Скр бдительный. Бдительный (1970)

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

You have no rights to post comments

«Бдительный»: история службы

Испытания и первый поход

Торжественный спуск со стапеля в пла­вучий док «Балтика» головного кораб­ля проекта 1135 «Бдительный» состоялся на ПСЗ «Янтарь» 28 марта 1970 года. Пос­ле монтажа нового обтекателя он сошел на воду и встал у достроечной набереж­ной. Швартовные испытания механизмов и устройств завершились к сентябрю.

5 октября на корабле поселился воен­ный экипаж. Немедленно начались интен­сивные занятия по изучению матчасти. Командиром «Бдительного» был назначен один из опытнейших на флоте офицеров-противолодочников капитан 3 ранга Ген­надий Михайлович Генералов. Ранее он командовал СКА-33, БО-342 и СКР про­екта 35а «Гангутец». Командиры боевых частей также подбирались очень тщатель­но - ведь им предстояло осваивать прин­ципиально новую технику.

Сразу после подъема Военно-морско­го флага, состоявшегося 5 декабря 1970 года, «Бдительный» впервые вышел в море. Правда, не обошлось без некото­рых неприятностей: из-за несовершен­ства первой маршевой редукторной при­ставки на холостом ходу швартовный ко­нец намотался на винт. В дальнейшем эту приставку модернизировали, и она могла работать на холостых оборотах в течение получаса (режим «стоп-винт»). Но первый раз в море пришлось выходить с намо­танным на винт канатом, а именные часы от командующего флотом вместо коман­дира получил водолаз, которому доста­лось незапланированное погружение в ледяную декабрьскую воду.

Ходовые испытания проводились с 26 по 31 декабря в Гданьском заливе и Юж­ной Балтике, а испытания буксируемой гидроакустической станции - в районе Лиепаи, где позволяет глубина моря. На мерной линии «Бдительный» развил проектную скорость в 32 узла. Газотурбин­ная установка работала нормально, но однажды брызги со льдом забили возду­хозаборник ГЭУ у носовой надстройки, и ВПК (напомним, поначалу «буревестники» классифицировались как большие проти­володочные корабли) потерял ход. Для выхода из создавшегося положения к воз­духозаборнику подвели паропровод. На последующих кораблях во избежание это­го явления побортно установили «крылья» с дверями.

В течение всех госиспытаний на кораб­ле находились военная и сдаточная (то есть состоявшая из заводских специалис­тов) команды, представители контраген­тов, НИИ и других организаций. Присут­ствовал на борту и главный конструктор проекта Н.П.Соболев.

В целом испытания прошли вполне ус­пешно, но все же головной заказ есть го­ловной заказ. По возвращении на завод приемная комиссия и личный состав вы­сказали около 3000 замечаний. Их в экст­ренном порядке устранили, и в соответ­ствии с планом 31 декабря 1970 года ко­рабль был сдан флоту - правда, без при­ема оружия.

16 марта 1971 года «Бдительный» офи­циально включили в состав 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ. В том же месяце в присутствии заместителя глав­нокомандующего флотом, начальника во­оружения ВМФ адмирала П.Г.Котова со­стоялись первые испытания ПЛУР «Ме­тель» в Гданьском заливе. При этом ад­мирал, желая посмотреть вблизи разво­рот пусковой установки, при повороте ко­рабля едва не вылетел за борт. Спас ад­мирала матрос, подхватив его на леерах. В дальнейшем для отладки и испыта­ний ракетного оружия -«Метели» и «Осы» - ВПК решили отправить на Фео­досийский полигон. Переход с Балтики через Атлантику и Средиземное море на Черное занял 20 дней - с 1 по 20 июня. Формально корабль еще не сдал курса боевой подготовки, но потребность в нем была столь велика, что руководство ВМФ пошло на определенный риск. Для обес­печения работы новейшей ГЭУ через во­енкоматы были призваны из запаса в ка­честве матросов и старшин около 30 специалистов-газотурбинистов, электриков, мотористов, рабочих Южного турбинного завода из Николаева. Но риск оправдал­ся: переход завершился успешно, а тур­бины зарекомендовали себя отлично.

В нейтральных водах над кораблем, естественно, постоянно висела авиация НАТО - новейший корабль вызвал огром­ный интерес у «вероятного противника». На Западе «Бдительный» получил кличку « Krivak ». В зарубежных средствах массо­вой информации появились провокацион­ные сведения, будто новый советский корабль вооружен ударными ракетами с ядерными боевыми частями, способными поражать береговые объекты. Эти дей­ствия были направлены на подрыв дове­рия балтийских стран- Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии - к Советскому Союзу. Однако очень быстро выяснилось, что эта информация - не более чем оче­редная «утка».

