разрушен. История рассказывает, что Йона хотел сбежать от своей миссии привести к исправлению все человечество, которое олицетворял город Нинве. Но события развивались так, что он понял, что убежать не удастся, и он обязан выполнить данное ему поручение.

Так и народ Израиля, подобно пророку Йона, зная о своей миссии и обладая силами для ее выполнения, обязан вывести за собой весь мир, весь "город Нинве".

А затем приходит праздник , когда мы садимся в тени специального шалаша, сукки, то есть покрываем себя экраном. Четыре символа праздника Суккот: лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветки мирты), аравот (ветки речной ивы), этрог (цитрусовый плод) – символизируют полную АВАЯ, то есть четыре этапа раскрытия высшей силы в своем исправленном желании насладиться.

В нашем эгоистическом желании есть четыре слоя, которые нам нужно исправить. Эгоизм – это то, что стоит между нами и мешает нам объединиться. А если мы можем сомкнуть все формы эгоизма вместе (взять в руки все четыре символа Суккота) и направить прямо к силе единства, это значит, что мы совершаем благословение "арба миним".

После Суккота наступает праздник "Симхат Тора" (Радость Торы). Мы радуемся той высшей силе, которая все время приходила к нам и помогала произвести исправления, пройти все их этапы.

Затем мы приходим к празднику . Это состояние, когда мы ничего не хотим – только смотрим на праздничные свечи, но не используем. Ханука – это духовный праздник, ведь мы только радуемся свету, тому, как в нас воцаряется высшая сила и отделяет нас от нашего эгоизма, от зла в нас. А мы все вместе хотим присоединиться к этой высшей силе.

Следующий праздник – , стоящий напротив Йом Кипура (Ки-пурим - "Словно Пурим"). В Йом Кипур соблюдается полный пост, а в Пурим, наоборот, много едят, пьют, веселятся. Есть заповедь напиться в Пурим до такого состояния, когда не можешь отличить Амана от Мордехая, грешника от праведника.

Ведь мы уже не такие эфемерные, как в Хануку, лишенные всякого эгоизма – а наоборот, исправляем свое зло. Мы исправляем весь прежний эгоизм и злые порывы против соединения. А потому этот праздник является обратным Судному Дню, Йом Кипуру, который "Словно Пурим". В Йом Кипур только раскрываются неисправленные желания, а в Пурим они уже исправляются.

Теперь уже можно соединить все желания и стремления в одно целое. Каждый может дарить другим подарки, демонстрируя свою любовь. Так мы и приходим к состоянию: "не отличить грешника от праведника", ведь все исправлено. Разрешено делать все, что угодно, и это будет хорошо! Нет никакой разницы между людьми. Все наши порывы, желания, мысли – правильные.

А следующий праздник, символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Мы выходим из своего эгоизма, "переступаем" (пасах) через него, освобождаемся от рабства, от власти своего эгоистического желания, которое правит нами, и поднимаемся над ним.

Затем начинается отсчет дней Омера, когда мы подсчитываем исправления своих желаний, пока не приходим к празднику Шавуот – Дарования Торы. Мы выясняем, что обязаны получить высшую силу, которая исправит нас, потому что в нас есть только злое начало. Ведь в придачу к злому началу, создано также средство для его исправления – Тора, свет, возвращающий к источнику.

Праздник Шавуот, получения Торы, означает, что мы обязаны получить силу свыше для своего исправления. С помощью этой силы мы строим себя, но не можем удержаться в этом состоянии и разбиваемся. Это крушение олицетворяет день 9-е Ава. Так замыкается весь круг.

Именно за счет того, что мы построили себя и разбились, мы понимаем причины своего падения и всю глубину зла. Прежде это зло было скрыто и не проявлялось в достаточной мере, но теперь мы понимаем, что нуждаемся в еще большем его исправлении. Исправляя это зло, мы достигаем конца исправления.

Это все равно, что дать себе обещание не есть сладкого, и вдруг попасть в кондитерский магазин, где столько вкусных пирожных, что совершенно забываешь о своем обещании, о том, что сахар для тебя - яд. Наслаждение берет тебя в плен, и ты оказываешься в его власти.

