Русская народная вышивка со схемами и фото. Русская вышивка Традиционная вышивка крестом

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX - ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.

Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже - по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески" - непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии"~. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.

Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии"4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]"), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва". Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента"5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы", привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья", а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину" - изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.


Подзор. (Деталь.)

Государственный Русский музей


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом"~. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.



Государственный Русский музей


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX - начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка" - сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.


Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.


Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.


В.В.Грумкова. Полотенце "Кадриль".
1973. Рязань
Государственный Русский музей


В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня - не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади" с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов" - узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом", крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

И.Я. Богуславская


Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка - В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. "КСИЭ". Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.- Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. - Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. - В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Обратимся теперь к ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Коль скоро не дождались мы смысла и интересной информации, так может быть какими-нибудь изображениями покормимся за наши кровные 760 рублей?
И здесь мы сталкиваемся с совершенно отсутствующей культурой подрисуночной подписи. Просто не подозревала, что она может вот так начисто отсутствовать. Даже и не припоминаю, чтобы мне встречались в столь объёмистых книгах такие случаи.
Это первая иллюстрация книги:

Подпись гласит: "Фрагмент рязанской вышивки".
Сначала я не поняла, а потом, разглядевши повнимательней, увидела, что это, вероятно, современная копия. Очень похоже, что копия сделана весьма тщательно и близко к оригиналу. Кстати, как интересно и поучительно было бы поместить для сравнения в том же масштабе скан с первоисточника! Спрашивается, а нельзя в подписи отразить статус предмета? То, что это СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ какого-то реально существующего предмета столетней, наверно, давности? Догадайся, мол, сама?
Вот и догадываемся:

Подпись: "фрагмент полотенца".
Сразу вопросы. А какого времени вышивка? Ну ясно- около 100 лет.
А какой регион?
А где находится предмет - в каком-то музее(каком?), в частном собрании?
А это вообще вышивка? Может быть, это браное ткачество, которое, как известно, топологически эквивалентно вышивке набором?
А если это вышивка(ведь книга посвящена вышивке), то почему это вышивка? Откуда следует, что это - не браное ткачество? По каким признакам это следует определить?
Ни на один из этих вопросов ответа мы не найдём.
Я считаю, что работа по доскональному разбору предмета и его реконструкции и есть самая настоящая научная работа в этой области, скромная, но НАСТОЯЩАЯ. Но это уже с нашей колокольни - колокольни тех, кто народное искусство действительно бескорыстно любит и ХОЧЕТ ЗНАТЬ.
В раздельчике про тамбовскую вышивку на одной странице помещены ещё вот такие три изображения:


Подписи
к верхнему: Полоса геометрического орнамента (ритм формы)
к среднему: Диагональное движение мотива в полосе
к нижнему: Орнамент со стилизованными женскими фигурами.
Ни слова о том, что два верхних изображения - это фотографии, а нижний - рисунок(кстати, очень хороший рисунок).
О двух верхних предметах опять не сказано, что это - современные копии (очень хорошие копии, кстати). А почему приведены изображения именно копий, а не подлинников? Что это за подлинники? Какое назначение было у предмета, часть головного убора, или что? Где находятся эти подлинники - в каких музеях-собраниях? Опять же интересно было сравнить копию и оригинал. И ещё у меня один вопрос - а внутри этих зигзагообразно расположенных фигур в чёрном контуре - точно ли там было только два цвета - коричневый и горчичный. Не было ли там серебряной нити, которую за неимением заменили горчичными нитками. Я почти уверена, что S-образный элемент там присутствует и должен хорошо читаться глазом. А на копии его можно прочесть только зная, что он там есть.
Действительно, сравнивая этот фрагмент с фотографиями моей драгоценной тамбовской полосочки легко можно видеть, что орнамент этого фрагмента - половина орнамента моей полосочки(если этот орнамент разрезать пополам по горизонтали).
Ещё вопрос - а коричневый монолит половинки восьмирожковой фигуры ничем не разбит? На подлиннике не было никаких вкраплений?
Ответов нет, потому что нет изображений очень интересных предметов, которые были доступны тем, кто выполнял копии. Но ведь это интересно только нам, кто бескорыстно любит народное искусство.
Ещё одна горестная история - орловский спис. В очень рыхлом по содержанию раздельчике, посвящённом орловской вышивке, приведено несколько изображений вышивок такого характера, по котором трудновато было бы выводить какую-нибудь определяющую эти вышивки совокупность признаков. Собственно они и не выводятся. Всё это находится в раздельчике 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани). Да вот незадача - и сетка там тоже есть. И ещё одна замечательная картина:

Действительно - картина, ведь это всего лишь зарисовка (фрагмент зарисовки или зарисовка фрагмента) загадочнейшего и таинственнейшего орловского списа.
Загадочно тут всё:
- загадочны сами мотивы орловского списа - одного из самых наиархаичнейших канонов русской народной вышивки
- неизвестно, что за предмет был зарисован. Надпись проста до неприличия: "Вышивка "орловский спис"". Это полотенце? Где этот предмет находится - в каком музее-собрании???
- неизвестно, почему нельзя было ради издания такой "солидной" книги перефотографировать его??? Ведь до сих пор нигде невозможно найти просто приличных изображений этого изумительного канона, который культурному человеку должен был бы быть доступен и знаком также как и стихотворения Пушкина?
- и почему после этого орловская вышивка(как-то так вся) значится в разделе 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани)??? Геометрический-то он геометрический(разделки), вот только внутри очерченных вольным контуром загадочных форм.
Горе-классификация.
Немного больше повезло любителям народного искусства с изображениями, относящемися к одному из каргопольских канонов.
Есть здесь и современные копии:

Подпись: "Единичный изобразительный мотив". Опять беда. Ничего не сказано про то, что копия. И ничего про то, что за предмет скопирован, где находится подлинник(как повсюду в книге). По смыслу того, что сказано - опять беда. Если книга об орнаменте, то недурно бы тут вспомнить, что такое орнамент. Залезем-ка хоть в БСЭ:
Орнамент-
(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов...
Если мотив единичный, как утверждает подрисуночная подпись, то о каком орнаменте вообще может идти речь? О каком ритме??? На самом деле орнамент здесь есть и далеко не один -он разный в разных элементах этого потрясающего сюжета, столь изощрённо разработанного. В каком смысле понимать "единичный"??? Здесь куча разных мотивов. Но только в орнамент они не складываются, как ни крути. Беда.
Ещё одна картинка каргопрольского канона для истинных любителей народной вышивки - подлинник подзора:


Продолжение вправо на другой странице разворота книги:

Стр.89. Иллюстрация к вологодской строчке по письму(в книге:"вологодское шитье по письму"):

Примеры белых вышивок этого канона экспонируются в музеях и есть в приличных книгах. А вот изображение вышивки с применением красных нитей найти намного труднее. Поэтому я обрадовалась даже этим жалким изображениям. Они мелкие и к тому же одно из них - плохая фотография:

А другое изображение - рисунок, что, конечно, подрисуночной подписи не отражено. Как нет там ничего о том, ЧТО это за предметы и где они находятся ныне(я больше не буду упоминать об этой милой черте стиля автора):

Плохонько? Да уж, неважненько. Да и на том спасибо. Хлебушка нету - лебеду едят, так-то.

