Олег кулик художник картины. Художник Олег Кулик: биография, картины, интересные факты из жизни, фото

Художник - акционист, автор объектов, инсталляций, фото- и видеоработ, куратор.
Окончил Художественную школу в Киеве (1979), затем Киевский геологический институт (1982). Переезжает в Москву (1986). Сотрудничает с галерей «Риджина» (1993). Приобрел известность после скандальных акций 1994 -1995 гг., когда в образе человека - собаки бегал на четвереньках по Полянке, кусал прохожих у входа в Берлинскую галерею современного искусства, сидел в звериной клетке. В 1990 - е Кулик — основатель и ярчайший представитель «зоофрении» — представал в образе собаки, птицы, быка, обезьяны, рыбы. Это был самый яркий и брутальный период российского акционизма — «террористического натурализма» (Е.Деготь), когда художники реализовывали себя в открытом публичном пространстве, явочным порядком ломая сложившиеся стереотипы. Используя в перформансах и объектах злободневный социальный момент, Кулик саркастически высмеивал реалии российской политики. Работает почти во всех видах и жанрах современного искусства. В конце 1990 - х — начале 2000 - х годов создает циклы работ, в которых возвращается к своей исходной теме — прозрачности. В духе времени наступившего гламура работы Кулика зрелищны, эффектны и глянцево красивы — они взяты из топ - медийного видеоряда. Созданные по законам шоу и аттракциона, его произведения шокируют публику. Стипендиат фонда Поллока - Краснера (1990) и Берлинского сената (1995). Лауреат премии «Инновация» за кураторский проект «Верю» (2007), Винзавод, Москва. Кулик — участник международных проектов в Гентском музее современного искусства, Музее Фрейда в Лондоне, Музее современного искусства в Риме, Музее современного искусства в Антверпене; Музее Гуггенхайма в Нью - Йорке и Бильбао. Участник биеннале в Венеции, Валенсии и Сан - Паулу. Живет и работает в Москве.

Коллекции:

Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Европейский торговый банк, Москва
Музей актуального искусств ART4.RU, Москва
Галерея Риджина, Москва
Новый музей, Санкт - Петербург
и другие государственные и частные собрания

К веранде на «Винзаводе», где назначена встреча, Олег Кулик лихо подъезжает на маленьком велосипеде и, забежав в кафе, немедленно начинает говорить.

– Привет! Уже много лет я езжу на велосипеде по самому неудобному городу. Я враг машин! В гробу приятней лежать, чем сидеть в машине – в любой! А лошади, женщины, велосипеды – это пожалуйста.

– А если вам нужно выехать куда-нибудь за город? Скачете на лошади?

– Я принимаю море пилюль, ложусь на заднее сиденье, привязываю себя – и, трясясь, жду, когда меня очень медленно доставят до места. Да, иногда это необходимость, как посещение зубного врача. Но вы же не станете лечить зубы без анестезии?

– Не стану.

– Вот! Но я никого не призываю отказаться от машин. Нравится вам ездить в консервных коробках – пожалуйста. Кто-то делает себе пирсинг, кто-то отрезает себе ноги с удовольствием, кто-то занимается любовью с колючими растениями. Ради бога! Я всего этого делать не буду, это мой выбор. Я могу жить только на природе, не в городах. Люди считают, что плохо быть в тюрьме. Ну а где вы находитесь сейчас? Плохо быть на раскаленном камне, летящем сквозь открытый космос. Ну а где вы? Люди находятся в аду.

– А вы в раю?

– Не в раю и не в аду. Я исследователь – каждый день в новом месте.

– Давайте попробуем поговорить на тему, ради которой сегодня собрались. В какой форме вы примете участие в фестивале «Форма»?

– Два варианта: в активной или пассивной. Я был уверен, что буду, как всегда, в активной. Но в последний момент вдруг решил использовать богов в человеческом обличии – некрасивых брошенных полных женщин. Именно им достанется активная роль.

– Так, погодите, еще раз. Некрасивых брошенных полных женщин?

– Да! Бог выглядит именно так, как говорил Селинджер.

– Сколько их будет?

– Кажется, шесть.

– Кажется? Вы их видели?

– Да, в интернете.

– В тиндере?

– Нет, мне просто присылали портреты. К сожалению, там попадалось слишком много красивых. И явно не все брошенные. С такими работать трудно, это явно люди порочные.

– А почему было не взять мужчин?

– Я бы хотел, чтобы были и мужчины, но, к сожалению, некрасивых брошенных толстых немолодых мужчин совсем нет. Они сразу умирают – не выдерживают такого счастья.

– Да, увы. Итак, полдюжины некрасивых полных брошенных женщин. Что они будут делать?

– Разбитые на пары, они будут как-то взаимодействовать друг с другом.

– А вы?

– А я буду сверху с несколькими флаконами краски, которой буду их поливать. Я сначала выбрал грубые цвета, но в итоге решил взять нежные.