Такая же ситуация складывается и 9-го Ава, только в огромных масштабах. Но на этом крушении мы изучаем, на какую глубину нам требуется исправить себя, чтобы выстоять против того огромного "кондитерского магазина", который нас запутывает. Ведь нужно исправить себя не по отношению к какой-то маленькой конфетке, а относительно всего огромного эгоизма.

Так мы достигаем полного исправления – приходим к единству и этим уподобляемся всей природе. Но и этого не достаточно. История пророка Йоны напоминает нам, что мы обязаны позаботиться обо всем остальном человечестве. И тогда народ Израиля, исправивший себя, передает эту методику всему человечеству – приходит к нему словно в город Нинве, чтобы его исправить.

Так весь мир достигает состояния благоденствия, и этим замыкается весь круг, который символизируют нам еврейские праздники.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Причина празднования

Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.

Особенности праздника Сретения Господня

Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

Что следует понимать под «сретением»?

Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».

Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.

Что случилось в тот день?

Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.

О какой благодарственной жертве идет речь?

Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.

По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».

Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?

Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?

Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.

Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.

Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?

Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».

То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.

Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.

Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.

Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.

Что еще известно о праведном старце?

В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.

По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.

Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами. Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства. Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица. Что известно о ней?

Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.

Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

История праздника Сретения Господня

Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.

Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».

Откуда это известно?

До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов. Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы. Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Легенда из византийской Антиохии

Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы. Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно. Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.

Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.

Различия в названиях праздника

Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».

Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.

Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.

О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?

В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.

С чем было связано такое изменение?

После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.

Когда освящают свечи в русских епархиях?

Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.

«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы

Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.

Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.

Сретение и приметы

В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.

Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась».

Погода и праздник

День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.

«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».

Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.

«На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних».

«На Сретение капель — урожай пшеницы».

«На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Здравствуйте, дорогие наши посетители! Праздник Сретения Господня (празнуемый 15 февраля), уже прошел. Но, все же, мы еще раз предлагаем Вам окунуться в этот торжественный день и понять весь его глубокий смысл.

«Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно, -пишет иеромонах Иов (Гумеров). — Русское слово встреча не передает главного значения церковно-славянского понятия сретение. Встречаются обычно равные.

«А здесь, - как заметил митрополит Вениамин (Федченков), - более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 170–171). Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15) и как первенец Девы (Мф. 1: 25) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое на земле заканчивается великим событием: воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя Отцу во искупление человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2: 30–32). Эта благодарственная песнь по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава (Ис. 11: 10). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев - ожидаемый людьми Мессия-Христос, Сын Давидов (см.: Мф. 1: 1), К оторый, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамение разделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? - Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (Святитель Иоанн Златоуст). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16).

На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча - церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит (см.: 12: 2–4), посвящение первородного сына Богу (см.: Числ. 3: 13), символический выкуп его (Исх. 13: 13). Однако легко увидеть, что духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю. Ныне (Лк. 2: 29) означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Святой праведный Симеон говорит об исходе из этого мира (глагол отпущаеши в греческом и славянском текстах стоит в настоящем времени). Вдохновенная речь старца Симеона полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования. По святоотеческому преданию, святой пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи, Пречистую Деву, пришедшую по закону для исполнения обряда, поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц (женам, имеющим мужей, становиться там не позволялось). И когда книжники и фарисеи стали выражать негодование, Захария возвестил, что сия Матерь и по рождестве остается Девой и чистой: «по сему и я сию Матерь не устранил с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание, трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Р.Х. с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии, дошел он до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7: 14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь. По преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-ом году своей жизни. Его святые мощи были перенесены при императоре Иустине Младшем (565–578) в Константинополь и положены при Халкопратийском храме в пределе святого апостола Иакова.

Молитва святого Симеона Богоприимца (ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко) поется (в праздничные дни) или читается (во время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.

Малков П.Ю.

Место праздника в границах православного богослужебного года

Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности. Безусловно Сретение - двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен - к Господским или Богородичным? - поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он - Господский, а ряд других, напротив, о том, что он - Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.