Стр.94. Раздельчик "Владимирская гладь(владимирский верхошов)".
Рис.141. Подпись "Динамичный орнамент во владимирской глади" . Соображаю - наверное, плохо продуман был орнамент, потому как если бы был хорошо продуман, то был бы статичным(исходя из предыдущих объяснений автора):

Есть ещё два изображения на эту же тему.
Рис.142. "Симметричное построение ранних владимирских вышивок":

И рис. 143. "Изобразительные мотивы в ранних владимирских вышивках.":

И конечно, нет ни слова о том, что ранними владимирсками вышивками мы любуемся в современных "улучшающих" копиях!
Есть ценная информация:
"Основой для развития этой вышивки послужили немногие дошедшие до нас старинные образцы." Вот оно, наконец! Во множестве книг по рукоделию эта владимирская вышивка упоминается и технически объясняется владимирская гладь-верхошов, но я НИ РАЗУ не видела ей исторических прообразов в этих книгах! Подозревала, что должен был бы быть, но не встречала никаких упоминаний. Однажды, помню, на выставке(кажется, это была "Ладья" 2-3 года назад) я увидела людей, представлявших эту вышивку. Люди были не московские. Я спросила о том, а где бы посмотреть на первоисточники - есть ли они вообще, а если есть, то где? Дама мне ответила, что "есть, в музеях." А когда я попыталась было выведать у неё, в каких же музеях всё-таки есть, она буркнула мне уже что-то почти неприязненно и стала смотреть в какую-то далеко распорложенную точку, давая мне ясно понять, что аудиенция закончена.
А вот теперь ценные сведения: да,во-первых, у так называемой в книгах по рукоделию владимирской глади-верхошва действительно имеется в русской народной вышивке первообраз. Второе, такие образцы действительно где-то имеются. Третье, по-видимому мы созерцаем КОПИИ с 4-х таких образцов. Третье - догадка, поскольку автор нам об этом ничего не говорит. Но и этого уже много.
Помечтаем же о том светлом времени, когда все известные образцы этого, по-видимому, канона русской народной вышивки будут достойно изданы отдельно. Эх, увидеть бы!
Ползём дальше по изображениям.
Любительницы вышивки вообще буду, конечно, очарованы этой замечательной вышивкой на камзоле:

Камзолы эти хорошо известны и часто выставляются. Они великолепны. Но есть вопрос: а причём тут РУССКИЙ ОРНАМЕНТ?
И эта вышивка выше всяческих похвал:

Ладно, не будем определять, что тут русское и насколько оно русское. Вопрос ещё проще: а ОРНАМЕНТ тут причём?
Замечательные свадебные ширинки 17 века. Они известны и по книгам, и по экспозициям.

Кое-что в технике можно понять и по изображениям, но кое-что хотелось бы узнать определённо и окончательно-однозначно. Кто как не люди, выполнившие столь тщательно эти копии (опять примеры приводятся в КОПИЯХ без упоминания об этом), могли бы досконально рассказать нам об этом. Какой интересный и поучительный мог бы быть рассказ! Но увы, его нет. Не будем толковать о том, чего нет. Продолжим обзор того, что есть.
В раздельчике "Композиция изделий квадратной формы" читаем:
"... активная орнаментальная разработка каймы чаще всего присуща квадратной форме изделия, хотя встречается иногда и в прямоугольных скатертях и салфетках(илл.187)..."
А вот и "илл.187":

Иллюстрированное руководство по тому, как убивать народное искусство. Вспоминается несчастный пушкинский (поговаривают, что реального немножко оклеветали) Сальери. Что-то он там, помнится, "разъял" как что-то. Что-то поверял алгеброй. Ну да здесь-то нам до алгебры не дойти, потому как мы уже выяснили - с математикой книжка эта тоже воюет не на шутку.
А теперь - не для слабонервных:
Рис.204. "Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ЖИВОТНЫХ в технике владимирского верхошва". Так уже и вижу я здания боен и цеха по разделке туш. Но рисуночек по детски мил. В самом деле, мы читаем раздельчик "Детские панно":

Уф-ф-ф. Ладно. Переработку животных пережили как-то. Но автор не унимается:
Рис.205. Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ПТИЦ в технике владимирского верхошва". И опять всё так мило! Не пугайтесь, мы просто в галантерейном магазине, в отделе "Всё для рукоделия", рядом мулине и дамские наборчики для вышивки кошечек, собачек и птичек. Отгоните от себя страшные образы мясников, лучше съешьте вкусненькую котлетку:

А что, неплохая участь для народной вышивки - дамские наборы для вышивания. А чтобы дамы вдруг не стали бы о чём-то не том задумываться, например, "откуда есть пошла..." и тому подобное, им обязательно надо предложить ПЕРЕРАБОТАННУЮ ПТИЦУ И ЖИВОТНЫХ, чтобы они сами не трудились, её ощипывая. Пусть кушают на здоровье и ни о чём не задумываются. Главное, не увидели б чего, а то ведь задумаются, почему из сказочно прекрасных вещей понаделали стерильных трупиков.
А вещи действительно были когда-то сказочно прекрасные:

Или вот это:

Что вы там бормочете? Чем вы недовольны? Что-что?
А то, что картинки эти мы уже видели в книге, изданной 24 года назад.Ну да, правильно, то был немножко другой кадр - здесь перчатки-варежки разложили в другом порядке, одну пару убрали и две прибавили. Та картинка была длиной 10см, а эта уже -13см! Прогресс налицо! Не пройдёт и сотни лет, фотография выйдет из разряда "живописная пестрота" и уже можно будет даже и рассмотреть как-нибудь все 10 пар варежек.
Что,пять недовольны? Оказывается фотография с полотенцами в этой книжке на 7 мм меньше по длине, чем та, 24-х летней давности. Беда. Нет, товарищи, теория прогресса отменяется. Тут, похоже, регресс налицо.
Непонятно моей бедной голове, зачем перепечатывать уже известные старые фотографии без улучшения качества, тем более, что никакие специфические свойства-качества предметов, на них изображённых, НИКАК не используются в тексте, а на их месте с таким же успехом могли быть совершенно другие фотографии других вышитых платков(головных полотенец)-варежек. И, конечно, всё это никак не отражено в подрисуночных подписях.
___________________________
Зачем я написала этот обзор об этой тяжёлой книге? Не лучше было бы просто положить её в шкаф? Беда в том, что вот такие книжки, наполненные кучей картинок, которые мы всё равно станем смотреть с голодухи, красиво изданные с "лучшими намерениямии", которые опять привели в ад, продолжают всё то же нехорошее дело. А русское народное искусство продолжает оставаться неизвестным.
Долго ещё мы будем питаться суррогатами.

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка крестиком носила сугубо сакральный смысл.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.

Каждый узор. каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян. да и не только для славян имели земля. вода. дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу. Мать Рода в вышивке изображали или с оленями или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегах рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы, Это богиня и лоси или кони.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.

Новости о вышивке.

Оказывается, за тысячу лет до компьютерной эры наши предки пользовались пикселями

Сотни больших и маленьких квадратиков стремительно сменяют друг друга на огромном экране, выстраиваясь в незамысловатые фигуры – впечатление, что вдруг «затанцевали» рушники и вышиванки наших прабабушек. Загнала в компьютер, осовременила и по-другому взглянула на символы предков харьковский дизайнер Юлиана Алимова. Свой проект она назвала «Цяцьки. Народный пиксель-арт». Объясняет, что виртуализировать славянские символы и знаки начала быстро, когда разгадала секрет.

Нарисовала, чтобы вернуть любовь

Магические символы и знаки на протяжении многих столетий играли огромную роль в жизни наших предков, утверждает Юлиана. Их рисовали на посуде, вышивали на рубахах, простынях, рушниках и при этом верили, что они способны приносить счастье и исполнять желания.

За любовь и семейное счастье у наших предков отвечали и символы птиц. Их изображений сохранилось около тысячи. Если две птицы вышивались с повернутыми друг к другу головами, речь шла о счастливой, взаимной любви. Если наоборот – любовь не складывалась.

