Почему важно читать детям вслух? Недооцененная польза от чтения детям вслух Почему нужно читать детям вслух.

Ребёнок научится говорить в любом случае, слушая речь взрослых. Однако дети, чьи родители читали им вслух книги, более связно и красочно выражают свои мысли и лучше удерживают внимание, ведь книжный язык намного сложнее разговорного.

Чтение вслух расширяет словарный запас, подготавливает к самостоятельному чтению, способствует лучшему развитию понятий у детей.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

2. Тренировать память

Слушая сказку или стихотворение, ребёнок поначалу запоминает персонажей и ритм, а потом - смысл произведения. Так он постепенно развивает образную и словесно-логическую память. Чтобы помочь малышу, спрашивайте у него, какую историю вы недавно читали, просите рассказать ключевые . Навык пересказа пригодится ему в жизни. Также полезно заучивать стихотворения.

3. Развить воображение и образное мышление

Воображение - сложный познавательный процесс, основы которого закладываются до трёх лет. При этом размах фантазии зависит от прожитого опыта. Чтобы не упустить момент, родителям следует читать своим детям книги. События, происходящие в сказках, мозг воспринимает как пережитые в реальности. Этот феномен известен как «воплощённое познание».


Слушая сказку, стихотворение или рассказ, малыш учится представлять себе описанную ситуацию, может проигрывать её сначала так, как написано, а потом изменять в ней что-то, добавлять новое.

Нина Шадурова, психолог и методист образовательного центра «Пломбир»

4. Влюбить в чтение

Книга - лучший друг и подарок, однако влюбить в чтение может только человек, влюблённый в книгу сам. Читайте ребёнку с удовольствием и выражением, чтобы он понимал, как интересно и здорово погружаться в новый неизведанный мир.

5. Расширить кругозор

Из детских книг мы узнаем о космосе, животных, людях, растениях, явлениях. Ребёнок радуется любой новой , но обычно ждёт текстов на «свою» тему. Выбирайте книги вместе, чтобы малышу было интереснее вас слушать и развиваться. Пусть ребёнок задаёт вопросы по ходу чтения: так он учится мыслить логически.

Чтобы ребёнку было интересно вас слушать, найдите то, что его увлечёт. Но не забывайте чередовать книги, чтобы расширять кругозор.

Олег Иванов

6. Пообщаться на важные темы

В сказках дети нередко впервые встречаются с противостоянием добра и зла, проблемами морального выбора, трагедиями. Поэтому родителю важно не механически зачитывать книгу, а пытаться обсуждать её с ребёнком. Спрашивайте, как бы он поступил на месте условного Ивана-царевича. Так он станет активным слушателем, разовьёт аналитическое мышление и эмпатию.

На героях книг можно изучить различные модели поведения добрых и злых героев, придумать альтернативную концовку и привнести, таким образом, элемент игры.

Олег Иванов

7. Настроиться на сон

Чтение на ночь - отличная семейная традиция. Она укрепляет отношения и помогает всем участникам процесса настроиться на сладкий сон. Доказано Reading ‘can help reduce stress’ , что чтение снижает пульс и расслабляет мышцы на 68%. Поэтому читайте своим детям хотя бы по 15–20 минут. Особенно если весь день пропадаете на работе.

Правда, в Советском Союзе исследований PISA вообще не проводилось. Так что мы не можем сравнить результаты того времени с нынешними. У нас вообще никогда не проводилось серьезных исследований, связанных с детским чтением, поэтому мы не можем объективно судить о его динамике. И все наши катастрофические настроения обычно имеют под собой один аргумент: мы читали с фонариком под одеялом, а наши дети не читают.

И наши способы «спасения культуры» примерно такие же. Мы наказываем ребенка за «нечтение» (лишаем его возможности играть на компьютере) и поощряем за послушание: дочитал книжечку? Умница! Выделяю тебе лишний час на те же самые игры. Мы выдумываем лукавые ухищрения с запретными плодами: эту книжку тебе читать еще рано, поэтому я ее вот сюда, повыше поставлю - видишь, куда? Мы надоедаем ребенку своим брюзжанием, что он недостоин быть нашим сыном (дочерью), в отличие от Вани из пятого подъезда, который вон сколько читает - прямо как мы в детстве! Мы даже готовы купить своему ребенку какой-нибудь хитрый фонарик, чтобы он наконец залез с ним под одеяло.