– Женщины будут обнажены?

– Надеюсь, нет. Я не настолько радикал, чтобы наслаждаться наготой некрасивых брошенных полных женщин. Но посмотрим! На самом деле, учитывая, что действо будет происходить на холсте, хорошо бы, чтобы с них что-то свисало, что-то телепалось и болталось.

– Всегда хорошо, когда что-то свисает.

– Да, и болтается. Особенно у некрасивой полной брошенной женщины.

– Отличная идея – повторять эту формулу бесконечно.

– Это как молитва – имя бога надо повторять часто.

–** Я даже и не знаю, надо ли спрашивать, что вы вкладываете в эту работу.**

– Вы поймите, то, что я вкладываю, может никак не соответствовать тому, что в итоге произойдет. Но, если вы хотите: это работа о спонтанности человеческого тела, непредсказуемости движений, которые переходят в вечный материал.

– Когда говорят об Олеге Кулике, вечно вспоминают человека-собаку. А на ваш взгляд, какая ваша главная работа?

– Отвечу банально – моя последняя. Я леплю керамический портрет Анатолия Осмоловского, сидящего на Маяковском (речь про известный перформанс 1993 года, когда художник Осмоловский вскарабкался на памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади. – Прим. GQ ). Тогда и Толик был худ, и Маяковский был символом революции. Но прошли годы. Никакой революции нету, Осмоловский пополнел, ездит в джипе, охотится из него на пигмеев. Маяковский сегодня – просто мудак, который доставал паспорт из всех штанов, а потом пустил себе пулю в лоб. Понятно, что он полный банкрот. Поэтому у меня он в виде голого фитнес-идола, на плече которого сидит жирный кусок говна, который высрали голуби свободы в борьбе за коммунизм. Но это сделано с большим мастерством! Ну какая собака? Выбежал, штаны снял и убежал. А тут сидишь годами!

– Арт-группа «Война», участников которой вы называли своими учениками, распалась. Петра Павленского задержали в Париже (художник поджег в прошлом году дверь Банка Франции). Вы уже давно не кусали людей на улицах. Что происходит с радикальным искусством? Оно умирает? Оно вообще кому-то нужно сегодня?

– Не знаю, нужно оно или нет, я этим не занимаюсь. А радикальное искусство никуда не делось – Петя Павленский продолжает свой перформанс. Это только вам кажется, что его задержали – на самом деле, он никуда не убегал, потому что все это заранее продумал. Почему его до сих пор не судили? Потому что никто не понимает, что с ним делать. Все это один перформанс, который был начат нами в 1991 году – и все время кто-то подхватывал знамя. Сейчас это Павленский.

– Когда вам было интереснее творить: сейчас или в 1990-е?

– Да мне всегда интересно. Я стал художником в 9 месяцев. Знаете, что такое бедная советская жизнь? В 1962 году папа принес красивый новый струганый стол – и строго-настрого запретил его трогать, пока не покроет лаком. Легли спать. А ночью я встал, нашел где-то зеленку – и нарисовал на столе картину о том, как люблю маму. И когда наутро родители это увидели, у них на лицах было такое выражение, там было столько эмоций! Я понял, что отныне хочу вызывать у людей именно такие чувства.

– Скоро мир, конечно, начнет захлебываться в виртуальности. Но я уверен, что в цифровую эру все физическое, тактильное, чувственное станет особенно ценным. Простая жизнь, обычное попукивание в туалете, запах пота станут искусством. Живой человек – это такая редкость уже сейчас. Бездарная культура выгоняла все, капризное, случайное, бессистемное; она утверждала, что человек должен быть сильный, твердый, уверенный. Холодные руки, мертвые глаза, толстая жопа. Это все в цифровую эру останется роботам! А мы будем дурачиться.

«Теннисистка»

– Вы помните самую дикую реакцию на ваши работы? Что, например, сказала Анна Курникова, когда увидела «Теннисистку» (гиперреалистичную скульптуру работы Олега Кулика, имеющую несомненное сходство с Курниковой. – Прим. GQ )?

– Курникова наслала на меня в Париже своего прыщавого певца (речь, вероятно, про Энрике Иглесиаса, с которым Курникова встречалась. – Прим. GQ ). Мы случайно повстречались в отеле, где я был с русским олигархом Димой. Курникова с певцом шли в туалет, а мы как раз выходили. Они подскочили ко мне. Она кричит: как ты смел? Этот испанец хотел по морде мне заехать. Но олигарх Дима – хоть и пьяный, но каратист. Как двинул певца ногой, тот через весь лобби полетел.

**– Чем вы сейчас зарабатываете? **

– Чем и всегда – языком.

– Какая из ваших работа была продана за самые большие деньги?

– «Оранжерейная пара». Купил ее один косметический магнат.

– Какого примерно порядка сумму он заплатил?

– Ну, на эти деньги можно купить мастерскую в Берлине, как у Кирилла Серебренникова.