Пиксель – неделимый прямоугольный объект, обладающий определенным цветом. Пиксели, расположенные по строкам и столбцам, составляют компьютерное изображение. От количества пикселей зависит детальность изображения.

Схемы вышивок.

Вышивали роженицу по разному в зависимости от языческого аграрного календаря. И просили помощи и плодородия Земли и рода. Женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности — Вы становитесь краше и привлекательней, а главное — здоровее.

Другим женским оберегом был ЛАДИНЕЦ . Он дает спокойствие, радость и осознавание себя Женщиной.

Усиливает рост волос на голове, замедляет — на других частях тела (за счет установления нормального гормонального фона). Он дарует женское здоровье и продлевает женскую красоту.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака. Для стихии Земли — классический черный. Для стихии Огня тоже используется черный, но можно и золотисто-коричневый. Голубой — для Воздуха, синий, бирюзовый — для Воды.

Другим распространенным оберегом является ЛЕЛЬНИК . Он оберегает, дарит нежность и привлекательность. Чисто девичий оберег. Но до трех лет мог быть и у мальчиков в люльке. Для младенцев также вышивали так называемый Радинец.

Для девушек и молодых женщин вышивали Живу. Она наполняла душу, защищаемой гармонией и радостью, а тело — крепким здоровьем и энергией. Считалось, что Жива хорошо снимает стрессы и усталость, наполняет жизненной энергией..

Оберег посвящён двум славянским Богиням — Ладе (её знак изображён на лицевой стороне оберега) и Живе — богине жизни и Весны — её знак на обороте.

Этот оберег по свойствам похож на оберег «Гармония Женского начала», но его действие больше направлено на поднятие духа, жизненной силы, нежели на излечение женских болезней.

Мощнейший Семейный Оберег является Свадебник. Он символизирует объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным). Очень часто на оборотной стороне Свадебника изображали символ Белобога. как символ добра и благополучия. Такой оберег хранит от ссор и бед. Творит лад в семье. Иногда делали три подвески из речного жемчуга. Три подвески символизируют три мира — Мира Яви, нави, Прави.

Для отведения черных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне, как огнепоклонники считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и различные чары и тем самым очистит души и тело оберегаемого.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.


Испокон веков славилась русская земля мастерицами-рукодельницами. Женщины превращали ткани в настоящее произведение искусства, создавая образы женщин и мужчин, животных, фантастических существ, различные символы и знаки. Праздничные одежды, скатерти, полотенца, головные уборы – легко украшалось узорами и орнаментами русской народной вышивки . Сейчас многие модельеры используют различные для создания женской и детской одежды.

Особенности техники такой вышивки

В русском народном искусстве используются разнообразные техники вышивания – строчкой с цветной обводкой, белой строчкой, тамбуром, крестом, полукрестом. Чаще всего вышивка выполняется белыми и красными нитями, а также золотыми и чёрными (синими).

Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил .

Идеи для такой вышивки со схемами

Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения .

Русская народная вышивка на полотенце

Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется . Быстро и качественно создать любой узор помогают современные . Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги . Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.

Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов , увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.

Вышивка в русском народном костюме

Наши прародители вышивали узоры не только на полотенцах, покрывалах, салфетках, но и на целых костюмах. И сейчас русский народный узор возвращается в моду. Льняные блузы и рубахи, платья и сарафаны с неповторимым орнаментом воссоздаются и приобретают новую жизнь. —Вышивка на одежде— придаст изделию уникальный вид.

  1. Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
  2. Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
  3. Плотно закрепите канву.
  4. Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
  5. Приступайте к вышивке.

Сказочные персонажи

Является самой распространённой. Если вы хотите украсить детское покрывало или полотенце персонажами русской народной сказки, используйте вышивку крестом и полукрестом.

  1. Выберите понравившуюся схему.
  2. Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
  3. Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
  4. Вышивайте рисунок согласно схеме.

