Из факторов определяющих риск для здоровья наиболее весом такой как. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

- это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсив­ность.

Объем нагрузки определяется количеством выполняемых упражнений, затратами времени на занятия, дистанциями, и др. показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость - чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - ЧСС и внешние признаки утомления учащихся. Эти показатели отражают величину воздействия физической нагрузки на организм, что позволяет определять и дозировать нагрузку.

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему интенсивности, интервалом отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, т. к. ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием. Широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина ЧСС.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их, величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин., т. к. при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин., соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 уд/мин.

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большей интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130 - 160 уд/мин. И большой интенсивности - 161 - 175 уд/мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений



на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. В частности:

§ изменение количества повторений одного и того же упражнения;

§ изменение суммарного количества упражнений;

§ увеличение или уменьшение амплитуды движений;

§ варьирование величин внешних отягощений;

§ выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;

§ изменение исходных положений;

§ изменение длины дистанций;

§ увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений;

§ варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.).

В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.

1

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно. Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

физическое развитие

сердечно-сосудистая система

студенты

спортсмены

1. Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: дис. ... канд. биол. наук. – Казань, 1971. – 168 с.

2. Вафина Э.З. Регуляция насосной функции сердца в развивающемся организме в условиях изменения режимов двигательной активности / Э.З. Вафина, Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов, А.С. Никитин, А.А. Гуляков // Бюлл. эксперим. биол. и мед. – 2014. – Т. 157, № 2. – С. 136-138.

3. Гайнуллин А.А., Святова Н.В., Косов А.В. Направленность тренировок гребцов-академистов 13–15 лет в зимний период подготовки // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 890-894.

4. Гурский А.В. О физическом развитии современного студента // Физ. культура: восп., образов., тренир. – 2013. – № 2. – С. 77-79.

5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. – Л. : Медицина, 1989. – 462 с.

6. Мингазова Д. Сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом / Д. Мингазова, В. Шуравина, А. Макурина, А. Гумеров, Н.В. Святова // Вестник НЦБЖД. – 2010. – № 4. – С. 5-9.

7. Ситдиков Ф.Г. Становление экстракардиальных влияний в онтогенезе // Журнал эволюц. биохим. и физиол. – 1981. – Т. 17, № 6. – С. 569.

8. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 524-528.

Поддержание высокого уровня состояния здоровья и функционального состояния человека, а также их повышение невозможно без определенной степени физической активности, что определяет обязательность и необходимость широкого и всестороннего использования средств физической культуры и спорта, которые должны стать неотъемлемой частью жизни человека независимо от пола, возраста и состояния здоровья.

Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Если степень физической нагрузки меньше возможностей человека, ее выполняющего, т.е. когда она недостаточна, создается состояние гиподинамии .

Исследования в области физического развития имеют особое значение, так как позволяют раскрыть основные закономерности индивидуального развития, а также определить функциональные возможности организма . В качестве индикатора общего состояния организма и деятельности его адаптационных механизмов целесообразно использовать сердечно-сосудистую систему. Изучая процессы регуляции сердца, можно получить важную информацию всего аппарата управления в целом организме .

Легкая атлетика и гребля относятся к циклическим видам спорта, они имеют ряд общих черт как в отношении движений, так и в отношении энергозатрат. Циклические виды спорта, как правило, включают в оздоровительные программы с целью профилактики ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также с лечебной целью. Общность циклических движений заключается в том, что все фазы движений, существующие в одном цикле, присутствуют и в остальных, причем в той же последовательности. Циклы друг от друга неотделимы. Роль физиологической основы циклических движений выполняет ритмический двигательный цепной рефлекс, имеющий безусловнорефлекторное происхождение и поддерживаемый автоматически. Значительная часть циклических движений представляет собой естественные локомоции или базируется на них . Бег - основное и наиболее эффективное физическое упражнение для тренировки кардиореспираторной системы. Греблей можно заниматься в любом возрасте, она относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха. Гребля способствует развитию скелетных мышц, особенно мышц спины, верхнего плечевого пояса, мышц живота и нижних конечностей, т.е. крупных мышечных массивов. Дыхательная мускулатура у гребцов хорошо развита. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) может достигать 6 литров и более у мужчин, и 4 литров и более у женщин .