– В 2004 году вы говорили, что не занимаетесь производством этнографических ценностей – расписных горшков и шкатулок, – а участвуете в большом процессе, результатов которого еще никто не знает. Прошло 14 лет. Когда мы дождемся результатов?

– Я вам о них расскажу на следующий же день после своей смерти. (Хохочет.)

Художник рассказал, что обрел к 55 годам

Стало модно предлагать в президенты деятелей культуры: киношника Михалкова, писателя Мединского, а почему не художника Олега Кулика? Опыт у него есть: в 90-е он баллотировался на пост руководителя страны от партии животных, но не прошел: избирком не принял подписные листы с приклеенными мухами, тараканами и отпечатками кошачьих лапок. Тогда же кидался собакой на прохожих в Москве, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке - акции принесли ему всемирную известность. Сегодня этот бунтарь со стажем - прилежный семьянин: моет окна и полы, готовит, водит пятилетнюю дочку Фросю в сад, встречает жену Анастасию с работы. Впрочем, и от дел художественных не отходит.

Вчера художнику исполнилось 55. «МК» поздравил мастера у него дома.

Олег Кулик

Квартира Олега Кулика, что в двух шагах от «Винзавода», сама по себе тотальная инсталляция. Здесь соседствуют буддистские символы и православные иконы, фотографии обнаженного художника в образе «человека-собаки» и семейные снимки, детские куклы и незаконченная скульптура Петра Павленского, автора провокационных зрелищ: зашивание рта, прибивание своего мужского достоинства к брусчатке Красной площади и поджог двери ФСБ… Краше всего кабинет мастера - он в розовых тонах. Олег объясняет, что прежде стены были ярко-красными, но теперь в угоду любимой дочурке ядовитый цвет в прошлом. Здесь и устраиваемся для беседы.

Боюсь людей, которые ходят по диагонали

Недавно в интервью вы сказали, что после появления дочери с вас слетели неопределенность и дурь, вы поняли, каким эгоистом были. Кто сегодня Олег Кулик?

Обыкновенный человек, которого заботят простые вещи: как спала дочь, какое настроение у жены, как дела в садике, где достать натуральные продукты. А раньше переживал, если меня не пригласили на престижную выставку. Как художник я начал жить для себя, а как человек - для близких. Первая моя семья была творческой. Мы договаривались с Милочкой Бредихиной не париться по поводу быта. Мила глубоко погружалась в обсуждение моих творческих планов: выставок, работ, интервью. Сегодня жизнь для меня стала важнее искусства, как у Льва Толстого. Ушла болезненная зависть к талантливым людям.

- Кому вы завидовали?

Леонардо да Винчи. Меня раздражало, что он много работал, изобретал и при этом хорошо выглядел. Я был в шоке, когда узнал, что он родился со мной в один день. Сегодня я понимаю Леонардо: его нежелание пахать, интерес к наблюдению, экспериментам.


Человек-собака 22 года назад

Существует пропасть между Куликом, который 22 года назад боялся выйти из галереи Гельмана и совершить свой первый перформанс, и всемирно известным Куликом, который способен поставить оперу Монтеверди на парижских подмостках. Или они гармонично сосуществуют в одном человеке?

Тот Кулик умер. Я не отказываюсь от него. Но если бы сегодня страшный Гельман пнул меня, как собаку, и сказал идти всех кусать - я бы спокойно вышел обнаженным на улицу, без испуга. Однако если страха нет, то нет напряжения, без которого не будет фурора. Я хотел этой акцией завершить свою творческую карьеру. Ведь к 30 годам у меня не сложилось своего стиля. Честно было уйти. Но вышло, что эта выходка стала началом моей карьеры.

- Чего вы боитесь?

Людей, которые ходят по диагонали. Езжу на велосипеде, встречаю сволочей, расхаживающих не по прямой. Что у человека в мозгах, когда он в общем потоке идет поперек? Таких нужно ставить на учет в больничку.

- После городской реформы жизнь велосипедиста улучшилась?

Я больше всех благодарен за это преобразование, поскольку езжу только на велосипеде. Кланяюсь (встает и кланяется) мэру за то, что снес вонючие палатки, где работали странные рожи. Все орут, что сделали это не по закону. А построили по закону? Раньше велосипедисты катались по замызганному асфальту, теперь же по красивой широкой плитке.

- Лет 10 назад вы увлеклись медитацией и отправились в Тибет. Как это изменило вашу жизнь?

Я перестал быть собакой. Хотел остаться в Тибете, но он меня не принял. Монахи посоветовали наслаждаться обыденной жизнью в ненавистном мне мегаполисе. Люблю только деревню, лошадей, женщин и велосипеды. Последних у меня десять, даже любовью на них занимаюсь.

Вы живете искусством: постоянно творите, жена Анастасия работает на «Винзаводе». Как творческая атмосфера сказывается на дочери?