Сретение Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Само слово "сретение" в переводе с церковно-славянского языка означает "встреча". В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм - во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (см. книгу Левит 12:1-8). В соответствии с этим законом, женщины после родов на сороковой или тридцатый день (в зависимости от того, кто у них родился - мальчик или девочка) должны были приходить в храм для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Посещает храм, ради принесения такой жертвы, и Богоматерь. Ею приносятся два голубиных птенца - жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. Вероятно, обычно после принесения такой жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним две молитвы: одну - на тему закона о принесении выкупа, другую - с благодарением за рождение первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном (по Преданию Церкви - одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык), которому некогда было обещано Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшего на Землю Спасителя мира. Симеон был уже очень стар и превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему, ибо по Божественному обетованию он должен был увидеть родившегося Христа. И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на свои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христианских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: "ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое (т.е. принесенное нам Тобою), которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался - по Своей любви к людям - истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: "сретение", наконец, состоялось.

Произносит он также и другие (тоже очень важные) - провидческие слова. Обращаясь к Богоматери, Симеон пророчествует о Ее Сыне: “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, ... да откроются помышления многих сердец”, и, кроме того, добавляет, говоря уже о судьбе Самой Марии: “и Тебе Самой оружие пройдет душу”. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Отныне уже нельзя будет пребывать в спокойном, “комфортном” безразличии к вопросам веры, равнодушно отказываясь от следования за Истиной: с этого дня человечество должно разделиться как бы на “два лагеря” по принципу - “за Христа и в Боге” или “против Христа и вне Бога”. Слова же об “оружии”, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы - это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит испытать в тот день, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Собственного Сына.

Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, - Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа.

После исполнения всех предписанных законом обрядов, Святое Семейство вернулось домой - в город Назарет (см. Евангелие от Луки 2:22-39).

Духовный смысл праздника

Смысл праздника Сретения - в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода - лицом к лицу - с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека - Ветхим и Новым.

Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования. Например, в проповеди на Сретение, приписываемой святителю Кириллу Иерусалимскому (IV в.), говорится: “Итак, придите... Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя... Все ныне, и всегда празднственные возопием песни... С Сионом сретим, со храмом освятимся, с Девою величая, возрадуемся, с Иосифом принесем, аки два горличища (как два голубиных птенца) душу и тело, с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем, да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя - долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня.

Еще на заре истории человеческого рода происходит страшное и гибельное по своим последствиям для людей событие: их расставание, разлука с Богом. Адам и Ева - первые люди - самовольно вкушают плод от запретного Древа познания добра и зла, тем самым преступая единственное наложенное на них пока Творцом ограничение.

Отпав от Божественной Правды, нарушив эту заповедь, Адам и Ева сами воздвигли между собой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор - долго, но безуспешно - искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов.

Но все это время и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Его любовь - человека. Уже в самый день грехопадения ищет Господь среди святых садов древнего Рая-Эдема Свое падшее создание - Адама, взывая к нему: "Где ты?".

Конечно же, такое призывание не означает, что Бог в тот день не знал, где "физически" находится Адам, или не мог обнаружить его местопребывания. Просто подлинное единство двух личностей - это, прежде всего, единство взаимопонимания и любви. И вот такого чувства живого и действенного единства, чувства радостной, доверчивой любви и не мог найти тогда Господь в сердце Адама. “Падший” Адам уже не предстоял пред Богом в прежней своей открытости и жертвенности полного послушания: он пытался скрыться от Него в тени райских деревьев; ведь, с нарушением им воли Божией, с грехопадением - на смену прежней любви к Богу в душу Адама вошло ощущение страха и отчуждения от Него.

И все же настал тот день, когда ветхий уже и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца Христа, возвестив о приходе в этот мир его Творца. Отныне уже человечество - в лице Симеона - ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя. Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал - Самого Бога.

История возникновения праздника

Источники говорят о том, что праздник Сретения возник и существовал в Иерусалимской церкви с IV-V в. - как торжество, завершавшее сорокадневный цикл Богоявления, посвященного воспоминанию целого ряда евангельских событий. Именно поэтому в то время он и не рассматривался как отдельный, самостоятельный праздник.

В конце V в. - в Риме, и в середине VI в. - в Константинополе (во времена Императора Юстиниана) Сретение становится уже самостоятельным Господским праздником.