Целью исследования явилось изучение физического развития, состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить физическое развитие спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 2. Провести сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 3. Исследовать состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 4. Провести сравнительный анализ состояния сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 5. Выявить особенности реакции сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в ответ на функциональную пробу.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные о физическом развитии и особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования представляют интерес как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва». В исследованиях принимали участие спортсмены 17-19-летнего возраста, имеющие квалификацию кандидата в мастера спорта, I и II разряды, занимающиеся академической греблей (n=6), легкой атлетикой (n=8) и боксом (n=8), а также их сверстники, не занимающиеся спортом (n=12). Для изучения физического развития использовали общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы сжатия правой и левой кисти. Значения параметров, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы, регистрировали с помощью реографического комплекса «Рео-Спектр», для изучения параметров АД применяли метод Короткова с использованием тонометра Omron M4n.

По результатам наших исследований достоверные отличия в значениях длины тела у юношей 17-18-летнего возраста были выявлены только у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, длина тела у юношей, занимающихся академической греблей, составила 180±2,62 см, у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 186±1,99 см (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 176±2,92 см, тогда как у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 177±2,02 см.

В значениях массы тела нами также были выявлены достоверные отличия только в группе спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, масса тела у спортсменов составила: у юношей, занимающихся академической греблей, 71±2,12 кг, у юношей, занимающихся легкой атлетикой, 74±2,32 кг (р<0,05), у юношей, занимающихся боксом, 64±4,1 кг, а у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 66±2,27 кг.

Нами были выявлены достоверно высокие значения окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и боксом. Так, у юношей, занимающихся академической греблей, ОГК составила 90±1,47 см, ЖЕЛ - 4,05±0,23 л. У спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ОГК составила 96±1,53 см (р<0,01), ЖЕЛ - 5,15±0,17 л (р<0,001). У юношей, занимающихся боксом, ОГК составила 93±1,74 см (р<0,05), ЖЕЛ - 4,66±0,36 л (р<0,05). Тогда как у юношей, не занимающихся спортом, ОГК составила 88±1,76 см, а ЖЕЛ - 3,87±0,1 л.

Сравнивая величины мышечной силы правой и левой руки у юношей 17-18-летнего возраста с разным уровнем двигательной активности, видим, что они имеют достоверно высокие отличия у спортсменов, занимающихся академической греблей и боксом.

Так, мышечная сила правой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 51,5±1,65 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 61,5±3,03 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 64,33±1,58 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 58,5±3,9 кг. Мышечная сила левой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 46,8±2,08 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 57,67±2,7 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 61,67±1,33 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 53±3,07 кг.

Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуют на все системы организма.

По результатам наших исследований были выявлены достоверные отличия в значениях ЧСС; так, данный параметр у юношей, не занимающихся спортом, составил 81±3,5 уд/мин, у спортсменов он был достоверно ниже: у занимающихся легкой атлетикой равнялся 56±1,94 уд/мин (р<0,001), у студентов-боксеров он составил 69±1,42 уд/мин (р<0,01). Показатели артериального давления у юношей, не занимающихся спортом, и юношей-спортсменов практически не отличались (табл.).

Показатели сердечно-сосудистой системы юношей 17-19 лет

Контингент

(мм рт. ст.)

(мм рт. ст.)

Юноши, не занимающиеся спортом

Юноши, занимающиеся академической греблей

Юноши, занимающиеся легкой атлетикой

Юноши, занимающиеся боксом

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 - достоверность указана по отношению к юношам, не занимающимся спортом

В наших исследованиях выявлены достоверные отличия в значениях УОК у юношей с разными физическими нагрузками, так они составили у нетренированных 46±2,63 мл, у спортсменов, занимающихся академической греблей - 65±4,6 мл (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 37,37±2,63 мл (р<0,05). Тогда как значения МОК у нетренированных юношей и спортсменов отличались достоверно во всех изученных видах спорта (табл. 1).

При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно.

Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.

В состоянии покоя у тренированных спортсменов наблюдается более низкая частота сердечных сокращений. При выполнении студентами функциональной пробы были выявлены следующие отличительные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: так, ЧСС у студентов, не занимающихся спортом, увеличивалась на 33%, с 81±3,5 до 108±6,27 уд/мин (р<0,001), тогда как у студентов - спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ЧСС возрастала лишь на 10%, с 58±1,94 до 64±1,94 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся боксом - на 6%, с 69±1,42 до 73±0,92 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся академической греблей - на 4%, с 73±4,08 до 76±3,76 уд/мин.