Мы с женой творческие, а Фрося - прагматичная. Ей приходится выживать. Утром сказала мне: «Художником быть хорошо, но я буду полицейским, это важнее. Надо следить, чтобы не воровали сумочки. Иногда можно самой залезть в чужую сумочку». Я удивился словам пятилетней девочки. Потом вспомнил, что история с сумочками из «Пеппи Длинный чулок».


Олег с фотографиями жены Анастасии и дочки Фроси

- Чем занимаетесь с Фросей?

Лепим. Недавно закончили большую композицию маленьких принцесс пуссирайтиков. К скульптуре я вернулся из-за дочки, чтобы развивать ей мелкую моторику. Ходим в музеи: Льва Толстого, Гараж и Третьяковку. В Пушкинский не заходим: там голые мужики - неприлично.

- Сейчас бы решились на эксперименты с риском для жизни?

Нет. Мне достаточно сизифова труда. Каждое утро встаю в 6 утра, хожу в мастерскую, отвожу дочь в садик, забираю, стираю белье, готовлю, вечером встречаю жену с работы. Настенька редко берется за хозяйство. Она - девушка воздушная, не марает себя приземленными вещами. Я люблю ее выражение лица, когда она делает что-нибудь по дому, как будто ангел спускается в ад. В нашей семье я - бывалый, Фрося - тертый калач, а Настенька - просто ребенок.

- Вы счастливы?

Со стороны виднее. Мне хорошо. Засыпаю с дочкой: у нее потная головка, вокруг все светится. Встаю выключить свет и понимаю, что лампы потушены. Это состояние души такое, когда вокруг светло.

Я хотел быть Шиловым, а стал черт знает кем

- Сегодня вам ближе работа куратора или художника?

Преклоняюсь перед кураторами. Сам я человек не святой, поэтому больше этим заниматься не хочу. На меня сильно влияет чужое мнение. Прежде чем взяться за проект как куратор, надо понять, что ты сделал сам. А я до сих пор не знаю. Ведь даже «человека-собаку» не могу присвоить: до меня множество людей, включая Диогена и прочих киников, хулиганили в образе пса.

В эссе «Кулик и тошнота» Александр Раппопорт сравнил вас с муравьем, а ваше дело - с тошнотой. Как реагируете на критику?

В юности я ухаживал за девушкой. Когда дело дошло до первого поцелуя, она сказала, что я всего лишь прикольный, со мной весело, но не более. У меня был шок: меня не хотят. Думал повеситься. Спустя годы начал принимать себя таким, какой есть. К критике отношусь так же, как теперь к той девушке: прислушиваюсь, но ничего не меняю. Если б я следовал их советам - превратился бы в традиционного художника. Кстати, когда-то я хотел быть Шиловым, а стал черт знает кем.

- Сначала собакой, потом человеком.

Сейчас начался непонятный ажиотаж вокруг моего «человека-собаки». Его фотографии требуют во все «альгемайне цайтунги» (газеты), на днях Центр Помпиду купил несколько кадров для предстоящей выставки. В доведенном до отчаяния существе Запад видит Россию. Если 20 лет назад они считали его утрированным проектом, то сейчас называют того несчастного - идеальным портретом целой империи. Мне неприятно, что «человека-собаку» связывают с моей прекрасной родиной.

- Вы родились в Киеве. Украина считает вас украинским художником, Россия - русским. А вы?

У добермана не бывает национальности. Я не русский и не украинец, я - человек. В 1981 году уехал из Киева со словами: «Украина - неполноценное государство, оно развалится, а Крым должен принадлежать России». К сожалению, так и получилось.


Кулик заканчивает скульптуру Павленского

У вас был проект с Владимиром Сорокиным «В глубь России». Он - писатель, но известен и как художник. Вы - художник, но и литератор.

Современная позиция творческого человека- реализоваться во многих жанрах. Она пришла от Вагнера, который соединял все виды искусства и подчинял замыслу творца.

- Что сейчас читаете?

Роман «1926 год» Ганса Ульриха Гумбрехта. Книги Пелевина всегда у меня на столе. Мы дружим с Витей, он посвятил мне несколько романов.

- В театр ходите?

Редко, в основном к Серебренникову и Богомолову. Лучшим режиссером считаю Роберта Уилсона. Он пришел к удивительному минимализму. На сцене почти ничего не происходит, мало декораций, немного света, вбросы странных вставок и абсурдных фраз, а при этом улавливаешь сумасшедшую внутреннюю динамику постановки. Его театр - как ожерелье: на нить нанизываются бусины, возникает цельный образ.

Весь мир повернулся к консерватизму

После вашей собаки Лужков обещал почистить улицы от голых, но словами дело и кончилось. Нынешняя власть - серьезнее. Так Павленский, по-вашему, - герой или преступник?

Петя - великий художник, новатор. Ну поджег дверь - не человека же. Это смело, прямо как написать про вора-олигарха, который не платит налоги. Петя находит болезненную точку и делает в нее укол, причем художественно: продумывает цвет, свет, композицию, ракурс. Вдохновляется эмоцией от события, а не от проделок знаменитых акционистов. Это новое слово, которое способно пригвоздить. Я видел, как полицейский на Красной площади не мог сдвинуться с места.