И иногда нам кажется, что мы достигаем какого-то результата…

Я, по крайней мере, так долго думала.

В течение почти двадцати лет своей работы в школе я чего только не придумывала - демократическое, тираническое, бюрократическое, - вынуждая своих учеников читать.

И мне все время казалось, что я наконец нашла - вот он, золотой ключик, который откроет заветную дверцу в страну читающих деток.

Но недавно на книжной ярмарке в Красноярске я встретила своего любимого ученика - из тех, кого я считала читающим ребенком. Он приехал на ярмарку с проектом «Интерактивная книга» и в доверительной беседе объяснил мне, что ключик к чтению есть: надо просто отказаться от книги в классическом понимании этого слова. Книга должна стать чем-то средним между компьютерной игрой и проводником в социальную сеть. И если я не желаю этого признавать, то являюсь «устаревшей моделью человека», отрицающего неотвратимость технического прогресса. Что я вообще так ношусь с этим чтением? Среди нечитающих тоже есть приличные люди. И ничуть они не глупее читающих. Наоборот - умнее, ведь среди них очень много компьютерщиков, программистов. И жизнь у них очень даже нормальная - не то что у меня. (Это, признаться, сильный аргумент.)

Иными словами, возникают вопросы.

И прежде чем искать ключик, надо, видимо, сначала ответить на вопрос: а зачем нам надо, чтобы ОНИ читали?

По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.

Малыши читают не сами. Малышам читают. И это - одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь - основа мышления.

В частности - логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, - по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.

По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.

Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику - и получишь то, что хотел.

Но вот читает наш четвероклассник со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает - несмотря на его показатели техники чтения.

Когда-то я обсуждала эту проблему со своими третьеклассниками. (Я с ними много чего обсуждала.) Я спросила, как они думают: зачем человеку читать?

Мы довольно быстро пришли к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» (которая работала в прежние времена, когда нынешние учителя сидели с фонариками под одеялами) - отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности - из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» - причина более веская. Мы решили, что читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться - тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.

Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения - это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?

Я помню, они сильно думали, мои третьеклассники. И кто-то один сказал: во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу.

Я воскликнула: вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек.

Вот ради этого - ради понимания человеческой сложности - мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.

Что дает чтение ребенку вслух

Я хочу сказать, что не вижу других серьезных причин бороться за детское чтение. Но эта причина кажется мне достаточно веской.

Однако это не значит, что следом за ответом на вопрос «зачем читать книги?» сам собой придет и ответ на вопрос «как побудить читать?».

Хуже того, я думаю, что универсального ответа на этот вопрос не существует. Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.

Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.

Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.

В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).

В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.

В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)

Власть книги и чтение вслух как миссия

Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.

Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.

Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.

Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса - четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, - появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, - а форма книги осталась неизменной.

Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя - так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами - скорее всего, младшего.)

Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.

Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.

Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.

А личная обращенность - важнейший фактор развития.

Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»

Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.

Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.

Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно - занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ВСЛУХ.
Это не означает, что чтение вслух - простое и легкое дело. Особенно в ситуации общения с подростками (тут тоже можно вспомнить Моисея).
Но, мне кажется, для начала важно сжиться с идеей.

Марина Аромштам

Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)

В этой статье представлено экспертное мнение о том, почему чтение вслух ребенку, независимо от его возраста, является чудодейственным средством формирования его любви к книгам на всю жизнь.

Существует ли связь между чтением вслух и хорошей успеваемостью в школе?

Доказано, что ребенок, который приходит в школу с большим словарным запасом, учится лучше, чем ребенок, словарный запас которого очень беден.

Почему так? Если подумать, в начальных классах школы почти все обучение проходит в устной форме. В детсадовском возрасте дети еще не умеют или только начинают читать, поэтому воспитатель постоянно разговаривает с ними, объясняя учебный материал. Это утверждение верно не только для чтения, но и для всех остальных предметов; учитель не просит детей открыть учебники и прочитать параграф № 3. Обучение проходит в устной форме, и у детей с большим словарным запасом появляется преимущество, потому что они понимают большую часть из того, что им преподается. Дети с маленьким словарным запасом с самого начала не понимают, что происходит, и, как правило, отстают в обучении, причем с течением времени все сильнее и сильнее.