Рис. 1. Динамика ЧСС у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

На 3-й минуте восстановительного периода ЧСС у нетренированных студентов составила 84±3,28 уд/мин, что на 4% выше исходного уровня, и к 5-й минуте практически не изменялась, т.е. в течение пяти минут восстановления ЧСС не происходило. Тогда как у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, уже на 3-й минуте наблюдалось снижение ЧСС до 55±1,13 уд/мин, что на 5% ниже исходных показателей; у спортсменов, занимающихся академической греблей, наблюдалась подобная тенденция. Тогда как у спортсменов, занимающихся боксом, на 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось дальнейшее увеличение ЧСС до 77±1,6 уд/мин (р<0,01), что было на 11% выше исходных значений, и лишь к 5-й минуте происходило снижение значений ЧСС до 73±1,6 уд/мин (рис. 1).

Изменение АДс в ответ на дозированную физическую нагрузку было незначительно и имело однонаправленный характер в трех группах студентов; так, АДс у юношей, не занимающихся спортом, недостоверно увеличивалось с 121±4,64 до 128±4,41 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - с 120±1,89 до 125±3,1 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся академической греблей - с 125±5,56 до 127±7,01 мм рт. ст. К 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось снижение АДс и в течение пяти минут практически не изменялось (рис. 2). У студентов, занимающихся боксом, наблюдалась несколько иная картина. Так, в течение пяти минут наблюдений после выполнения функциональной пробы у них происходило плавное повышение АДс, и к 5-й минуте оно составило 120±0,01 мм рт. ст. (р<0,05), что было на 4% выше исходных значений (рис. 2).

Рис. 2. Динамика АДс у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Реакция АДд в ответ на физическую нагрузку имела разнонаправленный характер во всех группах исследованных студентов. У студентов, не занимающихся спортом, величина АДд снижалась на 11%, с 75±2,57 до 67±3,91 мм рт. ст. (р<0,05) и далее в течение 5 минут восстановительного периода практически не изменялась и оставалась достоверно ниже исходных значений (68±1,54 мм рт. ст.) (р<0,05). У студентов-легкоатлетов АДд увеличивалось на 9%, с 74±1,83 до 81±2,42 мм рт. ст. (р<0,05), и далее в течение 5 минут восстановительного периода наблюдалось плавное восстановление значений АДд до исходного уровня (75±1,89 мм рт. ст.). У студентов, занимающихся академической греблей, наблюдалось постепенное снижение АДд с 64±5,1 до 59±3,38 мм рт. ст., и к 5-й минуте оно на 8% было ниже исходных значений. У студентов, занимающихся боксом, АДд в ответ на выполнение физической нагрузки практически не изменялось (рис. 3).

Рис. 3. Динамика АДд у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку

Результаты наших исследований выявляют тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуя практически на все системы и органы.

Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы. Увеличение частоты сердечных сокращений и сократительной способности сердца - естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Физическая нагрузка требует повышенного притока кислорода и питательных веществ к мышцам, это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. При регулярном выполнении физических упражнений возрастает способность сердечно-сосудистой системы доставлять кислород и питательные вещества к работающим мышцам.

Библиографическая ссылка

Святова Н.В., Гайнуллин А.А., Бикулова Л.Э., Гилязов А.Ф. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕЖИМОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25723 (дата обращения: 14.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния организма до необходимого уровня (до 90-100% от должных величин максимального потребления кислорода в соответствующем возрасте), называется оздоровительной тренировкой (за рубежом - кондиционной тренировкой). Оздоровительная тренировка значительно отличается от спортивной.

Если задачей первой является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье, то второй - достижение максимального результата в избранном виде спорта.

Важнейшими целями оздоровительной тренировки являются профилактика сердечнососудистых заболеваний, укрепление иммунитета, повышение уровня физического состояния. Все это обусловливает особенности оздоровительной тренировки и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

В оздоровительной тренировке так же, как и спортивной, различают следующие основные компоненты нагрузки, которые определяют ее эффективность: тип нагрузки, величина нагрузки, продолжительность и интенсивность нагрузки, периодичность занятий и продолжительность интервалов отдыха.

Тип нагрузки. Под типом нагрузки понимается вид упражнений и характер мышечной деятельности. Характер действия на организм физической тренировки зависит прежде всего от вида упражнений и структуры двигательного акта.

Как было показано выше, оздоровительным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний обладают лишь циклические упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей организма и общей выносливости. Причем, структура этих упражнений должна быть относительно простой и доступной большинству занимающихся.

Величина нагрузки. Величина физической нагрузки определяется по функциональным сдвигам в организме, которые она вызывает, по продолжительности периода восстановления после данной нагрузки. По величине различают нагрузки пороговые, оптимальные и чрезмерные.

