Пройти тест огэ по истории. Гиа по истории

История 9 класс ОГЭ 2016 г. История 9 класс ОГЭ 2016 г.

Вариант 1

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    В каком веке была составлена Правда Ярослава?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

    Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Василия II

4) Ивана III

    Что из названного было следствием введения опричнины при Иване IV?

    1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

    2) разгром Крымского ханства

    3) победа России в Ливонской войне

    4) экономическое разорение страны

    Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите период времени, в который происходили описываемые события.

«Московский князь, родоначальник династии московских князей, был младшим сыном Александра Ярославовича Невского и потому получил незначительный в то время московский удел. Этот удел, полученный князем, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сёл и деревень без единого каменного здания… Однако мудрая политика князя в итоге принесла свои плоды: Московское княжество значительно расширилось за счёт присоединения Коломны и Переславля-Залесского. В связи с ростом территории Московского княжества значительно возрос на Руси и авторитет московского князя».

1) первая половина XII в.

2) конец XII - начало XIII в.

3) середина XIII в.

4) вторая половина XIII - начало XIV в.

    Когда была создана Табель о рангах?

1) в первой четверти XVIII в.

2) во второй половине XVIII в.

3) в первой половине XIX в.

4) во второй половине XIX в.

    Какое из названных мероприятий было осуществлено в годы Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) отмена крепостного права

2) создание Государственной думы

3) ликвидация помещичьего землевладения

    Какое из перечисленных событий привело к укреплению России на Чёрном море в XVIII в.?

1) присоединение к России Крымского ханства

2) участие России в Северной войне

3) установление дипломатических отношений с Османской империей

4) участие России в Семилетней войне

    Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе

2) у д. Лесной

3) при Цорндорфе

4) у о. Гренгам

    Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников

2) К. А. Булавин

3) С. Т. Разин

4) Е. И. Пугачёв

    Укажите памятник архитектуры, созданный при участии итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

1) Софийский собор в Киеве

2) Софийский собор в Новгороде

3) Успенский собор во Владимире

4) Успенский собор Московского Кремля

    Проведение политики сплошной коллективизации было начато в

1) 1918 г.

2) 1921 г

3) 1929 г.

4) 1937 г.

    Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».

    1) свобода рыночной торговли

    2) деятельность иностранных концессий

    3) активное развитие товарно-денежных отношений

    4) введение всеобщей трудовой повинности

    Что из названного относится к последствиям заключённого в 1918 г. Брестского мира?

    1) отказ Германии от территориальных претензий к Советской России

    2) начало полосы дипломатического признания Советской России

    3) большие территориальные потери Советской России

    4) улучшение отношений Советской России со странами Антанты

    Бои за Мамаев курган велись в ходе

1) битвы за Москву

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) освобождения Киева

    Прочтите отрывок из книги, написанной фронтовиком, и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Разгорелся неравный бой пехоты с танками… ___________ грузно прислонился к стене окопа и на мгновение опустил голову.

- Товарищ политрук, Вы ранены? - с тревогой спрашивает подбежавший боец. - Идите в медпункт.

- Да, что-то сильно обожгло здесь. Ничего, заживёт… Вот ещё ползут! - Встрепенувшись от сильной боли, бледный, он обращается к бойцам: Велика Россия, но отступать некуда - за нами Москва! Со связкой гранат он бросается на надвигающийся танк. Примеру _________ следуют оставшиеся в живых бойцы. У разъезда Дубосеково на израненном воронками снарядов и авиационных бомб поле замерли, объятые дымом и пламенем, вражеские танки…»

1) Н. Ф. Гастелло

2) В. В. Талалихин

3) А. М. Матросов

4) В. Г. Клочков

    В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

1) 1991 г.

2) 1993 г.

3) 1998 г.

4) 2002 г.