Как ребенку сформировать большой словарный запас еще до начала учебы? Большой словарный запас чаще всего развивается у детей, с которыми много разговаривают и которым читают вслух. Если задуматься над этим, то можно прийти к выводу, что ребенок не может произносить слова, которые он прежде не слышал. Например, слово «мудреный». Ребенок не сможет выговорить это слово, если он не слышал его раньше. А для того чтобы запомнить это слово, ребенок, скорее всего, должен услышать его несколько раз. Это, конечно, не касается бранных слов. Когда ребенок слышит, как его родитель ругается, он запоминает все слова такого рода с первого же раза и с удовольствием повторяет их при любой возможности. Но большинство слов дети должны слышать несколько раз, поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми и в их присутствии с самого раннего возраста, потому что именно так дети учат слова.

Итак, родители должны разговаривать со своими детьми, но чтение вслух тоже очень важно. Из какого источника дети могут черпать наибольшее количество незнакомых слов? В разговорах мы часто используем словесные сокращения, а не полные предложения. Но язык книг очень богат и ярок и используют полные предложения. Язык книг, газет и журналов более сложный, замысловатый. Ребенок, который слышит сложные слова, имеет гигантское преимущество над ребенком, который лишен такой возможности.

Чтение вслух также увеличивает продолжительность концентрации внимания ребенка. И, наконец, чтение вслух - это великолепная реклама самого процесса чтения. Когда вы читаете вслух, вы разжигаете интерес к чтению. Ребенок, которому родители читают, захочет научиться читать сам, так как захочет делать то, что делают его родители. Но если ребенок никогда не видит, как кто-то открывает книгу, у него вряд ли появится такое желание.

Родители часто говорят: «Мой ребенок учится в четвертом классе, и он уже давно умеет читать, почему я должен читать ему?». Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: «Ваш ребенок может читать на уровне четвертого класса, но на каком уровне он слушает?».

Уровень чтения ребенка обычно ниже его уровня аудирования вплоть до восьмого класса. В частности, вы можете и должны читать книги седьмого класса пятикласснику. Как правило, сюжеты таких книг захватывают детей и мотивируют их читать. Пятикласснику может нравиться книга с более запутанным сюжетом, которую ему самому еще сложно одолеть. Чтение вслух действительно увлекает ребенка, потому что, когда вы читаете сюжетные книги, ребенок погружается в интереснейший мир печатного слова, в котором сюжеты сложные и серьезные, и ребенок готов с увлечением слушать и воспринимать их, даже если еще не умеет читать на соответствующем уровне.

Чтение вслух детям также является хорошим способом решать сложные вопросы. Например, вы можете сказать ребенку: «Я не хочу, чтобы ты общался с тем-то и тем-то», но эта нотация, вероятно, влетит ребенку в одно ухо и вылетит в другое. Однако если вы прочитаете книгу о мальчике, который попадает в неприятности из-за дурной компании, ваш ребенок будет напрямую переживать описанную ситуацию, и вы сможете поговорить с ним о ней. Вы можете задавать такие вопросы, как: «Как ты думаешь, мальчик сделал правильный выбор?», «Как ты думаешь, эта девочка была действительно его подругой?». Когда вы вместе обсуждаете книгу, это уже не нотация, это больше похоже на совместный просмотр записи игры тренером и игроками с целью определить, что было сделано правильно, а что пошло не так.

Книги, которые потрясают

Кто-то однажды сказал, что книги позволяют исследовать взрывоопасные ситуации, не опасаясь взрыва. Книги позволяют улучшать понимание людей за пределами собственного опыта и развивать чувство эмпатии . Ребенок из небогатой семьи, читая книги, может узнать, что есть дети, которым намного хуже, чем ему, есть дети, которые нуждаются даже в самом необходимом. Чем шире наш мир, тем больше мы понимаем и тем сильнее учимся сопереживать.