И на Востоке и на Западе дата праздника оказалась увязана с днем Рождества Христова: Сретение отмечалось на сороковой день после Рождества. С середины VI века день празднования Рождества, а значит, и Сретения, на Западе и на Востоке уже практически повсеместно (за исключением Армении) совпадают. Распространению праздника Сретения, как и сугубому церковному почитанию этого события Священной истории, весьма способствовал своей активной деятельностью святой император Юстиниан.

Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов

Богослужебные тексты праздника составлены виднейшими древнецерковными песнотворцами. Так, часть стихир на “стиховне” и канон праздника написаны преподобным Косьмой Маюмским (VII-VIII в.), часть стихир на “Господи воззвах” и стихир на литии - святым патриархом Германом Константинопольским (VIII в.); в текст службы включены также стихиры, принадлежащие святым Андрею Критскому (VII-VIII в.) и Иоанну Дамаскину (VIII в.), - по одной стихире на литии.

Уже с момента возникновения праздник Сретения, казалось бы, по всему своему характеру - явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепенно трансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своем чинопоследовании все же зафиксировался в виде “смешанного” праздника, заключающего в себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.

Сретение Господне православные христиане и греко-католики отмечают в середине февраля – пятнадцатого числа. Праздник посвящен принесению в Иерусалимский Храм 40-дневного Иисуса Христа.

Иконография Сретения. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

Причина празднования

Церковь и простые миряне 15 февраля будут в очередной раз вспоминать о важной духовной встрече Спасителя в младенческом возрасте с Симеоном (старцем) в Иерусалимском Храме Господнем. Это событие, состоявшееся после рождения Иисуса на сороковой день, описано в Новом завете, в Евангелии от Луки.

Особенности праздника Сретения Господня

Праздник входит в так называемые двунадесятые торжества. Речь идет о самых главных православных праздниках на протяжении одного года. Еще одна важная деталь – Сретение всегда приходится на пятнадцатое февраля, то есть оно не является так называемым переходящим праздником.

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира

Что следует понимать под «сретением»?

Как известно, в русской православной традиции используется церковно-славянский язык. В нем слово «сретение» употребляется вместо современного русского – «встреча».

Празднование духовного смысла сретения Иисуса младенца с Симеоном установлено православной церковной властью на основании текста в Евангелии от Луки.

Что случилось в тот день?

Дева Мария и Иосиф Обручник по установленной законом традиции явились вместе с младенцем Иисусом в Иерусалим. Им предстояло в Храме принести Всевышнему Богу в знак благодарности за своего первенца небольшую жертву.

О какой благодарственной жертве идет речь?

Чтобы уяснить этот вопрос, нам придется окунуться в мир ветхозаветных законов. Для еврейских женщин в то время существовал запрет посещать Храм после рождения мальчика целых сорок дней, а после рождения девочки – восемьдесят дней.

По завершению такого срока мать с ребенком должны были явиться к священникам для приношения Господу благодарственной и очистительной жертвы. Фактически это были два различных жертвоприношения – годовалый ягненок без физических недостатков и голубка. Но для бедных слоев населения позволялось послабление – замена ягненка голубкой. Отсюда и пошло церковное выражение «две горлицы или два птенца голубиных».

Для мальчика, который появлялся в семье первым, на сороковом дне после рождения был предусмотрен еще и специальный обряд посвящения Богу. Подчеркнем особо, что предусматривалась не просто дань некой привившейся традиции, а строгое следование Моисееву закону. Основание – радость освобождения от египетского рабства на протяжении четырех сотен лет и великий исход в Землю Обетованную.

Сретение. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Почему пресвятая Дева Мария нуждалась в очищении?

Христианство считает, что зачатие Иисуса Господа было непорочным. Разве это не говорит о том, что обряд очищения для Марии не был необходимостью?

Да, это, несомненно, так. Тем не менее, святая женщина пришла в Иерусалимский Храм для точного исполнения Закона, с благородной целью проявить нам свою исключительную кротость.

Для очистительной жертвы Богородица избрала, как символ бедности, скромности и целомудрия, двух голубиных птенцов.

Симеон Богоприимец. Что мы должны знать о нем?

Святое предание говорит о том, что Дева Мария, неся младенца на руках, встретила в момент переступания порога Храма древнего старца по имени Симеон. С древнего иврита это слово переводится как «слышание».