Пороговой следует считать наименьшую по продолжительности и интенсивности нагрузку, которая вызывает минимальный оздоровительный эффект и обеспечивает быстрое (меньше суток) восстановление. Пороговая нагрузка должна обеспечивать возмещение недостающих энерготрат, снижать факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и повышать резервные возможности организма занимающегося.

С точки зрения возмещения недостающих энерготрат пороговой следует считать такую, которая обеспечивает расход энергии не менее 2000 ккал в неделю для мужчин и не менее 1800 ккал для женщин. Приведенные значения являются средними для людей среднего возраста, для молодых людей эти значения должны быть больше.

Такой расход энергии обеспечивает работа в аэробном режиме продолжительностью около 3 часов. Повышение функциональных возможностей у неподготовленных в физическом отношении людей наблюдается уже при недельном объеме всего в 1,5 часа подобной тренировки. Американские и японские ученые наблюдали повышение величин максимального потребления кислорода на 14% после 12-недельной тренировочной программы, которая состояла из аналогичных занятий.

Уменьшение основных факторов риска заболеваний сердечнососудистой системы также наблюдается при тренировке не менее 1,5 часов в неделю. Нормализация липидного обмена по всем показателям отмечается при нагрузке более 2 часов в неделю.

Таким образом, минимальной (пороговой) нагрузкой для начинающий и недостаточно физически подготовленных людей следует считать три занятия в неделю по 30 минут (например, 3 раза по 5 км бега).

Оптимальные нагрузки - это нагрузки, дающие максимально возможный оздоровительный эффект для данного человека. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху - уровнем чрезмерных нагрузок.

Оптимальные нагрузки для физически подготовленных людей соответствуют 3-4 занятиям в неделю по 40-60 минут. Для людей с невысоким уровнем физической подготовленности оптимальной нагрузкой следует считать 3-4 занятия в неделю по 30-40 минут.

Чрезмерные нагрузки - это нагрузки, превышающие функциональные возможности организма, которые приводят к длительному снижению работоспособности и нарушению здоровья. К превышению функциональных возможностей организма могут привести излишне частые, продолжительные или интенсивные физические нагрузки. Чрезмерными могут оказаться и обычные нагрузки, которые выполняются после перенесенных заболеваний или длительных перерывов в занятиях физической культурой.

К снижению функциональных возможностей могут приводить перенесенные заболевания, длительные перерывы в занятиях физической культурой, психоэмоциональные напряжения, напряженная учеба, отдельные факторы внешней среды и т.д. Поэтому при планировании занятий физической культурой необходимо учитывать множество факторов. В противном случае занятия физической культурой способны приводить к нарушению здоровья.

Продолжительность нагрузки. Продолжительность нагрузки в оздоровительной тренировке играет большую роль. Слишком маленькие по продолжительности занятия не приведут к заметным сдвигам в организме и, следовательно, не приведут к росту тренированности и укреплению здоровья. Слишком продолжительные занятия способны вызвать истощение ресурсов организма, снижению физической работоспособности и нарушению здоровья.

Для большинства людей оптимальными по продолжительности следует считать занятия от 30 до 90 минут. Начинающим следует выполнять занятия оздоровительной физкультурой продолжительностью по 30-40 минут. С ростом физической подготовленности продолжительность занятий следует увеличивать, но превышать 1,5 часовой рубеж нецелесообразно даже подготовленным и опытным физкультурникам.

Интенсивность нагрузки. Под интенсивностью нагрузки обычно понимают мощность выполняемой работы. Однако главными критериями при определении интенсивности нагрузки являются величина кислородного запроса и функциональные сдвиги в организме во время выполнения физической работы.

Наиболее обоснованной является дозировка интенсивности нагрузки по величине кислородного запроса в процентах от МПК. Однако определение кислородного запроса и величины максимального потребления кислорода на практике сопряжено со значительными трудностями, так как требует применения сложного и дорогого оборудования. Значительно проще определять интенсивность физической нагрузки по величине частоты сердечных сокращений (ЧСС). Многочисленными исследованиями было установлено, что между величиной кислородного запроса при физической работе и частотой сердечных сокращений существует тесная корреляционная зависимость. Особенно велика эта зависимость в диапазоне ЧСС от 120 до 180 ударов в минуту.

Существует метод определения интенсивности физической работы по величине ЧСС предполагает дозирование нагрузки в процентах от максимально возможной частоты сердечных сокращений в данном возрасте. Максимальная ЧСС определяется по формуле: 220 минус возраст. В этом случае диапазон колебаний

ЧСС во время оздоровительной тренировки целесообразно установить в пределах от 60 до 80% максимально возможной частоты сердечных сокращений. (рис. 3).

Рис.