Старший на переходе командир 12-й дивизии капитан 1 ранга В.А.Лапенков и командир корабля капитан 2 ранга Г.М.Ге­нералов 20 суток не сходили с мостика. Наконец, 20 июня 1971 года «Бдительный» прибыл в Севастополь, где его встречал командующий Черноморским флотом ад­мирал В.С.Сысоев.

В течение следующего месяца на Фе­одосийском полигоне проводились интен­сивные испытания ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса». Последний, как уже упоминалось, был установлен без отработки углов кач­ки и мер против забрызгивания. Эти за­дачи пришлось решать непосредственно на корабле.

Зенитная стрельба велась по мишени М-6. «Метель» комплектовалась ракетоторпедой без боевого зарядного отделе­ния, стрельба отрабатывалась по подвод­ной лодке-мишени, обшитой деревом. Управляли стрельбой лейтенанты Пронькин и Качанович (ныне контр-адмирал). Во время испытаний в Феодосии на корабль прибыл новый старпом - В.Г.Егоров (в дальнейшем командующий Балтийским флотом, а ныне губернатор Калининград­ской области). Следует отметить, что ко­рабли типа «Бдительный» стали первой ступенькой в служебной лестнице для многих офицеров и адмиралов.

4 августа 1971 года в Севастополе со­стоялся показ корабля руководителям партии и правительства. «Бдительный» посетили генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, главком ВМФ С.Г.Гор­шков, руководство флота и судострои­тельной промышленности. Генсек осмотрел БПК, но особого интереса не проявил. Иное дело главком. Сергей Георгиевич всегда был в курсе состояния дел на каждом новом корабле, хотя их тогда ежегодно строились десятки. На «Бди­тельном» за период испытаний он побы­вал дважды. В этот раз для высоких гос­тей была проведена показательная стрельба двумя ракетоторпедами «Ме­тель».

Акт об успешном завершении государ­ственных испытаний ракетного оружия - ПЛРК «Метель», системы «Старт» и ЗРК «Оса-М» - был подписан 30 сентября 1971 года. На этом основании главноко­мандующий ВМФ принял решение отпра­вить корабль на боевую службу в Среди­земное море. Такого еще не бывало. Формально «Бдительный» не сдал даже курс К-1, но проведенные за полгода ис­пытания показали высокий уровень под­готовки экипажа, который в течение всего периода постройки постоянно осваивал свой корабль. Представители науки и промышленности занимались не только «железом», но и обучением тех, кому будет доверено новейшее оружие. Заня­тия отличались глубокой теоретической проработкой всех вопросов, а у каждого офицера, старшины и матроса имелась секретная тетрадь с конспектами по уст­ройству корабля и по матчасти своей спе­циальности.

Приказ о приеме курсовых задач К-1 и К-2 был подписан командующим Балтий­ским флотом адмиралом В.В.Михайлиным 7 ноября, во время боевой службы. «Бди­тельный» выводился в первую линию и объявлялся по флоту «отличным кораб­лем». Триумф первого года карьеры го­ловного «буревестника» завершился ви­зитом в польский порт Гдыня (5 - 9 ок­тября 1971 года). Это была его первая внешнеполитическая миссия по демонст­рации флага.

26 октября «Бдительный» вернулся в Балтийск. С этого момента 128-ю брига­ду можно было считать «колыбелью» сто­рожевых кораблей проекта 1135. Через нее затем прошли все «буревестники», построенные на заводе «Янтарь». На «Бдительном» отрабатывалась вся орга­низация эксплуатации, ремонта, боевой подготовки и использования корабля. В последующем все вновь построенные еди­ницы сразу после приема в состав ВМФ действовали по отработанной схеме: про­хождение курса боевой подготовки в пол­ном объеме и, зачастую, боевая служба.

Следует отметить, что в те годы, в раз­гар холодной войны, отношение государ­ства к военному флоту было очень вни­мательным. В течение всех испытаний, а порой еще и продолжительное время пос­ле них на корабле находились предста­вители науки и промышленности. Уже сданный флоту корабль опекали, помо­гали морякам, выявляли недостатки и модернизировали различные системы, устройства. Любую возникавшую техни­ческую проблему решали сообща. Моря­ки знали, что они нужны стране, народу, а это, в свою очередь, способствовало воспитанию у них чувства патриотизма и ответственности. Макаровская заповедь «в море - дома» объективно становилась нормой.

За освоение новой техники командир «Бдительного» Г.М.Генералов был на­гражден орденом Красной Звезды. Госу­дарственные награды и премии получили также многие офицеры, ученые, инжене­ры и рабочие-кораблестроители.