Вышивка бисером

Красиво будет смотреться вышивка бисером, бусинами, стразами на отдельных участках блуз, платьев или сарафанов. Используя понравившуюся , можно получить красивый узор, который украсит край рукава или горловину изделия. Вам понадобится бисер нужного размера, хлопчатобумажные нити или леска, канва, иглы и ножницы.

  1. Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
  2. Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
  3. Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.

Узоры русской народной вышивки

Используя узоры русской народной вышивки, можно украсить аксессуары: сумочки, кошельки, перчатки, шарфы и др. Создать рисунок можно объёмной вышивкой, крестом, гладью, лентами. Сумочка с ручной вышивкой будет выглядеть эффектно и подойдёт как для повседневного, так и для вечернего выхода.

  1. Используя схему ниже, переведите её на ткань.
  2. Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
  3. По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • В видеоролике рассказываются основные моменты, которые нужно учитывать при вышивке крестом для начинающих. Что входит в набор для вышивания, как пользоваться схемой, как заправить нить и с чего начинается работа, смотрите в данном уроке.

  • Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.

  • Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.

Вышивка является древнейшим видом украшения тканей. Искусно вышитый узор превращает любую вещь в настоящее произведение искусства. Сейчас вышивка в русском народном стиле украшает одежду и интерьеры. Вы можете заказать вышивку на сайте, а можете самостоятельно сделать рисунок и перенести его на любое изделие. Вы уже знакомы с вышивкой? Расскажите, какими техниками владеете и какие мотивы используете в вышивке своих изделий.

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)

Русская народная вышивка и вышивки народов мира (картинки)


Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы, поэтому такая народная вышивка известна под названием традиционной, например, тарусская вышивка или венгерская. Человек, хорошо в ней разбирающийся, может сразу определить по характерным чертам рисунка, к какой народной традиции относится вышитое изделие.
Яркие, сочные геометрические фигуры говорят о том, что перед нами флорентийская вышивка, цветочные, выпуклые завитки в пастельных тонах – французская вышивка, объемная поверхностная – бразильская вышивка, шелковая гладь – китайская вышивка, строгий геометрический орнамент с красной нитью – чувашская вышивка. Каждая из применяемых техник получила название народа или области, в котором развивалась, например, индийская вышивка или известный всем швеям московский шов. Самым несложным видом счетной техники считается вышивка болгарским крестом. В современном мире техника вышивания крестом так же пользуется популярностью среди рукодельниц всех национальностей. Вышивка народов мира является одним из самых интересных материалов исследования для тех, кого интересует этот вид рукоделия. Так же и старинная вышивка, хранящаяся в музеях разных стран, представляет очень интересный предмет для изучения, особенно сучжоуская вышивка.









Китайская вышивка


Родиной этого вида рукоделия считается Древний Китай, поэтому самой первой стала известна китайская вышивка, ее относят примерно к 4 -5 веку до н. э. Это было шитье на шелковых тканях, так как именно в районах Китая впервые стали производится ткани из шелка. Основными вышиваемыми узорами были элементы природы, животные, птицы (сучжоуская вышивка), восточные иероглифы и узоры, орнамент, традиционные китайская флора и фауна. В современном мире интерес к традициям Китая не уменьшается, поэтому очень популярными являются различные изделия в китайском стиле: одежда, посуда, предметы интерьера. Китайская вышивка по праву считается одной из изысканных и утонченных. Самая известная и старинная – сучжоуская вышивка. В ней использовались только натуральные материалы – шелковые ткани и нити, сюжеты вышивались многосложные, с большим количеством цветов и оттенков, причем изнаночная сторона была без единого узелка, как и лицевая. Очень близок к этой технике аккуратный московский шов. Китайские экзотические мотивы так же использовала якобинская вышивка (гладь, выполняемая шерстяными нитками).