    Авария на Чернобыльской АЭС произошла в период

1) последних лет руководства страной И. В. Сталина

2) «оттепели»

3) «застоя»

4) «перестройки»

    Прочтите отрывок из выступления руководителя СССР и укажите период, когда это заявление было сделано.

«Теперь несколько слов насчёт планов работы Коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы».

1) 1945-1953 гг.

2) 1956-1964 г.г

3) 1964-1982 г.г.

4) 1985-1991 г

    Одним из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны был

1) А. А. Брусилов

2) П. Н. Врангель

3) П. А. Кропоткин

4) М. В. Фрунзе

    Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1) Бородино

2) Тарутино

3) Фили

4) Царёво Займище

    Фреска в Древней Руси - это

1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

    Рассмотрите изображение.

На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России

1) во второй половине XVII в.

2) в первой четверти XVIII в.

3) во второй половине XVIII в.

4) в первой четверти XIX в.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1. Октябрьское вооружённое восстание под руководством большевиков в Петрограде.

2. Отречение Николая II от престола.

3. Корниловский мятеж.

4. Роспуск Учредительного собрания.

    Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами:

    Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Уложенной комиссии;

2) учреждение министерств;

3) упразднение патриаршества;

4) создание военных поселений;

5) издание жалованной грамоты городам.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выпуск некоторых видов техники советской промышленностью в 1931–1933 гг.

Показатель

1931 г.

1932 г.

1933 г.

Производство танков всех типов

928

3347

3482

Производство тракторов для артиллерии

614

464

451

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Производство танков

Б) Количество произведённых танков в наибольшей степени превысило количество выпущенных тракторов в

В) Наивысших показателей производство тракторов для артиллерии достигло в

1) 1931 г.

2) 1932 г.

3) 1933 г.

4) постоянно увеличивалось

5) постоянно снижалось

«Высший нормативный акт государства. Впервые в истории России принят в качестве Основного закона в 1918 г.».

    Сравните особенности народных восстаний под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) участие в восстании горнозаводских рабочих;

2) зарождение восстания на окраинах государства;

3) копирование восставшими придворных учреждений, чинов и этикета;

4) стихийное участие крестьянских масс.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите слово, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.

1) Новгород; 2) Киев; 3) Рязань; 4) Владимир; 5) Козельск.

Часть 2

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика - первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

    Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

    В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ

исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу - шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.

1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.

2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.

3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?

    Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, в развитии русской литературы в XV-XVI вв. сохранялись черты, характерные и для литературы XII-XIII вв. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 час (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 23–30 записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий 1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    Какое из указанных событий произошло в XIII в.?

1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем

2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем

3) поход князя Игоря на Царьград

4) Куликовская битва

    Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

    Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.

1) битва на реке Неве и Ледовое побоище

2) битва на реке Калке и сражение на реке Сить

3) «стояние» на реке Угре и битва на реке Шелонь

4) битва на реке Воже и Куликовская битва

    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.

«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».

1) опричнина

2) бироновщина

3) хованщина

4) пугачёвщина

    С каким из перечисленных событий связаны понятия «хутор» и «отруб»?

1) изданием указа «о вольных хлебопашцах»

2) введением военных поселений

3) реформой государственной деревни П. Д. Киселёва

4) аграрной реформой П. А. Столыпина

    Укажите партию, которая в годы первой российской революции защищала идею незыблемости самодержавия.

1) Партия социалистов-революционеров

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Союз русского народа»

    В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы

1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты

2) укрепилась денежная система страны

3) выпуск медных монет был полностью прекращён

4) произошло резкое падение уровня благосостояния населения

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.

«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

    Кто был одним из участников междоусобной войны второй четверти XV в. в Московском княжестве?

1) Василий II Тёмный

2) Борис Годунов

3) Василий I

4) Дмитрий Донской

    В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали участие приглашённые из-за границы мастера

1) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый

2) Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини

3) Огюст Монферран и Доменико Жилярди

4) Карл Росси и Осип Бове

    В каком году Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР?