В боевом соединении «Бдительный» оказался в самой гуще событий: недавно была сформирована 12-я дивизия, имев­шая своей задачей противостоять амери­канскому господству на Балтике. Совет­ский ВМФ впервые начал практику бое­вых служб на большом удалении от своих баз, чтобы в случае необходимости пре­дотвратить любую попытку ракетно-ядер­ной атаки СССР атомными подлодками потенциального противника на пределе досягаемости их баллистических ракет. Он прибыл кстати.

Хроника службы СКР «Бдительный»

18.7 - 29.11.1972: боевая служба в Средиземном море в составе КУГ-1 вме­сте с ВПК «Бодрый». Впервые отрабаты­валась новая тактика поиска ПЛАРБ но­вейшими кораблями. Имели три контакта с иностранными ПЛ. Входили в состав 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Совершили деловой заход в югославский порт Дубровник вмес­те с крейсером «Октябрьская револю­ция».

28.3 - 18.4.1974: боевая служба в Се­верном море в составе 7-й ОПЭСК.

8.9 - 1.10.1974: боевая служба в Се­верном море.

5-9.10.1974: визит в Гдыню (ПНР) вместе с БПК «Сильный» и крейсером «Свердлов» под флагом Командующего ДКБФ.

14 - 24.4.1977: участие в учениях «Север-77».

28.6.1977: переклассифицирован из БПК 2 ранга в СКР.

18.8.1977 - 2.2.1978: боевая служба в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК в Атлантике и Карибском море. Разведка сил НАТО, поиск ПЛАРБ. Дважды (17.12 -22.12.1977 и 25.12.1977- 14.1.1978) за­ходил в Гавану.

28.6 - 7.8.1978: участие в учениях «Балтика-78».

1-6.9.1978: официальный визит в Данию под флагом заместителя команду­ющего ДКБФ вице-адмирала И.М.Капи­танца.

2-6.10.1978: слежение за ВМС НАТО в Балтийском море.

3- 10.10.1979: официальный дружес­кий визит в Варнемюнде (ГДР).

18.4-27.6.1980: боевая служба в со­ставе 5-й ОПЭСК в Средиземном море. Заход в алжирский порт Аннаба (11 - 17.6.1980), учения «Атлантика-80».

27.9- 1.10.1980: скрытный переход из балтийских проливов в Норвежское море в ходе операции по защите и обороне ТАВКР «Киев» и БПК «Славный».

15.4 - 11.5.1981: официальный дружест­венный визит в Гавану и Сьенфуэгос (Куба). Участие в учениях «Хирон-20» совместно с кубинскими ВМС с 25 по 27.4.1981.

25.5 - 25.7.1982: боевая служба в Сре­диземном море в составе 5-й ОПЭСК. Деловой заход в Аннабу (Алжир, 22 - 29.6), проводка ПЛ К-503 через Гибрал­тарский пролив.

24.7- 1.8.1983: эскортирование ТАВКР «Киев» из Средиземного моря в Балтий­ское.

12.2.1984-25.1.1986: ремонт и модер­низация на ПСЗ «Янтарь».

24.4.1986: выход в море под флагом за­местителя главнокомандующего ОВС Вар­шавского Договора адмирала Н.И.Ховрина.

1 - 28.6.1987: учения ОБЭСК-78, заход в Росток (ГДР) и Гдыню (ПНР). Завоеван приз командующего Балтийским флотом.

12 - 24.7.1988: официальный дружест­венный визит в Щецин (ПНР).

26.8-10.9.1988: участие в тактичес­ких учениях под руководством командую­щего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

20 - 27.12.1988: сопровождение ТАКР «Калинин» с Балтики на Северный флот.

18.5-3.6.1989: учения ОБЭСК-89.

6-10.10.1989: официальный визит в Росток (ГДР) под флагом командующего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

15.1 - 15.7.1990: боевая служба в цен­тральной и юго-восточной Атлантике.

6 - 25.6.1991: официальный визит в Антверпен (Бельгия) с командующим БФ вице-адмиралом В.П.Ивановым на борту.

5.11-26.12.1991: боевая служба в северной Атлантике и сопровождение ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от Гибралта­ра до 64° с.ш.

Июнь 1993: маневры НАТО на Балтике « BALTOPS -93». Это были первые в исто­рии совместные военно-морские учения НАТО и России, и участие в них стало по­следним походом «Бдительного».

В 1993 году на СКР не прибыло моло­дое пополнение. Численность экипажа сократилась, что послужило причиной рез­кого падения боеспособности корабля. «Бдительный» медленно «умирал» и 31 июля 1996 года был исключен из состава ВМФ. Попытки сохранить головной «Бу­ревестник» в качестве плавучего музея не увенчались успехом.