В вашем Фейсбуке есть фотография рисующего Путина с надписью: «В.В. - сегодня художник №1, так как при полном государственном раздрае рисует самые жизнерадостные картины».

Он делает это настолько убедительно, что его персонажи начали жить наяву. Вспоминается министр культуры. Я впервые увидел Мединского на питерском культурном форуме и сказал: «Ой, какой маленький, человека в нем нет». Его охранники аж опешили. Нежное существо на пост поставили страшные дяди. У нашей страны большой потенциал. Война на всех фронтах, экономику обрезали, зарплаты сократили, а в культуре чинуши, как пишут СМИ, воруют миллиардами. Их можно понять: жить надо - вот и воруют.

В 1990-е художникам дали свободу. Они начали открывать площадки актуального искусства. Сегодня эти места становятся менее популярными или закрываются совсем. Вы предвидели такое?

В августе 1991-го на московской кухне семь художников-негодяев (Осмоловский, Гусаров, Бренер, Мавроматти…) сетовали на отсутствие институций. Тогда я и Бренер призвали их творить на улицах, и началось… Кстати, именно «МК» был первой газетой, поддержавшей нас. Целые полосы отдавали под наши перформансы. Мы сделали - кот наплакал: укусили дядьку за попу, а о нас все узнали. Сегодня история повторяется. Площадок современного искусства мало, но лучшие все равно останутся, даже без поддержки власти.

- Власть поддерживает традиционное искусство. Сумасшедшие очереди стояли на Серова.

Весь мир повернулся к консерватизму. Людям надоел разброд, хочется чего-то устоявшегося: религии, семьи, дома, классического искусства. Серов с парадными портретами пришелся ко двору. Узнаваемые человеческие черты он поместил в прочную раму. Смотришь на них, взбудораженный, и успокаиваешься.

- Через 100 лет на Кулика будут стоять очереди?

Вряд ли. Мне нравится современное искусство тем, что оно не вечное, делается из материалов, не выдерживающих десятилетий, тем более столетий. Надо уметь наслаждаться настоящим - в этом и есть смысл жизни.

Олег Кулик - одна из ключевых фигур современного русского искусства. Родился в 1961 г. в Киеве. Один из основателей акционизма. Исследует физические и эмоциональные отношения человеческого и животного, нормального и девиантного, китча и искусства. В 90-е занимался радикальными кураторскими проектами и акциями. С 2000-х работает с фотоколлажами, создаёт скульптурные инсталляции, обращается к живописи.

Его карьера началась в 1991-1993 годах в галерее Риджина, где он сначала был куратором и художественным руководителем. В 1992 году он провел в галерее фестиваль «Анималистские проекты», где по залам гуляли гепарды, а в финале была забита свинья, и ее мясо раздали присутствующим. В 1994 году Кулик впервые предстает в образе собаки - сначала в Москве, а потом в Кунстхалле в Цюрихе. Животная тема в его творчестве длилась 13 лет, пока не сменилась в конце 1990-х интересом к идее прозрачности. В это время художник делал скульптуры и объекты из плексигласа. В 2002 году он показал в Зоологическом музее в Москве «чучела» людей, символов России: теннисистки, актрисы и космонавта. В середине 2000-х Кулик увлекся духовными практиками, его выставкой «Верю» в Москве открылся центр современного искусства «Винзавод». В 2009 году Кулик был приглашен постановщиком оперы «Вечерня Девы Марии» Клаудио Монтеверди в Театре Шатле в Париже.

Участник Венецианской биеннале (2001). Работы в собраниях Третьяковской галереи, Центра Помпиду, Tate Modern.

Олег Кулик

Подробная биография

Персональные выставки:

  • Рамы .
  • Вглубь России . Галерея Риджина, Лондон, Великобритания
  • Персональная выставка . Галерея Татьяны Мироновой, Киев, Украина
  • Композиция 911 . Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
  • Русское. Primadellabiennale , 18Diviasulis, Кальяри, Италия
  • Вечерня Богородице. По постановке «Вечерня Богородице» (муз. Клаудио Монтеверди) в театре Шатле. 54-я Биеннале в Венеции. Видео-инсталляция. Scuola Grande di San Rocco, Венеция, Италия
  • Мессия / Гендель (в оркестровке Моцарта). Режиссер-постановщик, художник по видео и костюмам. Театр Шатле, Париж, Франция
  • Вглубь России. Галерея Pack. Милан, Италия
  • Москва. ЦУМ. Пространственная литургия №3 . ЦУМ. Москва, Россия
  • Вечерня Деве Марии, 1610 / К.Монтеверди. Режиссер-постановщик. Театр Шатле. Париж, Франция
  • Новая Проповедь. Фото и Видео перформансов 1993-2003. Rabouan-Moussion Gallery. Париж, Франция
  • OLEGKULIK. Хроника 1987-2007. Ретроспективная выставка. ЦДХ. Москва, Россия
  • Гобитест (Зима). Галерея XL. Москва, Россия
  • Фрагменты (в рамках Фотобиеннале 2004). Арт-галерея З. Церетели. Москва, Россия
  • Лозунги.
  • Космонавт (проект Музей) . Однодневная выставка. Государственный Музей архитектуры. Москва, Россия
  • Музей. Галерея XL. Москва, Россия
  • Архитектурные излишества. Галерея М. Гельмана. Москва, Россия
  • Oleg Kulik Art Animal. Ikon Gallery. Бирмингем, Великобритания
  • Deep into Russia . Stedelijk Museum voor Actuele Kunst. Гент, Бельгия
  • Alice vs. Lolita. Galerie Rabouan-Moussion. Париж, Франция
  • Русское. Галерея РИДЖИНА. Москва, Россия
  • Oleg Kulik . Rabouan-Moussion Gallery. Париж, Франция
  • Те же и Скотинин. XL галерея. Москва, Россия Моя семья, или Природа совершенна. Галерея М. Гельмана. Москва
  • Россия Конец истории, или Кулик в гостях у императоров. XL галерея. Москва, Россия
  • Я люблю Горби . Галерея М. Гельмана. Москва, Россия
  • Предчувствие несвободы.
  • Парадокс как метод. Выставочный зал Севастопольского района. Москва, Россия

Групповые выставки (избранное):

  • Pussy Riot and the Cossacks. Institut Supérieur des Beaux Arts de Besançon/Franche-Comté. Безансон, Франция

2014-2015

  • Post Pop: East meets West. Saatchi Gallery, Лондон, Великобритания

2014

  • Драгоценная оправа . Картина и рама. Диалоги . Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва
  • GELITIN . DIE TUSOVKA RUNDE . Государственная галерея на Солянке, Москва
  • В поисках горизонта. Латвийский музей истории железной дороги, Рига, Латвия
  • Transition and Transition. Josip Vaništa, Oleg Kulik, Blue Noses . Ludwig Museum - Музей современного искусства, Будапешт, Венгрия
  • Команда, без которой мне не жить. Галерея Риджина, Москва, Россия
  • Artist in Society. Галерея Rabouan Moussion, Париж, Франция
  • Трудности перевода.