Краткий обзор европейского рукоделия


Флорентийская вышивка «Барджелло»

Тарусская вышивка

Венгерская вышивка

Французская вышивка
Бразильская вышивка Флорентийская вышивка «Барджелло» (иногда это название заимствует итальянская вышивка). Эта техника характеризуется яркими, сочными цветами, среди рисунков преобладает орнамент, зигзаги, геометрические мотивы с плавными переходами, На итальянском языке название этой техники переводится, как «вышивка». В ней используется только прямой стежок с использованием шерстяных ниток.
По яркости цветов к ней близка славянская тарусская вышивка и венгерская.
Изысканная французская техника вышивания. Сочетает в себе множество декоративных видов – рококо, ришелье, бути, вышивку крестом и полукрестом, гладью и другие швы.
Оригинальная бразильская вышивка. В ней очень часто используется французское рококо, наравне с другими видами швов. Эта поверхностная техника, которая возвышает рисунок на ткани. В ней преобладают как яркие, так и пастельные тона, мотивы вышиваются цветочные и растительные, шитье происходит шелковыми нитями по тонкой ткани (как сучжоуская вышивка). В европейской вышивке представлена, в основном, гладь, но также встречается и вышивка крестом.

Как применялась вышивка народов мира


Как на Руси, так и европейских странах первоначальным применением стежков было соединение кусков тканей, которые использовались в одежде. Для подгиба ткани, например, использовался московский шов. Стежки были простыми, практичными, в качестве ниток использовалась шерсть животных.
Применение вышивке находилось везде: в постельном белье, повседневной одежде, в религиозных облачениях. На любом текстильном изделии можно было вышить красивые узоры, бытовые сцены, элементы природы, традиционный орнамент русской вышивки.


Болгарский крестПомимо эстетической стороны, вышивка несла так же сакральный смысл и имела собственное предназначение. Орнамент располагался, в основном, на одежде в местах соприкосновения с внешним миром: рукавах, вороте, головных уборах и исполняла роль оберега. Узоры орнаментов обычно вышивались крестом, которому придавалась магическая сила, название креста использовалось и в названиях техник (вышивка болгарским крестом).

Славянская вышивка


Рукоделие языческого периода на Руси почти все представляет собой магические обереги, защищающие человека от враждебных сил. Русская одежда вся была расшита этими сакральными символами, основными изделиями для такой шитья были метрики, рушники, украинские вышиванки. Основными элементами вышивки русского народного орнамента были геометрические фигуры – ромб и крест. Ромб был символом плодородия, солнца, крест обладал магической силой отгонять злых духов и снимать порчу. Постепенно вышивка крестом перестала нести сакральное значение и служить магическим оберегом. Современная вышивка крестом это просто красивый и увлекательный вид рукоделия, несущий скорее эстетическую нагрузку. Хотя, даже сейчас в некоторых поселениях русская народная вышивка несет характер оберегов. На ярмарках народных промыслов можно нередко увидеть такую одежду в древнерусском стиле, очень часто на ней используется вышивка болгарским крестиком. В современных модных коллекциях русский стиль и сейчас остается очень популярным. С принятием христианства в вышиваемые работы вносятся христианские мотивы, крестом вышиваются иконы и ризы, религиозные предметы, элементы быта. Вышивание становится более дорогим видом рукоделия, с применением дорогих нитей и драгоценных камней.

Древнерусская вышивка золотом и серебром


Богатейшая и красивейшая русская вышивка. Ее расцвет приходится на 16 – 17 века, когда знать украшала свою одежду и головные уборы драгоценными камнями. Золотное шитье с нанизыванием жемчуга использовалась для украшения интерьера, конских упряжек, в праздничной одежде. Этот вид вышивки считался одним из сложных, поэтому владеть им могла только умелая рукодельница, некоторые умелицы обучались этому мастерству в монастырях, иногда и сами монахини были опытными вышивальщицами. Драгоценными нитями вышивался растительный орнамент, сказочные существа, многосложные цветочные композиции, при работе использовались не только вышивка крестом, но и комбинировались разнообразные швы, что придавало изделию изысканность и оригинальность. Сейчас такая старинная вышивка с золотом и камнями сохранилась только в музеях или частных коллекциях. По сюжетной линии к ней очень близка якобинская вышивка, для обработки готовых изделий использовался московский шов.