Командиры корабля: Г.М.Генералов (1970-1973), В.Г.Булавчик (1973-1976), Н.Н.Новожилов (1976-1978), Л.Н.Шевченко (1978-1982), А.И.Сузый (1982- 1986), В.Ю.Седан (1986-1989), И.В.Белоглазое (1989- 1990), А.В.Егоров (1990- 1994), П.В.Хилько (1994- 1995), В.А.Совран(1995- 1996).

Завершает список командиров СКР «Бдительный» капитан 2 ранга Ермолаев (1996 г.). Ему пришлось нести тяжкое бре­мя «похорон» корабля - списание аппара­туры и техники, утилизацию корпуса. Увы, этот процесс не обошелся без неприятнос­тей. Выявилась недостача оборудования, и командиру пришлось расплачиваться за огрехи своих предшественников.

Данным материалом я открою давно запланированную серию отчетов и заметок, посвященных кораблям проекта 1135 (шифр "Буревестник"). До недавнего времени в металле их оставалось четверо плюс один(разных модификаций), но 1 (2 корпуса) корпус летом-осенью ушли, как говорится, на небо... Запись задумывалась как рассказ об СКР "Ладный", но походу поисков переформатировалась в более обширный обзор
Автор не ставит целью энциклопедическую точность повествования .


2. Согласно данным свободной энциклопедии, кораблей проекта 1135 заводы ССЗ «Янтарь» (Калининград) и ССЗ "Залив" (Керчь) построили в количестве 17 шт, (а со всеми модификациями - 40 корпусов, 1 корпус разобрали в 1995 году)Вот только представители проекта 1135: СКР "Бдительный", СКР "Бодрый", СКР "Свирепый", СКР "Сильный" (без фото), СКР "Достойный"(без фото)

2.2 СКР "Деятельный", СКР "Ретивый", СКР "Беззаветный"(навал в Черном море, об этом отдельно),

2.3 СКР "Задорный", СКР "Безукоризненный", СКР "Ладный"

2.4 СКР "Порывистый"

На основе кораблей проекта 1135 (шифр "Буревестник") были выпущены различные модификации.
- 1135М (Krivak-II class) - модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3 000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т»
- 11351 (Krivak-III class) - пограничный сторожевой корабль, шифр - «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».
- 11352 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 1135. Заменены - РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т».
- 11353 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ».
- 11356 - экспортный проект на базе 11351.
- 11356 - проект на базе 11356 для ВМФ ВС России

3. Как я писал выше, до наших дней дожили 4 (5) корпуса корабля в разных модификациях. Ну почти дожили. В этом году от нас на небеса ушел СКР "Дружный". В начале 2000-х г.г. его купили и переоборудовали в торгово-развлекательный комплекс, но по своему новому назначению он так и не работал, встав с 2003 года у берегов Химкинского водохранилища

3 марта 2016 года, Химкинское водохранилище. Автор: Pantikapey

3.1 Не найдя покупателя, готового выложить за корабль 120 млн. рублей, хозяин решил сдать его на слом... Видимо у страны есть деньги на войны, но нет денег на историю, что печально. Как корабль выглядел до распила, можно посмотреть в этой записи у alexdoomer2009 . Исходя из фотографий alexdoomer2009, состояние корабля было близким для создания музея на его базе.

Видео как его пилили. Я смотреть не могу...

4. СКР "Пылкий" обрел не надолго новую жизнь путем модернизации корабля по проекту 11352: ему заменили РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т». В 2012 году он был конвертован.

3 октября 2012 г.

5. В ходе моих поисков по сети.. нашелся еще один корабль из "Буревестников", который ушел на небо в 2016 году. Это СКР "Неукротимый". На корабле в 2008 году случился пожар, а в 2012 году он затонул прямо у причала в Балтийске.

5.2 В октябре 2016 года корабль "укротили" до состояния иголок.

8 октября 2016 г.

6. Из всех 17 кораблей "чистого" проекта 1135 в боевом состоянии дожил до настоящего времени СКР "Ладный" (Черноморский флот).

23 февраля 2016 года.

6.1 Сейчас ему устанавливают турбины, снятые с конвертованного БПК "Керчь".

7. Еще один корабль из стаи "Буревестников" служит так же на Черноморском флоте. Это сторожевой корабль модернизированного проекта 1135М - СКР "Пытливый". Отличается от СКР "Ладный" установленными артустановками 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев» взамен 76мм АК-726, так же заменена ГАС на «Титан-2Т».

9 мая 2015 г.

8. Так же согласно данным свободной энциклопедии пограничных вариантов "Буревестников" проекта 11351 (шифр "Нерей) осталось на ходу или на воде - 4 корпуса. Это ПСКР "Дзержинский":


2015 года (?) Фото

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

32. Средиземноморье. Первое предупреждение - БПК «Бдительный». Лето 1973.