1) 1922 г.

2) 1924 г.

3) 1936 г.

4) 1939 г.

    Как назывались центральные органы государственного управления, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг.?

1) наркоматы

2) ликбезы

3) совнархозы

4) министерства

    Подписывая Пакт о ненападении с Германией, СССР стремился

1) предотвратить агрессию Германии в Западной Европе

2) создать систему коллективной безопасности в Европе

3) отстоять незыблемость границ в Восточной Европе

4) отсрочить военное столкновение между СССР и Германией

    Тегеранская конференция лидеров трёх держав в ходе Великой Отечественной и Второй мировой состоялась в

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1945 г.

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите город, о котором идёт речь.

«8 ноября германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин, нарушил железнодорожную связь между Большой землёй и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер заявил: "Городу рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Его никто не освободит. Кольцо блокады не разорвать никому. Городу суждено погибнуть от голода"».

1) Москва

2) Севастополь

3) Киев

4) Ленинград

    Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?

1) XX съезд КПСС

2) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

3) Карибский кризис

4) создание СЭВ

    Какое из перечисленных явлений характеризовало общественно-политическую жизнь в СССР в период «перестройки»?

1) введение цензуры

2) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

3) плюрализм мнений

4) усиление борьбы против диссидентов

    Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название страны, пропущенное в тексте.

«Либерализация партийной и общественной жизни, начавшаяся в … после отставки сталиниста Новотного, была жестоко подавлена. Сначала на многочисленных встречах Брежнев и его окружение пытались внушить новым лидерам местных коммунистов во главе с А. Дубчеком недопустимость в стране свободы слова, собраний и прочих "вольностей", а потом в августе 1968 г. к "непонятливым товарищам" был применён "вариант 1956 года". Исторические документы свидетельствуют, что сам Брежнев, не отличавшийся кровожадностью, не ратовал за интервенцию в братскую страну. Но во имя сохранения собственной власти он не мог не считаться с "ястребами" в Политбюро (П. Шелест и др.), но более всего он опасался давления со стороны военной верхушки».

1) Чехословакия

2) Польша

3) Румыния

4) Югославия

    Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством

1) Н. Д. Кондратьева

2) В. В. Путина

3) Е. Т. Гайдара

4) К. У. Черненко

    Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите век, когда была совершена первая русская экспедиция по маршруту, изображённому на схеме.


1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

    Лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт в России был утверждён лично

1) Петром I

2) Екатериной II

3) Александром I

4) Николаем I

    Рассмотрите плакат и выполните задание.


Укажите год, когда был создан данный плакат.

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

Задание 23-30 требуют ответов в виде цифры, последовательность цифр или слова (словосочетания), которые следует записать. Имена российских государей следует писать только буквами (Например: Николай Второй)

    Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

    1) учреждение министерств;

    2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва;

    3) создание Государственного совета;

    4) начало царствования Александра I.

    Установите соответствие между названиями городов и князьями, в правление которых эти города были присоединены к Московскому княжеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ

КНЯЗЬЯ

А) Новгород и Тверь

Б) Псков и Смоленск

В) Казань и Астрахань

1) Василий II

2) Иван III

3) Василий III

4) Иван IV

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена местничества;

2) создание коллегий;

3) упразднение губерний;

4) учреждение Сената;

5) отделение церкви от государства.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Год

Чугун

Сталь

1913

4,6

4,9

1928

3,3

4,8

1940

14,9

18,3

1950

19,2

27,3

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) К 1950 г., по сравнению с 1913 г., в наибольшей степени увеличилась выплавка

Б) По сравнению с 1913 г. было произведено меньше чугуна и стали в

В) Выплавка стали увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в 5 раз к

1) 1940 г.

2) стали

3) 1928 г.

4) 1950 г.

5) чугуна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Запишите термин, о котором идёт речь.

«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также очистку спирта».