Таким образом, пороговой величиной физической нагрузки, дающий минимальный оздоровительный эффект, принято считать работу на уровне 60% от максимальной ЧСС в данном возрасте. Тренировка с меньшей интенсивностью малоэффективна, так как в этом случае сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают с незначительным напряжением.

Физическая работа на уровне 80% от максимальной ЧСС в данном возрасте для тренированных людей будет давать наибольший оздоровительный эффект. Тренировка с большей интенсивностью нежелательна.

Периодичность занятий. Оптимальная частота занятий физической культурой для начинающих и недостаточно подготовленных людей - 2 раза в неделю. Более частые занятия у неподготовленных людей могут привести к переутомлению и травмам двигательного аппарата, так как период полного восстановления после занятий у них превышает 48 часов. Для хорошо физически подготовленных людей оптимальной частотой занятий следует считать 3 раза в неделю. Увеличение частоты занятий до 4-5 в неделю недостаточно обосновано, так как не приводит к дополнительному приросту функциональных возможностей. Более того, имеются данные (Е.Г. Мильнер, 1990), что при трех занятиях улучшение функциональных показателей системы кровообращения выражено больше, чем при пяти.

ТЕСТ № 1.

1.Экстренное торможение на лыжах: а) плугом; б) на параллельных лыжах; в) лечь на бок или сесть (падением).

2. Что такое гиподинамия: а) вид спорта;

6) малоподвижный образ жизни; в) акробатическое упражнение?

3. Определите на рисунке торможение "плугом":

4. Советский футболист. Герой Социалистического Труда, лучший вратарь всех времен: а) Филимонов; б) Яшин; в) Дасаев,

5. Футбольная команда - чемпион России 2000 г.: а) "Спартак" (Москва); б) "Локомотив" (Москва); в) "Торпедо" (Москва).

6. Самый распространенный лыжный ход:

а) попеременный четырехшажный; б) одновременный бесшажный; в) попеременный двухшажный.

7. Самый быстрый лыжный ход: а) одновременный бесшажный:

б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.

8. Основной ход в лыжной подготовке по школьной программе:

а) попеременный двухшажный; б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.

9. Самый быстрый способ плавания: а) кроль; б) брасс; в) баттерфляй (дельфин).

10. Наиболее эффективный способ прыжка в длину: а) "согнув ноги"; б) "прогнувшись";

в) "ножницы".

11. Определите на рисунке подъем "полуелочкой";

12. Что такое адаптация: а) приспособление организма к окружающей среде; б) один из видов болезни; в) прибор для определения силы рук?

13. Правильная осанка формируется: а) сама по себе; б) под влиянием физических упражнений; в) с помощью рационального питания.

14. Работа мышц благотворно действует:

а) только на сами мышцы;

б) на весь организм;

в) только на сердце.

15. При малоподвижном образе жизни: а) повышается работоспособность; б) замедляется процесс старения; в) развивается слабость сердечной мышцы,

16. Продолжительность солнечной ванны: а) не должна превышать 30-40 мин.; б) можно не ограничивать; в) должна быть не более 5 мин.

17. Первая олимпийская чемпионка СССР:

а) Нина Ромашкова (Пономарева); б) Любовь Козырева; в) Галина Зыбина.

18. Когда впервые спортсмены СССР приняли участие в зимних Олимпийских играх: а) 1952 г.;б) 1956 г.; в) 1960 г.?

19. Когда спортсмены нынешней России участвовали в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в летних Олимпийских играх:

а) 1988 и 1992 гг.; б) 1992 и 1996 гг,; в) 1984 и 1988гг.?

20. Когда спортсмены нынешней России участвовали в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в зимних Олимпийских играх: а) 1988 и 1992 гг, б) 1992 и 1994 гг.; в) 1994 и1996

ТЕСТ № 2

1 .Начальная фаза прыжка в длину с разбега а) разбег; б) полет и приземление; в) отталкивание.

2. Через какую скакалку легче учиться прыгать:

а) длинную; б) короткую; в) среднюю?

3. Кто, по мнению специалистов и любителей хоккея с шайбой, лучший вратарь советского хоккея: а) Третьяк; б) Полупанов; в) Макаров?

4. Способ плавания: а) бодибилдинг; б) гольф; в) баттерфляй.

5. Сколько надо спать младшему школьнику: а) 7-8 часов; б) 9-10 часов; в) 10-11 часов?

6. Назовите всемирно известного шахматиста, создателя русской шахматной школы: а) Ботвинник; б) Карпов; в) Чигорин.