Фотоиллюстрация: Боевая служба 18.07-29.11.1972. Личный состав БЧ-2 и командир БПК «Бдительный» капитан 2 ранга Геннадий Михайлович Генералов (14 мая 1932 – 21.04.2007), https://yaostrov.ru/

Источники: Розин Александр. Война «Судного дня» 1973 г. Противостояние флотов СССР и США на море.

В июне 1973 года накал антиизраильских «страстей» в армиях арабских стран и напряжение противостояния военных флотов США-НАТО и СССР-России в Средиземном море резко усилился. Фактически уже всё было готово для «войны реванша» арабов и израильтян, а вместе с ними и «великих держав» - США и СССР.

21 июня 1973 г. из Севастополя на боевую службу в Средиземное море под командованием капитана 3 ранга Игоря Михайловича Черненко вышел БПК пр.61 «Скорый» (бортовой № 177). На следующий день 22 июня 1973 года БПК «Скорый» прошёл «черноморские» или «турецкие проливы» и встал на якорь в заданной точке Эгейского моря.

Через день-два, 24-25 июня 1973 года из Севастополя вышел на боевую службу в Средиземное море ракетный крейсер пр.58 «Грозный» под командованием капитана 2 ранга Волина Александровича Корнейчука. Вместе с ним шли: эскадренный миноносец пр.56 «Пламенный» под командованием капитана 3 ранга А. Савицкого и БПК пр.61 «Проворный» (бортовой № 179) под командованием капитана 3 ранга Валерия Ивановича Мотина.

В соответствии с международной Конвенцией о режиме прохода Черноморских проливов в мирное время военными кораблями одновременно и единожды «черноморские проливы мог пройти один корабль водоизмещением до 8000 тонн, имеющий орудия калибра выше 203-мм, в сопровождении не более двух миноносцев».

Вот почему БПК пр. 61 «Красный Кавказ» под командованием капитана 2 ранга Юрия Леонидовича Кручина вышел 27 июня 1973 г. из Севастополя и днём 28 июня 1973 года прошёл черноморские проливы.

Командовал бригадой этих черноморских кораблей ВРИО комбрига Н.П. Фёдоров - начальник штаба 150-й бригады, который держал свой вымпел на РКР «Грозный».

Боевые корабли ВМФ СССР, размещённые в соответствующих контрольных точках Средиземного и Эгейского морей, демонстрировали не только свою боевую мощь, выучку экипажей и свой подчёркнуто миролюбивый сдержанный характер несения боевой службы, но, самое главное, постоянно вели слежение за перемещением кораблей и подводных лодок США-НАТО в этом морском регионе.

02 июля 1973 года РКР «Грозный», БПК «Красный Кавказ» и БПК «Проворный» под флагом командующего 5-ой Средиземноморской эскадрой ВМФ СССР контр-адмирала Евгения Ивановича Волобуева, прибыли с дружественным визитом в Марсель (Франция). Этот визит был ответным – до этого отряд французский военных кораблей посетили Ленинград.

Советских моряков во Франции принимали с интересом и радушно, моряки и прикомандированные побывали в
Тулоне, Ницце и Париже.

03-04 августа 1973 года крейсер пр. 68-бис «Жданов» (капитан 1 ранга Р. Проскуряков) сдал в точке №5 у острова Китира штаб 5-й Средиземноморской эскадры на одну из плавбаз и 09 августа 1973 года вернулся из многомесячной боевой службы в Севастополь.

В августе 1973 г. в Средиземное море на боевую службу прибыл эсминец 150-бригады (бортовой № 351) пр.56 «Напористый» под командованием капитана 3 ранга Александра Лысенко. В середине августа 1973 года БПК «Красный Кавказ» в течение 10 суток обеспечивал отдых экипажа ПЛ пр.651 «К-77» Северного флота (командир - капитан 1 ранга Владимир Иванович Ерёмин, замполит - капитан 2 ранга Геннадий Александрович Мацкевич), который находился на боевой службе в Средиземном море с марта 1973 года.

21 сентября 1973 года в Средиземное море пришли ещё два БПК: головной корабль проекта 1134-Б БПК «Николаев» (бортовой номер 539) и БПК пр.61 «Сметливый» под командованием капитана 3 ранга Александра Александровича Гармашева. При этом БПК «Николаев» находился на боевой службе в Средиземном море и в Северной Атлантике с 05 ноября 1972 года.

Таким образом, в составе 5-й Средиземноморской эскадры до осени (сентябрь 1973 года) на боевой службе находились следующие корабли Черноморского флота: РКР пр.58 «Грозный», БПК пр.61 «Проворный», БПК пр.61 «Красный Кавказ», БПК пр.61 «Скорый», ЭМ пр.56 «Пламенный», ЭМ пр.56 «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и МТ-219 (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту.