2012 -2013

  • FLUIDENTITETI. Podgorica Collection for the Ars Aevi Museum. Art Gallery of Bosnia and Herzegovina, Сараево, Босния и Герцеговина
  • В ПОЛНОМ БЕСПОРЯДКЕ . Русское современное искусство. Премия Кандинского 2007-2012. Центр Искусств Arts Santa Monica, Барселона, Испания
  • With Criminal Energy - Art and Crime in the 21st Century . HALLE 14, Лейпциг - ACC Galerie Weimar, Веймар
  • La Peau de l’Ours. Галерея Rabouan Moussion, Париж, Франция
  • Лучшие времена, худшие времена - Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве. Первая Киевская международная биеннале современного искусства ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина
  • GLASSTRESS 2011 . В рамках параллельной программы 54й Венецианской биеннале. Венецианский институт науки, литературы и искусства, Палаццо Кавалли-Франкетти; Центр современного искусства и стекла Беренго; Wake Forest University, Casa Artom, Венеция, Италия
  • Surreal Versus Surrealism in Contemporary Art , IVAM, Валенсия, Испания
  • Art Paris . Париж (стенд галереи Rabouan Moussion), Франция
  • Arte Fiera . Болонья (стенд галереи Pack)
  • Russian Turbulence (curated by Etienne Macret). Charles Riva Collection. Брюссель, Бельгия
  • День открытых дверей. Особняк - гимназия - клиника - музей.
  • Общая история и ее частный опыт. Museum auf Abruf (MUSA). Вена, Австрия
  • История Российского видеоарта. Том 2. Московский музей современного искусства. Москва, Россия
  • Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае . Спецпроект 2-ой Московской биеннале современного искусства. Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу. Москва, Россия
  • Дневник художника . Спецпроект 2-ой Московской биеннале современного искусства. ЦДХ. Москва, Россия
  • Стимул и риск. Museum Haus fur Kunst Uri. Альтдорф, Швейцария
  • Происхождение видов: Искусство в эпоху социального дарвинизма . The Museum of Modern Art. Тойама, Япония
  • Видеоинсталляции Олега Кулика. Перформансы. Center for Contemporary Art Ujazdowski Castle. Варшава, Польша - CCA. Киев, Украина - Любляна, Словения - Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу. Москва, Россия
  • RUSSIA! Solomon R. Guggenheim Museum. Нью-Йорк, США - Solomon R. Guggenheim Museum. Бильбао, Испания
  • Россия-2 . Специальный проект 1-ой Московская биеннале современного искусства. Центральный Дом художника. Москва, Россия
  • Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х годов. Специальный проект 1-ой Московская биеннале современного искусства. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия
  • STARZ. Специальный проект 1-ой Московская биеннале современного искусства. Московский музей современного искусства (филиал). Москва, Россия
  • Always a Little Further (главная выставка 51-й Венецианской биеннале). Arsenale. Венеция, Италия
  • Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия
  • Angels of History. Museum van Hedendaagse Kunst. Антверпен, Бельгия
  • НА КУРОРТ! Современное искусство России сегодня. Kunsthalle. Баден-Баден, Германия - ГВЗ «Новый Манеж». Москва, Россия
  • Se Opp! Kunst fra Moskva og St. Petersburg. Museet for Samtidkunst. Осло, Норвегия
  • Москва - Берлин. Berlin - Moskau . Martin Gropius Bau. Берлин, Германия - Государственный исторический музей. Москва, Россия
  • Горизонты реальности . Museum van Hedendaagse Kunst. Антверпен, Бельгия
  • Absolute Generation (в рамках юбилейной программы 50-й Венецианской биеннале). Palazzo Zenobio. Венеция, Италия The Ideal City.
  • The Ideal City , 2-я биеннале в Валенсии. Валенсия, Испания
  • ДАВАЙ! Russian Art Now . Aus dem Laboratorium der freien Kuenste in Russland. Postfuhrant. Берлин, Германия - MAK (Osterreichisches Museum fur Angewandte Kunst). Вена, Австрия
  • The Russian Patient. Freud Museum. Лондон, Великобритания
  • Cetinjski Bienale IV. Национальный музей Черногории. Цетинье, Черногория
  • House and Windows . 49-я Венецианская биеннале. Югославский павильон. Венеция, Италия
  • The Body & Sin (Art is the Virtue of Communication). 1-я биеннале в Валенсии. Валенсия. Испания
  • Trans Sexual Express Barcelona. A Classic for the Third Millennium. Centre d"Art Santa Monica. Барселона, Испания
  • Performing Bodies. Tate Modern. Лондон, Великобритания
  • Динамические пары (выставка галереи М. Гельмана). Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, Россия
  • After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe . Moderna Museet. Стокгольм, Швеция
  • Hamburger Bahnhoff . Берлин, Германия
  • Ludwig Museum. Будапешт, Венгрия
  • Безумный двойник. Выставка смешного искусства . Центральный Дом художника. Москва, Россия; Chateau d"Orion. Уарон, Франция
  • Другая реальность (в рамках Московского международного месяца фотографии «Фотобиеннале"98»). Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, Россия
  • Summer exhibition .
  • XXIV San Paolo biennale. Сан-Паулу, Бразилия
  • Moscow Today / Moscou Vandaag. Stedelijk Museum voor Actuele Kunst. Гент, Германия
  • It"s a Better World. Russischer Aktionismus und sein Kontext. Wienner Secession. Вена, Австрия
  • III Cetinjski Bienale. Museum of History and Arts. Цетине, Черногория
  • V Istanbul International Biennale . Imper Mint. Стамбул, Турция
  • De Rode Poort. Stedelijk Museum voor Actuele Kunst. Гент, Германия
  • No Man"s Land. Art from the Near Abroad (совместно с Милой Бредихиной). Contemporary Art Center Nikolaj. Копенгаген, Дания
  • Логика парадокса. Дворец молодежи. Москва, Россия
  • Вне жанра. Дворец молодежи. Москва, Россия

Перформансы:

  • Красная благодарность. Кинотеатр K.Suns, Рига, Латвия
  • Воспарение (в рамках выставки Трудности перевода). Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале. Ca"Foscari Esposizioni, Венеция, Италия
  • Миссионер . Посвящается Франциску Ассизскому. Галерея Риджина, Лондон, Великобритания