7. В каком возрасте школьник может быть таким же ловким, как и взрослый: а) 10-13 лет; б) 13-15 лет; в) 15-17 лет?

8. Как называется вид спорта, сочетающий лыжные гонки со стрельбой: а) армрестлинг; б) биатлон; в) бобслей?

9. Что такое фристайл: а) горнолыжное многоборье; б) скоростной спуск; в) прыжки с трамплина?

10. Страна, где появилась первая футбольная команда; а) Россия; б) Англия; в) Франция.

11. Какова продолжительность летних Олимпийских игр; а)10 дней; б)12 дней; в)15 дней?

12. Какова продолжительность зимних Олимпийских игр: а)8 дней; б)10 дней; в)12 дней?

13. Страна, где впервые начали играть в шахматы: а) Ливан; б) Индия; в) Греция.

14. Что означает слово "атлетика" в переводе с греческого: а) борьба; б) бег; в) метание?

15. На каких Олимпийских играх впервые выступали спортсмены всех пяти континентов: а) 1904 г.. 111 Игры, Сент-Луис; б) 1908 г., IV Игры, Лондон; в) 1912 г., V Игры, Стокгольм?

16. Девиз Олимпийских игр: а) "Олимпийцы - среди нас"; б) "Быстрее, выше, сильнее""; в) "О спорт! Ты - мир!"

17. Что означает быть быстрым: а) быстро обучаться новым движениям; б) проявлять способность связок максимально растягиваться; в) совершать действия в минимальный отрезок времени?

18. В каком виде спорта главное - быстрота одиночного движения: а) борьба; б) баскетбол; в) бег?

19. В каком возрасте гибкость максимальна:

а) 10-13 лет; б) 15-16 лет; в) 18-20 лет?

20. Ловким считается тот, кто: а) совершает определенное действие в минимальный отрезок времени; б) быстро обучается новым движениям; в)проявляет гибкость позвоночного столба.

ТЕСТ № 3

1.Длина дистанции марафонского бега: a) 32 км 192 м; б) 42 км 195 м; в) 40 км 192 м.

2. В каком виде спорта наиболее важна быстрота реакции: а) бокс; б) лыжные гонки; в) плавание?

3. В каком виде спорта больше проявляется ловкость: а) баскетбол; б) тяжелая атлетика; в)гребля?

4. В каком виде спорта больше проявляется гибкость: а) фехтование; б) волейбол; в) художественная гимнастика.

5. В каком виде спорта больше проявляется сила: а) лыжные гонки; б) атлетическая гимнастика: в) туризм?

6. 8 каком виде спорта больше проявляется выносливость; а) метание диска; б) прыжки в воду; в) марафонский бег?

7. Циклический вид спорта: а) фехтование; б) конькобежный спорт; в) гандбол.

8. Ациклический вид движения: а) ходьба; б) бег; в) метание.

10. Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей в возрасте: а)7-10 лет;б)11-13 лет; в) 14-16 лет.

11. Предельно возможной гибкости можно достичь с помощью физических упражнений за: а) 2-3 месяца; б) 4-5 месяцев; в) 6-8 месяцев.

12. Измерение гибкости осуществляют при помощи: а) гониометра или линейки; б) динамометра; в) секундомера.

13. Для определения ловкости используют тест: а) 6-минутный бег; б) бег 30 м; в) челночный бег,

14. Для измерения быстроты используют тест: а) бег 30 м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег.

15. Для определения силовых качеств используют тест: а) наклоны вперед из положения сидя;

б) прыжок в длину с места; в) подтягивание.

16. Для определения гибкости используют тест: а) прыжок в длину с места; б) челночный бег; в) наклоны вперед из положения сидя.

17. Для определения выносливости используют тест: а) бег 30 м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег З х 10 м.

18. Обучение передвижению на лыжах начинают с: а) ступающего и скользящего шага; б) поворота на месте и в движении; в) подъема и спуска с горки.

19. Ходьба представляет собой движение; а) циклическое; б) ациклическое; в) обычное.

20. Назовите начальный этап закаливания водой: а) обтирание; б) обливание; в) плавание.

ТЕСТ № 4

1. Начальный этап обучения в лазаний по гимнастической стенке: а) лазание приставными шагами; б) лазание одноименным способом; в) лазание разноименным способом,

2. Основной вид движения: а) лазание; б) прыжки; в) плавание.

3. Прикладной вид движения: а) бег; б) метание; в) передвижение на лыжах.

4. Самый удобный способ подъема наискось по склону на лыжах: а) "елочка"; б) "лесенка"; в) "полуелочка".