Из них БПК «Проворный» находился на БС в море уже четыре месяца и готов был к возвращению в Севастополь, но в проливе Дарданеллы командир корабля, капитан 3 ранга В.И. Мотин получил по радио приказ Министра обороны СССР «вернуться в Эгейское море и привести корабль в полную боевую готовность».

Усиление напряжённости боевой службы надводных кораблей и подводных лодок Черноморского флота и подводных лодок Северного флота в Средиземном море, несомненно, повысило напряжённость боевой службы в Северной Атлантике, на путях перемещений самого мощного, грозного и скрытного современного оружия – ударных ракетно-ядерных атомных подводных лодок.

Находить, вести и контролировать их перемещение, а также уничтожать ракетные подводные крейсера стратегического назначения (ПЛАРБ) должны были корабли проекта 1135 типа «Буревестник», среди которых был наш легендарный БПК «Свирепый»…

К июлю 1973 года в составе ДКБ ВМФ на базе в Балтийске были: БПК «Бдительный», БПК «Бодрый», БПК «Свирепый» и БПК «Сильный».

БПК «Бдительному» досталась очень нелёгкая миссия – быть головным, то есть экспериментальным кораблём серии кораблей проекта 1135 типа «Буревестник».

Кильватерную балку и киль корпуса будущего БПК «Бдительный» (заводской № 151) заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде 21 июля 1968 года.

Строительство корабля велось практически одновременно с конструкторскими разработками не только корпуса корабля, но соответствующих машин, механизмов, приборов, систем, оборудования, вооружения и боеприпасов.

Это был труд огромного количества самых высококвалифицированных рабочих, инженеров, специалистов, конструкторов, учёных…

20 декабря 1968 года, когда стало ясно, что кораблю проекта 1135 типа «Буревестник» быть обязательно, он был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР как БПК (большой противолодочный корабль) «Бдительный». С этого момента началось планирование материально-технического, финансового и иного снабжения и обеспечения корабля и его будущего экипажа.

Примечательно, что в этот же день был зачислен в списки ещё даже не заложенный на стапеле будущий БПК «Бодрый» - второй корпус и корабль проекта 1135 типа «Буревестник»…

15 января 1969 года на стапеле ПСЗ «Янтарь» в Калининграде заложен киль корпуса БПК «Бодрый» (заводской № 152) - фактического дублёра БПК «Бдительный».

11 августа 1969 года на стапеле судостроительного завода «Залив» в Керчи (Крым) заложен корпус будущего БПК «Достойный» (заводской №11), ещё одного дублёра БПК «Бдительный», только на Чёрном море. Этот корпус и этот корабль строили поспешая, потому что нужда в нём была острее…

28 марта 1970 года по рельсам со стапеля судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде в плавучий док был медленно перемещён корпус БПК «Бдительный». Весной по «чистой воде» полностью оборудованный машинами и механизмами корабль спустили на воду, и он стал у заводской «достроечной набережной».

Всё лето до сентября 1970 года шли монтажно-наладочные работы и швартовые испытания машин и механизмов на БПК «Бдительном». Всё на этом корабле было новым и внове для рабочих, специалистов, инженеров и конструкторов. Множество решений принималось на месте, в металле, а потом уже переносилось на чертежи, в схемы и в боевые инструкции.

15 июня 1970 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде заложен третий по счёту корпус корабля проекта 1135 – будущий легендарный БПК «Свирепый» (заводской № 153). Строительство этого корпуса и его насыщение оборудованием, машинами и вооружениями уже было вполне налаженным производством, осуществляемым всеми контрагентами по единому сетевому графику.

05 октября 1970 года корпус БПК «Бдительный» заселил первый военный экипаж моряков. Немедленно, «по живому» началось обучение экипажа работе с новейшим оборудованием, приборами, механизмами и вооружением. В этот период командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Геннадий Михайлович Генералов.

Капитан 3 ранга Г.М. Генералов и штаб ДКБ ВМФ очень тщательно подбирали офицерский, мичманский и рядовой личный состав БПК «Бдительный». Дело в том, что проект 1135 типа «Буревестник» создавался практически для одной боевой задачи – поиск, обнаружение, ведение и уничтожение ПЛАРБ…

В процессе освоения экипажем корабля выявлялись различные недочёты, недостатки, брак и несовершенство машин и оборудования. Всё устранялось незамедлительно, по-военному чётко и быстро, – такой корабль практически немедленно нужен был ВМФ СССР.

05 декабря 1970 года на БПК «Бдительный» под руководством командующего ДКБ ВМФ В.В. Михайлина был поднят Военно-Морской флаг СССР. В этот день БПК «Бдительный» впервые вышел в море.