То же предание утверждает, что старец прожил около 360-ти лет. Симеон в свое время входил в партию семидесяти двух книжников, переводивших по приказу Птолемея в третьем веке до нашей эры на греческий язык Библию.

Легенда гласит, что старец работал над книгой пророка Исайи и обратил внимание на строку: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». В этих словах он увидел несоответствие реалиям и решил «девственницу» заменить «женщиной». Но Ангел, вдруг явившийся ему, не позволил исправить предложение. Симеон получил от Посланника уверение, что придет время, когда он сам убедится в правильности пророчества. До этого светлого часа ему было предписано жить и ждать исполнения предписанного.

Читайте об этом в Новом Завете: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И вот, наконец, наступил день Сретения. Пришло завершение длинной и насыщенной жизни Симеона, ибо исполнилось то, о чем писалось в пророчестве.

Праведный старец, взяв на руки Спасителя, с радостью произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

В православной традиции праведник, удостоившийся великой благости, упоминается также под именем святого Симеона Богоприимца.

Что еще известно о праведном старце?

В шестом столетии мощи Симеона поместили для почитания в Константинополе.

По легенде, гроб святого пророка в начале тринадцатого века посетил под видом скромного паломника Антония архиепископ Новгорода.

Епископ Феофан Затворник упоминал о Симеоне, как о личности, освятившей водораздел между Ветхим и Новым Заветами. Старый Мир, по его мнению, отходил во время Сретения в прошлое, открывая все возможности для прихода христианства. Это новозаветное событие упоминается в православных храмах обязательно в каждом богослужении. Обратите внимание на особую Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Анна-пророчица. Что известно о ней?

Во время Сретения в Господнем храме произошло еще одно важное событие. В Евангелии от Луки упоминается такой факт – к Деве Марии приблизилась некая вдова 84-х лет. Это была дочь Фануилова.

Люди любили ее за духовное рвение во имя Бога и называли Анной-пророчицей. Известно, что старица прожила много лет при Храме, трудясь для его блага, «постом и молитвой служа Богу день и ночь».

Женщина, увидев новорожденного Христа, поклонилась ему, и поспешила распространить благую весть по святому городу Иерусалиму. Горожане с великой радостью принимали в свои сердца новость о наступлении эры Мессии, родившегося для окончательного избавления Израиля от старого бремени. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

История праздника Сретения Господня

Сретение Господне является последним и завершающим торжеством из череды рождественских праздников. Христианская Церковь ввела его в обиход еще в глубокой древности. Восточная ветвь последователей Христа празднует день очищения приблизительно с четвертого века, а западная – с пятого века. Во всяком случае, если принимать во внимание некоторые ранние христианские свидетельства.

Интересно, что в период становления веры Сретение не считалось полностью состоявшимся праздником и носило название «сорокового дня от Богоявления».

Откуда это известно?

До нашего времени дошел ряд текстовых проповедей, посвященных этому дню, от святителя Кирилла Иерусалимского, а также от таких корифеев Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Существуют документальные свидетельства и других, менее известных иерархов. Изучение таких текстов приводит к логичному выводу, что первые христиане подобным праздникам придавали меньшее значение, чем мы. Это было связано с длинным процессом становления обрядности, непрестанными гонениями в разных уголках мира последователей Христа и тяжелыми условиями для выживания.

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Легенда из византийской Антиохии

Положение изменилось во время правления императора Юстиниана в шестом веке. В истории упоминается 544 год, как время страшных бед в городе Антиохии. Горожане неимоверно страдали от моровой язвы. Каждый день гибли сотни и сотни людей. Спасение пришло неожиданно. Один из верных последователей христианского учения получил приказание от Божьего Посланника передать горожанам повеление о праздновании Сретения Господня в более торжественной форме.

Эпидемия прекратилась сразу же после того, как 15 февраля 544 года все жители города провели во всенощном бдении, а утром совершили крестный ход. Церковная власть после этого чуда постановила встречать праздник Сретения Господня очень торжественно и в большом трепете.

Различия в названиях праздника

Начиная с пятого столетия века, люди стали называть Сретение «праздником Встречи» и «праздником Очищения». В восточной христианской традиции он продолжает оставаться Сретеньем до сих пор. А вот на Западе до семидесятых годов прошлого столетия этот день считался «праздником Очищения». Теперь католики его называют «Праздником Жертвования Господнего».