5. Лучший способ подъема на крутой склон на лыжах: а) "елочка"; б) "лесенка"; в) "полуелочка".

6. Наиболее удобная, устойчивая стойка лыжника при спуске: а) основная; б) высокая; в) низкая.

7. Самый простой способ торможения: а) на параллельных лыжах; б) "плугом"; в) "полуплугом" (упором).

8. Основным способом передвижения на лыжах является: а) скольжение; б) торможение; в)поворот.

9. Основой лыжных ходов является: а) ступающий шаг; б) переступание на лыжах; в) скользящий шаг.

10. В лыжной подготовке применяют попеременный: а) бесшажный ход; б) одношажный ход; в) двухшажный ход.

11. При передвижении на лыжах применяют одновременный: а) двухшажный ход; б) трехшажный ход; в) четырехшажный ход.

12. При обгоне лыжника подают сигнал: а) свистком; б) голосом; в) касанием лыжной палкой.

13. Физкультминутки продолжаются в течение: а) 1-2 мин.; б) 3-4 мин.; в) 5-6 мин,

14. Длительность физкультпаузы: а) 1-2 мин.; б) 5-6 мин.; в) 8-10 мин.

15. Полезнее спать на: а) боку; б) спине; в) животе.

16. Перед сном есть нужно за; а) 30 мин.; б) 1 час; в)2 часа.

17. Большое прикладное значение имеет способ плавания: а) на боку; б) на спине; в) на груди.

18. Исходным положением для метания является: а) разбег; 6) окрестный шаг; в) выпад.

19. Подготовительной формой для метания является: а) бросание; б) разбег; в) окрестный шаг.

20. В начале обучения прыжкам обращают особое внимание на: а) разбег; б) толчок; в) приземление.

ТЕСТ № 5

1.Измерить длину тела можно с помощью: а)секундомера; б) ростомера; в) динамометра.

2. Главная опора человека при движениях: а) мышцы; б) внутренние органы; в) скелет.

3. Вид спорта, известный как "королева спорта": а) легкая атлетика; б) стрельба из лука;

в) художественная гимнастика.

4. В какой профессии больше проявляется физическое качество "ловкость": а) инженер; б) бухгалтер, в) кондитер?

5. Вид спорта, где больше проявляется дыхательная функция; а) плавание; б) фехтование; в) дартс.

6. Вид спорта, где больше проявляется гибкость: а) хоккей; б) баскетбол; в) фигурное катание,

7. Где нельзя измерить пульс: а) в области шеи; б) на запястье; в) около пупка.

8. Определите нормальную форму отпечатка стопы:

9. Где больше проявляется физическое качество "сила": а) лазание по канату; б) бег на короткие дистанции; в) синхронное плавание?

10. Что относится к основным показателям физического развития: а) жизненная емкость легких, рост и вес; б) рациональное питание и сон; в) частота сердечных сокращений (ЧСС)?

11. Количество упражнений в комплексе утренней гигиенической гимнастики: а) 1-3; б) 6-8; в)10-15.

12. Отличительные внешние признаки утомления организма человека: а) одышка, потливость; б) повышенный пульс; в) головная боль.

13. Что такое закаливание: а) переохлаждение или перегрев организма; б) повышение устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям; в) выполнение утренней гигиенической гимнастики?

14. Чему способствует утренняя гигиеническая гимнастика: а) переходу организма от пассивного состояния к активной деятельности; б) повышению аппетита; в) снижению росто-весовых показателей?

15. Что не включают в утреннюю гигиеническую гимнастику: а) ходьбу; б) наклоны; в) бег на длинную дистанцию?

17. Какой вид спорта позволяет эффективнее развивать быстроту реакции: а) баскетбол; б) шахматы; в) парашютный спорт:

18. Страна - чемпион мира по футболу 1998 г.: а) Бразилия; б) Франция; в) Италия.

19. Девятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе: а) А.Карелин; б) А.Дьяченко; в) Р.Зинчук.

20. Первый советский чемпион мира по тяжелой атлетике; а) А.Писаренко; б) Г.Новак; в) А.Воронин.