В период самой ненастной погоды на море 26-31 декабря 1970 года в Гданьском заливе и в районе Южной Балтики шли одновременно ходовые и государственные испытания БПК «Бдительный». Испытание буксируемой гидроакустической станции проводились на подходящих глубинах моря в районе Лиепаи.

На «мерной линии» в южной части Гданьского залива в 10 милях к юго-западу от базы Балтийск БПК «Бдительный» развил проектную скорость в 32 угла (59,294 км/ч).

Во время ходовых и государственных испытаний на БПК «Бдительный» одновременно находились военные приёмщики и заводские сдающие корабль специалисты, представители заводов-контрагентов, КБ, НИИ и других специализированных организаций. Непосредственное участие в госприёмке БПК «Бдительный» принял главный конструктор пр. 1135 Н.П. Соболев.

Перед Новым 1971 годом (31.12.1970) БПК «Бдительный» вступил в строй боевых кораблей ВМФ (без приёма вооружения), а через пятьдесят дней непрерывных занятий и освоения вооружений корабля - 20 января 1971 года – включён в состав ДКБ ВМФ.

27 января 1971 года на калининградском ПСЗ «Янтарь» новостроящийся БПК «Свирепый» пр. 1135 был спущен на воду и поставлен к достроечной набережной.

05 февраля 1971 года в Керчи (Крым) зачислен с состав кораблей ВМФ СССР новый корабль пр. 1135 типа «Буревестник» - БПК «Достойный».

16 марта 1971 года БПК «Бдительный» включён в состав 128 бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ДКБ ВМФ. В марте 1971 года в Гданьском заливе при непосредственном участии начальника вооружений ВМФ СССР адмирала П.Г. Котова состоялись первые испытания ПЛУР «Метель» - главного противолодочного оружия кораблей пр. 1135 типа «Буревестник».

Потребность в таком боевом корабле, как БПК «Бдительный», была настолько высокой, что, не дожидаясь сдачи-приёмки курсовых задач К-1 и К-2, командование приняло решение провести боевые испытания ракетного оружия – «Метели» и ЗУРС «Оса» в Чёрном море на Феодосийском полигоне.

Одновременно, во время перехода из Балтийского моря через Датские проливы, Северное море, Атлантику, Бискайский залив, Гибралтар, Средиземное море и черноморские проливы, БПК «Бдительный» должен был продемонстрировать «вероятному противнику» новинку советского военно-морского вооружения.

Стапель Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» был устроен таким образом, что на нём, как на конвейере одновременно можно было закладывать, строить и насыщать машинами и механизмами сразу по несколько новостроящихся кораблей. При этом корпуса «переезжали» из цеха в цех на специальных колёсных тележках по рельсовому полю.

28 апреля 1971 года был спущен на воду БПК «Бодрый» - корабль-дублёр БПК «Бдительный». При этом в его конструкции и оборудовании был учтён опыт испытаний, сдачи-приёмки БПК «Бдительный».

08 мая 1971 года в керченском судостроительном заводе «Залив» (Крым) спущен на воду БПК «Достойный». Начались его швартовые, а затем и ходовые приёмо-сдаточные испытания.

В период 01-20 июня 1971 года БПК «Бдительный» совершил свой первый (экспериментальный) боевой дальний поход из Балтики в Чёрное море. Для обеспечения успешного перехода и безаварийной работы новейшей «главной энергетической установки» БПК «Бдительный» были призваны из спаса (мобилизованы) в качестве матросов и старшин около 30 специалистов: газотурбинистов, электриков, мотористов, рабочих Южного турбинного завода (Николаев).

Переход БПК «Бдительный» оказался успешным, главная энергетическая установка (ГЭУ) показала себя превосходно.

Появление в водах Атлантики и Средиземного моря новейшего противолодочного боевого корабля ВМФ СССР пр. 1135, - компактного, ладного, мореходного и грозного по комплекту вооружения, - вызвало пристальный интерес «вероятного противника».

На переходе из Балтийского в Средиземное и Чёрное моря БПК «Бдительный» командир 12-й дивизии капитан 1 ранга В.А. Лапенков и командир корабля капитан 2 ранга Г.М. Герасимов практически все 20 суток несли вдвоём постоянную вахту вахтенными офицерами, сменяя друг друга.

20 июня 1971 года в Севастополе БПК «Бдительный» встречал лично командующий Черноморским ВМФ адмирал В.С. Сысоев.

В течение июня-июля 1971 года на Феодосийском полигоне БПК «Бдительный» отрабатывал стрельбы ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса». Эти испытания помогли решить проблемные вопросы стрельбы ракетами в условиях качки и штормового намокания пусковых установок.