Еще одно преимущество чтения вслух: если сам родитель мало читал в детстве, чтение ребенку дает ему шанс вернуться в свое детство и прочитать те произведения, которые он не читал прежде. Многие родители, особенно отцы, часто говорят: «Ничего себе! Я в детстве не читал «Приключения Тома Сойера» и даже понятия не имел, как много я упустил!».

Нужно ли, чтобы учителя читали вслух детям даже в старших классах?

Да, потому что если вы прекращаете рекламу, останавливается торговля. Дети должны читать в школе, но такое чтение не пропагандирует этот процесс. Большую часть материала, который дети читают в соответствии со школьной программой, никто не стал бы читать ради удовольствия. И если все чтение связано только с учебой, у ученика развиваете отношение к чтению, как к третьесортному занятию, и ко времени окончания школы он будет ждать лишь момента, чтобы прекратить им заниматься. Он будет читать только в школе и для школы, но не в жизни и не для удовольствия. Конечно, дети должны прочитывать определенный объем учебного материала, но нельзя, чтобы они забывали, что существуют книги, которые заставляют смеяться, плакать и переживать всей душой.

Существует известное высказывание Филлис Терос о том, что старшие классы школы - это последняя остановка на дозаправку перед выездом на дорогу взрослой жизни, поэтому уроки, которые дети получают в старших классах школы, очень важны. Но в нынешних условиях тестирования на учителей оказывается настолько большое давление, что мало кто из них уделяет время чтению вслух. И это большая потеря. Стандартизированные тесты не имеют ничего общего с реальной жизнью, а это значит, что школы становятся оторванными от реальности. Проблемы, с которыми ежедневно сталкивается каждый взрослый человек, никак не связаны с тем, чему его учили в школе. Когда в жизни наступает кризисный момент или кто-то просит вас о помощи, ваша реакция по большей части связана с вашим чувством эмпатии и сострадания - опыт решения многовариантных тестов вам просто не пригодится.

Поэтому учителя разрываются между тем, что они считают правильным, и тем, что вынуждены делать. Если для детей чтение превращается в тяжелую, монотонную работу, то они стараются избегать его при любой возможности. Конечно, учителя очень заняты и им необходимо преподавать большое количество учебного материала, но даже если они будут посвящать всего лишь пять минут урока чтению для удовольствия, в конце года все эти собранные «пятиминутки» станут самыми яркими детскими воспоминаниями.

Стоит ли беспокоиться по поводу вездесущих электронных устройств и их влияния на чтение?

Электронные устройства вызывают привыкание. Вы нажимаете кнопку, и происходит волшебство - что может быть лучше? Так что дети легко подсаживаются на электронику.

Родители должны устанавливать ограничения , потому что дети не могут ограничивать сами себя. В слишком многих семьях часто бывает так, что один из родителей смотрит спортивный матч, другой делает покупки в Интернет-магазине, а ребенок сидит перед экраном компьютера, и вы не успеете оглянуться, как у малыша проходят годы без чтения,.. интеллектуальная ценность семьи просто исчезает. Мальчики играют в видео- и компьютерные игры больше, чем девочки, но девочки проводят много времени в социальных сетях и за обменом сообщениями. В среднем подросток проводит 90 минут в день за электронной перепиской, и это в среднем, что значит, что многие дети занимаются этим еще дольше.

Отвлеченное поколение

Мы вступаем в эпоху беспрецедентных изменений со времен изобретения печатного станка Гутенбергом; мир меняется быстрее, чем мы можем уследить. Сегодня дети носят в школу электронный планшет вместо 10 кг учебников. Ученик может найти учебник по любому предмету онлайн и перейти по ссылке, чтобы, например, посмотреть программу, посвященную Второй мировой войне.

Это хороший факт. А плохой заключается в том, что есть доказательства того, что мы не запоминаем информацию, считываемую с экрана, так же хорошо, как информацию из книг. И тем не менее люди находятся «в экране» постоянно. Мы воспитываем наиболее отвлеченное поколение в истории человечества. Чем больше отвлекающих факторов, тем хуже человек думает. Технологии экономят пространство, вес и время, но нет доказательств того, что они берегут детский ум, особенно если дети проводят все свое время перед экранами и не открывают книг. Поэтому от родителей зависит очень многое. Родители должны ограничивать время, проводимое детьми перед экраном, много читать им и развивать и пестовать любовь детей к книгам и чтению.