Украинская и чувашская вышивка


Украинская вышивкаСлавянские, украинские и русские вышивки объединяет применение в работе небольшого количества цветов, геометрический и растительный орнамент, использование вышивки крестом. Особенного внимания заслуживают вышиванки – национальные женские и мужские рубахи. Изображениям на них придавался сакральный смысл (защита от порчи, богатство и плодовитость). Основным элементом был ромб, самый популярный славянский символ, и восьмиконечная звезда. В различных областях использовались разные виды швов, украинские мастерицы использовали вышивку крестом, полукрестом, гладью, мережкой, к традиционным красным нитям добавлялись черные, синие, желтые. Вышивание производилась, в основном, по белому или серому фону.


Чувашская вышивкаОчень близка к украинской чувашская вышивка. В ней также используется серый и белый фон, строгий геометрический орнамент, использование малого количества цветов. Основные используемые цвета – красный, синий, желтый, зеленый. Украинская и чувашская вышивка используют одни и те же элементы – розетки с восьми лепестками (символ Солнца) и древо жизни, их элементы присутствуют и в государственной символике. Чувашские вышитые рушники, половички, мотивы в одежде очень похожи на украинские, поэтому нередко их путают. Отличить чувашский национальный костюм можно по головному убору, украинские женщины используют в качестве него цветочные венки. На чувашскую и украинскую вышивки очень похожа тарусская вышивка. Такими же похожими свойствами обладает и белорусская вышивка.

Русская народная вышивка


Карельская вышивкаОсобенностью карельской вышивки является использование ниток одного цвета.
Многие народности используют в работе один цвет, таким примером может служить марийская вышивка. Узоры вышивались красной нитью по белой или серой ткани, если шитье было сквозным– белым по белому. В первом случае получалось простое, но изысканное полотно, во втором – ажурная вышивка.
Рукодельницами использовались такие техники, как крест, набор, настил по сетке, двухсторонний шов, тамбур, сочетание тамбура и набора. На вышитом полотне получался прямолинейный рисунок с геометрическими фигурами, вышивался так же орнамент, со множеством крестов и восьмиконечных звезд, узоры соединялись в сложные композиции. Помимо этого вышивались растительные мотивы, люди, животные птицы.


Марийская вышивкаКарельская вышивка очень лаконична, но, тем не менее, очень популярна среди рукодельниц. На нее очень похожа марийская вышивка. В ней использовалась счетная техника вышивки крестом, цветовая гамма состояла из красного, синего, зеленого и черного цветов. Узоры четко выделялись на полотне благодаря прямым линиям. По цветовой гамме к марийской близка тарусская вышивка. Здесь использовалась цветная перевить, вставки из настила, белая строчка.

Вышивка центральных и южных областей

Владимирская вышивкаДля этих регионов характерен геометрический орнамент, с использованием множества ярких нитей – малиновых, золотых, алых, помимо этого вышиваются растения, животные, люди. В южных районах используются цветная перевить и счетная гладь, московский шов, белая строчка с жучками, паутинкой, воздушными петлями, к ней иногда присоединялись разноцветные нити. Это была яркая и красивая вышивка, радующая глаз. В этих областях практиковалась и вышивание по черному шелку, с использованием золотых нитей. Одной из самых известных в центральном регионе является владимирская вышивка. Основной ее элемент – крупный стежок гладью (владимирский шов), им вышивались различные орнаменты, выполнялся он красной нитью, с добавлением других цветов. Московский шов, относящийся к этим регионам, и сейчас активно пользуется швеями и рукодельницами, раньше он выполнялся вручную, сейчас его можно легко выполнить с помощью швейной машинки.