Стрельба ракетами из ЗРК «Оса» велась по самолётным малогабаритным мишеням М-6, которые специально предназначены для оценки боевой эффективности различных видов зенитного оружия и авиационных управляемых ракет "воздух - воздух", а также при обучении наземных и корабельных боевых расчётов ПВО и лётного состава ВВС.

Сброс мишени М-6 производился с самолётов-носителей типа МиГ и Су. При спуске мишени М-6 на парашюте радиолокационный отражатель, отражая электромагнитные волны радиолокационных станций, имитирует отражённую поверхность цели, а факел мишени обеспечивает фиксирование кинотеодолитами местонахождения мишени в воздухе и визуальное её наблюдение, а также создаёт тепловые и световые поля для работы с ракетами тепловизионного наведения.

Мишень М-6 поражалась ракетами ЗРК «Оса» на предельных дистанциях обнаружения средствами РЛС – до 40 км, кинотеодолитом – до 35 км.

Новейший (1971) автоматизированный военный корабельный двухбалочный зенитно-ракетный комплекс по ракете 9М33 М-4 «Оса-М» БПК «Бдительный» оказалась надёжным, точным и эффективным оружием противовоздушной обороны.

Одноступенчатая твёрдотопливная ракета 9М33 массой 128 кг, длиной – 3158 мм, диаметром корпуса – 205 мм, с размахом крыла ракеты – 650 мм способна поразить с эффективностью поражения 75-90% со скоростью полёта – 500 м/с любую летящую цель на высотах от 5 м от уровня моря до 3,5-4 км в высоту.

Скорострельность ЗРК М-4 «Оса-М» - 2 выстрела в минуту, время перезарядки ракетами 9М33 пусковой установки – 16-21 сек.

Отработка стрельбы крылатой ракетой 84Р – носителем торпеды АТ-2УМ – из ракетного противолодочного комплекса УРПК «Метель» БПК «Бдительный» велась по подводной лодке-мишени, обшитой деревом.

04 августа 1971 года в Севастополе новейший боевой противолодочный корабль БПК «Бдительный» был представлен генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу и главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу флота С.Г. Горшкову. На показе присутствовали многочисленные руководители и участники создания БПК «Бдительный» и других кораблей пр. 1135.

Представление корабля руководителям Советского Союза осуществлялось показательными пусками двух ракетоторпед из УРПК «Метель». Государственный акт о приёмке государственной комиссии новейшего ракетного оружия – УРПК «Метель», противолодочной системы «Старт» и ЗРК «Оса-М» был принят 30 сентября 1971 года.

После этого главнокомандующий ВМФ СССР адмирал С.Г. Горшков немедленно отдал приказ отправить БПК «Бдительный» на боевую службу в Средиземное море. При этом формально корабль и его боевой экипаж даже не сдали курсовую задачу К-1, то есть не получили официального разрешения на допуск корабля к несению боевой службы в море с полным вооружением…

После триумфального перехода из Чёрного моря в Балтийское море, пребывания БПК «Бдительный» в польском порте-городе Гдыня 05-09 октября 1971 года и возвращения в Балтийск 26 октября 1971 года, был издан приказ командующего ДКБ ВМФ адмирала В.В. Михайлина от 07 ноября 1971 года о приёмке курсовых задач К-1 и К-2 БПК «Бдительный». Данным приказом БПК «Бдительный» объявлялся «отличным кораблём» ДКБ ВМФ.

Отныне, в 128-й бригаде ракетных кораблей 12 дивизии ДКБ ВМФ возникла традиция прохождения всеми кораблями пр. 1135 во время ходовых испытаний и сдачи курсовых задач К-1 и К-2 полного курса боевой подготовки с практическими стрельбами из всех видов оружия корабля, а также боевая служба первым экипажем нового корабля.

Так, на опыте и примере испытаний и использования БПК «Бдительный» создавались лучшие традиции боевой службы моряков-балтийцев, экипажей БПК-СКР проекта 1135 типа «Буревестник» - лучшего проекта советского боевого противолодочного корабля XX века.

Создав боевые противолодочные корабли проекта 1135 типа «Буревестник» (головной БПК «Бдительный»), Советский Союз летом 1971 года впервые и очень мощно продемонстрировал всему миру, прежде всего флотам США-НАТО, возможность и способность советской военной науки и промышленности, советского Военно-Морского Флота и советских моряков эффективно нести боевую службу на всех морях и широтах, на большом удалении от баз снабжения, длительное время и с высокой степенью эффективности поиска, ведения и уничтожения надводных, воздушных и подводных целей, в том числе ракетных атомных стратегических подводных крейсеров любого вероятного противника даже на пределе дистанции применения ими ядерного ракетного оружия.