2008

  • Мудра. Marta Herford Museum, Херфорд, Германия
  • Броненосец для вашего шоу (во время открытия выставки «Live Culture»). Tate Modern. Лондон, Великобритания
  • Два Кулика (в рамках 1-й биеннале Валенсии). Las Reales Atarazanas. Валенсия, Испания
  • Голубятня. Zamek Ujazdowski. Варшава, Польша Кулики (в рамках выставки «After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe»). Hamburger Bahnhoff. Берлин, Германия
  • Белый Человек, Черная Собака. Музей современного искусства. Загреб, Хорватия
  • Два Кулика. Культурный центр «Ковчег». Рига, Латвия
  • Два Кулика (Кулик Кулику глаз выклюет). Москва, галерея М. Гельмана. Москва, Россия
  • Я кусаю Америку, Америка кусает меня (совместно с Милой Бредихиной). Deitch Projects. Нью-Йорк
  • Четвертое измерение (совместно с Милой Бредихиной; в рамках выставки «It"s a Better World. Russischer Aktionismus und sein Kontext»). Wienner Secession. Вена, Австрия
  • Кулик против Кораза (в рамках проекта Центра современного искусства Дж. Сороса «Art Discourse-97»). Городской базар. Алматы, Казахстан
  • Собачий дом (в рамках выставочного проекта «Interpol»). Fargfabriken. Стокгольм, Швеция
  • Не словом, а телом ! Музей революции. Москва, Россия
  • Собака Павлова (совместно с Милой Бредихиной; в рамках биеннале «Manifesta I»). Роттердам. Нидерланды
  • Я люблю Европу, а она меня нет. Kunstlerhaus Bethanien. Берлин, Германия
  • Не могу молчать! (при поддержке Centre d"art contemporain «La Faubour»). Лужайка перед Европейским парламентом. Страсбург, Франция
  • Броненосец для вашего шоу (в рамках выставки «De Rode Poort»). Stedelijk Museum voor Actuele Kunst. Гент, Германия
  • Reservoir Dog (во время открытия выставки «Знаки и чудеса. Нико Пиросмани и современное искусство»). Kunsthaus. Цюрих, Швейцария
  • Alter Aegis / Раздвоение (совместно с Алексеем Табашовым). Двор Центра современного искусства. Москва, Россия
  • Человек с политическим лицом (в рамках акции-демонстрации «Звери против зверства»). Улица Тверская (от Триумфальной пл. до Пушкинской пл.). Москва, Россия
  • Кулик - это все-таки птица . Галерея 21. Санкт-Петербург, Россия
  • Миссионер. Посвящается Франциску Ассизскому (в рамках проекта «Искусство принадлежит народу-II»). Улица Песчаная. Москва,
  • Кулик - твой депутат! Ночной клуб «Пилот». Москва, Россия
  • Новая проповедь. Даниловский рынок. Москва, Россия
  • Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое Oдиноким Цербером (совместно с Александром Бренером). Улица Малая Якиманка перед галереей М. Гельмана. Москва, Россия
  • Вглубь России . Деревня Дубровки, Тверская область, Россия
  • Пятачок делает подарки (совместно с группой "Николай"; в рамках фестиваля "Анималистские проекты

Кураторские проекты:

  • 90-е: победа и поражение. Выставка-спектакль (в рамках VII Международной фестиваля-школы современного искусства «Территория»). Театр Наций, Москва, Россия
  • Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме. Параллельная программа первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012. Филиал Киевского национального музея русского искусства «Шоколадный дом», Киев, Украина
  • И подо льдом течет вода. Современное искусство Северной Кореи. Центр современного искусства Винзавод, Москва, Россия

2010

  • АРХСТОЯНИЕ 2010. ЛЕТО. Тема: Девять ключей лабиринта . Лесная литургия. Фестиваль ландшафтных объектов
  • Премия Кандинского 2009. Фонд Луизы Блуин. Лондон, Великобритания
  • ВЕРЮ. Специальный проект 2-ой Московская биеннале современного искусства. Центр современного искусства Винзавод. Москва, Россия
  • Реальность и реализм (фестиваль реалистической живописи). Галерея РИДЖИНА. Москва, Россия
  • Гелий Коржев. Мутанты. 15 октября
  • Социалистический реализм: проблема почвы. 29 октября
  • Мутации реальности. 12 ноября
  • Анималистские проекты. Фестиваль инсталляции. Галерея РИДЖИНА. Москва. Россия
  • Анатолий Осмоловский «Леопарды врываются в храм». 5 марта
  • Юрий Лейдерман, Татьяна Машукова «Собака Баскервилей». 9 марта
  • Игорь Чацкин «Собаки». 12 марта
  • Вадим Фишкин «Между собакой и коровой». 20 марта
  • Борис Орлов «Екатерина». 27 марта
  • Юрий Лейдерман «Колодец и маятник». 3 апреля
  • Олег Кулик и группа «Николай». «Пятачок делает подарки». 11 апреля
  • Апология застенчивости, или Искусство из первых рук. Галерея РИДЖИНА. Москва, Россия
  • О прозрачном (выставка-акция Галереи РИДЖИНА). Территория пионерского лагеря им. Гагарина, деревня Зименки, Московская область, Россия
  • Окрестности галереи «РИДЖИНА-АРТ». Выставка Андрея Монастырского. Галерея РИДЖИНА. Москва, Россия
  • День знаний. Выставка группы «Движение Э.Т.И. » и Константина Звездочетова. Галерея РИДЖИНА. Москва, Россия
  • Самостоятельное искусство. Выставка живописи Олега Голосия (выставочный проект Галереи РИДЖИНА). Центральный Дом художника. Москва, Россия
  • Барак (100 поросят). Выставка Аркадия Петрова. Дом кино. Москва
  • Логика парадокса. Дворец молодежи. Москва, Россия Женственность и власть (Ъ). Овальный зал ЦДРИ. Москва, Россия
  • Традиции русской живописи. Музей истории и реконструкции Москвы. Москва, Россия