ТЕСТ № 5


  1. Физическая культура-это:

  • - часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств;

  • - восстановление здоровья средствами физической реабилитации;

  • - педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств;

  1. Основным средством физического воспитания являются :

  • - физические упражнения;

  • - оздоровительные силы природы;

  • - тренажеры, гири, гантели, штанги, мячи;

  1. Спорт (в широком понимании) – это:

  • - процесс воспитания у человека физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, а также передача специальных физических знаний;

  • -) вид социальной практики людей, направленный на оздоровление организма человека и развитие его физических способностей;

  • - собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в этой сфере деятельности;

  1. Мышечный насос – это:

  • - сердце, которое совершает ритмичные сокращения по типу насоса, благодаря которым происходит движение крови в организме;

  • - механизм принудительного продвижения венозной крови к сердцу с преодолением сил гравитации под воздействием ритмических сокращений и расслаблений скелетных мышц;

  • - механизм сокращения и расслабления мышц, происходящих в процессе мышечной деятельности;

  1. Максимальное потребление кислорода – это:

  • - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе;

  • - количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или при выполнение какой-либо работы за одну минуту;

  • - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в одну минуту;

  1. Гомеостаз – это:

  • - приспособление функций организма к окружающей среде;

  • - соморегуляция обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания др.физиологических процессов, происходящих в организме;

  • - постоянство внутренней среды организма человека;

  1. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств, и методов физического воспитания возможностям занимающихся?

  • - принцип доступности и индивидуализации;

  • - принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

  • - принцип последовательности;

  1. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется:

  • - эластичностью;

  • - растяжкой;

  • - гибкостью;

  1. Одной из задач ОФП является:

  • - достижение высоких спортивных результатов;

  • - овладение двигательными умениями и навыками, отвечающими специфики выбранного спорта или конкретной профессии

  • - всестороннее и гармоничное развитие человека

  1. Какой из факторов, определяющих риск для здоровья, наиболее весом:

  • - состояние окружающей среды;

  • - генетика человека;

  • - образ жизни;

  1. К основному признаку здоровья относится:

  • - максимальный уровень развития физических качеств;

  • - хорошая приспособляемость организма к внешним условиям жизни;

  • - совершенное телосложение;

  1. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:

  • - сила;

  • - выносливость;

  • - быстрота;

  1. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы:

  • - тренировочные занятия 1 раз в неделю;

  • - ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику;

  • - тренировочные занятия 3 раза в неделю;

  1. При оздоровительной тренировке в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы величина ЧСС должна быть не ниже:

  • - 90 уд/мин.;

  • - 120 уд/мин.;

  • - 160 уд/мин;

  1. К средству восстановления организма после умственного утомления относится :

  • - сочетание работы с активным отдыхом;

  • - тренировочные занятия играми, единоборствами;

«Классы здоровья» - Дни здоровья (3 раза в год). Юные инспектора движения проводят игру «Светофорик» с 1-классниками. Сохрани зрение». «Класс- территория здоровья». (За последние 3 года). Неделя «Сохрани зрение!». День бегуна. Конкурс проектов Конкурс рисунков Альбомов с пословицами, загадками. Школьные акции. Акция. Номинация «Самый чистый класс».

«Вес и давление воздуха» - Почему существует воздушная оболочка Земли? Имеет ли атмосфера вес? Ответим на вопросы: Наиболее известны труды Торричелли в области пневматики и механики. ТОРРИЧЕЛЛИ (Torricelli), Эванджелиста. В каком из сосудов откачен воздух? Может ли атмосфера «давить»? Измерение атмосферного давления. Атмосфера простирается на высоту нескольких тысяч километров.

«Здоровье учащихся» - Не заводи вредных привычек. В результате учеников злоупотребляющих алкоголем не выявлено. У каждого учащегося были свои варианты ответа. Были проведены следующие мероприятия: Не начинай курить! «Я и смысл моей жизни». Отчет о проделанной работе: «Здоровый образ жизни». Здоровое питание – одна из основ ЗОЖ.

«Уроки здоровья» - Психологический климат на уроке. Физкульминутки: Обстановка и гигиенические условия в кабинете. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения. Чередование позы учащихся. Величина – единица. Чередование видов преподавания (норма6 не позже через 10-15 минут). Запоминалки. Задачи. Здоровье сберегающие технологии на уроках физики.

«День здоровья в школе» - День здоровья в нашей школе самый лучший день! Тема вторая. Есть в нашей школе замечательная традиция- день здоровья. Темы для обсуждения. Все школьники с 5 по 11 классы вместе с учителями уходят в лес в окрестностях села. Pentiumv. Примеры из жизни. Все спешим гурьбой весёлой За здоровьем в ближний лес!

«Здоровье ученика» - Что исследуем? Объект: Предмет: Участники: Выводы: 1 этап. Цель. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Методы исследования. Анализ Опрос Наблюдения Сбор информации из книг, журналов, газет Эксперимент. Взвешивание ранцев. Анализ литературы. Здоровье. Сколько весит. Задачи. Гипотеза.