Римско-католическая Церковь делает особый акцент на Очищении Богоматери. Праздничное Богослужение посвящается также принесению младенца Спасителя в Храм Господень для искупительной жертвы.

Обряд очищения Дева Мария прошла через сорок дней после рождения Иисуса. В католицизме такое действие упоминается под термином Chandeleur (светильник). Этот праздник посвящается непосредственно Божией Огненной Марии.

О чем упоминается в Богослужебном Уставе (Типиконе)?

В этом важном для восточных христиан уставном документе обряд освящения свеч и воды во время Богослужения, посвященного празднику Сретения, не упоминался. Вы не найдете такой информации даже в самых старых требниках. Но начиная с 1946 года в новых требниках для дня очищения типографии стали специально печатать правила освящения свечей.

С чем было связано такое изменение?

После войны Униатская Церковь западных регионов Украины перешла в юрисдикцию Православия. У бывших греко-католиков к тому времени для Сретения закрепился обычай освящения церковных свечей. В Украине православные христиане о такой католической традиции знали еще в семнадцатом столетии. Вспомним по этому случаю, например, о знаменитом митрополите Петре Могиле, авторе изменений в «Требнике для малоросских епархий». Правка учитывала подробное описание чина прохождения со светильниками в римском требнике. В русском православии этот обряд распространения не получил. Его нет также у греков и старообрядцев. В украинских церквях же такой чин существует и поныне.

Когда освящают свечи в русских епархиях?

Обряд освящения свечей священники откладывают до времени произношения молитвы за амвоном. Также этот обряд употребляется при молебне после основной литургии. Но это касается не всех церквей, так как во многих из них вообще отсутствует такая традиция. По мнению некоторых пастырей, сретенские свечи являются просто элементом магического языческого ритуала, связанного с почитанием огненного культа «громницы». Речь идет о закамуфлированном виде преклонения перед богом Перуном, доставшемся нам от предков-славян.

«Умягшение злых сердец». Духовный смысл старой иконы

Наверное, вы уже слышали о чудодейственной иконе, посвященной Сретению Господню. Это изображение Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец». У него есть и другое обозначение – «Симеоново проречение». Икона представляет собой символическое изображение осуществления предсказания от Симеона Богоприимца.

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Старец, по словам апостола Луки, в день очищения произнес в Святом Храме такое пророчество: «Тебе Самой оружие пройдёт душу».

Внимательно приглядитесь к иконе. Вы увидите на ней Деву Марию, стоящую на облаке и сердце, которое разит семь мечей. Три из них с правой стороны. Три – с левой стороны. Один меч – в нижней части. Отметим также, что христиане часто используют изображения Богородицы и на специальных поясах.

Под числом «семь» подразумевается вся полнота пройденного нелегкого жизненного пути Богоматери, наполненного горем, печалью и сердечной болью. Иногда образ Девы Марии дополняется умершим Богомладенцем, покоящемся у нее на коленях.

Сретение и приметы

В давние времена в русских деревнях на Сретение люди собирались для определения необходимых сроков полевых работ на начало весны. Народные приметы определяют день, разделяющий февраль на две части, как пограничное состояние между зимним и весенним сезонами.

Это хорошо видно на примере такой русской поговорки, как: «Сретенье - зима с весной и летом повстречалась».

Погода и праздник

День Сретения, по мнению крестьян, непосредственно указывал на то, какими будут весна и лето. Погодные условия в праздник определяли и виды на урожай.

«Какова погода на Сретение, такова будет и весна».

Если на Сретение случалась оттепель, люди ждали с нетерпением ранней и теплой весны. Холода на праздник свидетельствовали о затяжной и трудной весне. Если выпадал снег, то прогнозы были еще хуже – приходилось ждать выматывающего и очень дождливого сезона.

«На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних».

«На Сретение капель - урожай пшеницы».

«На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев».

Как бы то ни было, а Сретение – это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

На фото вверху: Сретение Господне. Дуччо ди Буонинсенья

Ирина ЛАЗУР, журналист и писатель в «Элегантная Вселенная», специально для Леди-Шеф.Ру