Оцените публикацию

Вконтакт

Если вы редко читаете ребенку вслух, то пора это срочно исправлять! Ведь это не только возможность провести время с малышом, но и отличный способ развить его интеллект. В нашей стране всего 60% родителей регулярно читают детям. Кому-то это кажется пережитком прошлого, кто-то слишком занят… Да и зачем читать, если можно включить сказку на планшете? И все же пора взять в руки книгу!

Вместо развивающих занятий

Интересный эксперимент провели в одной из бостонских школ. Каждую неделю к шестиклассникам из экспериментального класса приходил человек и читал им вслух. Уже через год успеваемость в классе повысилась, через два — показатели увеличились в несколько раз, а через три — ученики получили высокие баллы по литературе. Калифорнийские ученые подтверждают: дети, которым читают вслух, развиваются быстрее и успешнее сверстников, которым не читают.

Чтение развивает речь ребенка, учит использованию развернутых предложений, расширяет словарный запас. По статистике, в детских книгах на 50% больше редких слов, чем в телевизионных передачах! Поэтому перекладывать ответственность за развитие ребенка на мультфильмы и развивающие передачи уж точно не стоит.

К тому же ученые доказали: детский мозг гораздо лучше усваивает речь, обращенную именно к нему, чем звук из телевизора или радио. А в младшем возрасте речь, звучащая с экрана, и вовсе расценивается ребенком как фоновый шум.

Кроме того, чтение вслух тренирует память и логическое мышление. Ребенок учится чувствовать ритм произведения, запоминает героев, пытается предугадать события. Психологи уверены, что совместное чтение важно для психологического развития ребенка. Когда родители читают детям вслух, малыши чувствуют себя защищенно и спокойно.

Включить воображение

Ученые из Калифорнии уверены, что чтение вслух принесет больше пользы, если обсуждать с ребенком прочитанное. Почему герой поступил так, а не иначе? Хороший это поступок или плохой? А что бы ты сделал на месте героя? Благодаря таким вопросам ребенок учится понимать свои собственные эмоции и контролировать их.

Чтение детской литературы формирует у детей представление о добре и зле, развивает милосердие, чуткость, а также снабжает «набором инструментов», которые можно применять в реальной жизни. Вместе с героями маленький читатель учится быть хорошим другом, разрешать конфликты, достигать целей.

Проявите актерские таланты

Читая детям сказки, вы переключаетесь с рабочих задач, снимаете стресс и развиваете свою собственную речь. Старайтесь читать внятно и не проглатывать окончания. Не торопитесь, но и не замедляйтесь. Не стесняйтесь проявлять свои актерские таланты: рычите за медведя и квакайте за лягушку, а реплики зайчика читайте тонким голосом.

Даже если ребенок отвлекается во время чтения — не страшно! Возможно, вы пока не нашли «ту самую» книгу. Пробуйте разные книги и жанры. Обратите внимание на книги-лабиринты, комиксы, детские журналы, виммельбухи.

При выборе книг учитывайте потребности возраста. Дети с двух до пяти лет предпочитают произведения в стихотворной форме и короткие рассказы. С шести до одиннадцати лет появляется желание познавать закономерности окружающего мира: для чтения можно выбрать детские энциклопедии. Также в этом возрасте просыпается любовь к длинным произведениям со сложным сюжетом.

Но не стоит дочитывать книгу, если у ребенка пропал к ней интерес. Отложите и вернитесь позже: вполне возможно, что малыш просто не дорос (или уже перерос) это произведение. Вспомните, как ваша мама читала вам на ночь любимую сказку. Такие теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в течение всей жизни.Теперь ваша обязанность как родителей — оставить у своих детей такие же приятные воспоминания.

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени - ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь - это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.

2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.

3. Близость. Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная .

4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.

5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед или вечером после чистки зубов - хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.

6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение - это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.

7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы - развивается мелкая моторика.

8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.

9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания , которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.

Татьяна Зайдаль