    Сравните особенности внутренней политики Петра I и политики Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) пропаганда «теории официальной народности»;

2) подавление восстаний внутри страны;

3) управление страной с помощью министерств;

4) рост бюрократического аппарата.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите имя, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в.

1) городничий; 2) губернатор; 3) воевода; 4) капитан-исправник; 5) вице-губернатор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание 31,32. Используйте в ответах информацию текста, а также задание из курса истории.

Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

    Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.

    В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где говорится о решении, причины которого указаны в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами этого решения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    «Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, - сказал он, - будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

    Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства Русская Правда состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вариант 1.

Часть 1.

4

2

4

4

1

2

1

2

2

4

3

4

3

2

4

2

4

1

2

2

1

2

2314

432

15

431

Конституция РСФСР 1918 г.

2413

Астраханское

1

Часть 2.

1) Павел I;

2) 1796-1801 гг.

32. Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции.

2. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

3. В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий.

33. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император - Пётр III:

2) императрица, при которой будущий император был привезён в Россию - Елизавета Петровна:

3) поступки (взгляды), например:

- Пётр III прекратил военные действия против Пруссии (Семилетняя война) и заключил с Фридрихом II Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях:

- Пётр III, будучи поклонником прусского короля Фридриха II, ввёл прусские порядки в армии:

- Пётр III пренебрегал русскими национальными и религиозными традициями, чем вызвал недовольство среди дворян и гвардии.

34. Могут быть приведены следующие факты:

1) сохранились летописные произведения, описывающие исторические события;

2) сохранилась церковная литература (например, жития святых) (могут быть приведены другие факты).

35. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Формирование древнерусской народности. Завершение объединения всех восточных славян в единое

государство к концу X в. и принятие христианства привело к сглаживанию племенных различий в языке и культуре. С течением времени у жителей Древнерусского государства ушло в прошлое отождествление себя с отдельными племенными союзами. Так постепенно сформировалось единая древнерусская народность.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Вариант 2.

Часть 1.

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр.

Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

1

4

1

1

4

4

2

3

1

1

4

1

4

3

4

1

3

1

3

2

1

4

4132

234

24

234

Винная монополия

2413

Владимир

3

Часть 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

31. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) имя хана - Батый;

2) век - XIII в.

32. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

1) весенняя распутица;

33. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает

повернуть назад в степи».

В ответе могут быть указаны следующие факты:

1) весенняя распутица;

2) предупреждения проводников об ухудшении ситуации;

3) большие потери монгольского войска;

4) усталость монгольского войска;

5) недостаток корма для лошадей;

6) требования воинов прекратить поход.

34. Могут быть приведены факты:

1. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой.

2. «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

Могут быть приведены другие факты.

34. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Происхождение славян. Индоевропейцы. Выделение балто-славянских племён. Расселение славянских племён.

2. Разделение славян на три ветви:

а) западные славяне - предки современных поляков, чехов, словаков и др.;

б) южные славяне - предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев и проч.;

в) восточные славяне - предки современных русских, украинцев и белорусов.

3. Расселение восточных славян

Восточные славяне заселили обширные территории от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

4. Крупнейшие племенные союзы восточных славян:

а) поляне;

б) словене ильменские;

в) древляне;

г) вятичи;

д) полочане и др.

ОГЭ по истории – не обязательное экзаменационное испытание, которое сдают по выбору при переходе из 9-го класса в 10-й. Перед началом подготовки к экзамену рекомендуется ознакомиться с программой, в которой указаны все моменты, на которые следует обратить особое внимание. Экзамен состоит из 2 блоков: в первом задания тестового типа – требуется выбрать правильный ответ из предложенных, во втором – ученикам предлагают дать развернутый ответ на вопрос. Ответ необходимо формулировать четко, лаконично, научно и аргументировано.

История относится к сложным предметам, что подтверждает уровень полученных баллов за экзамен. Предмет стабильно сдают не очень успешно из года в год. Но это не говорит о том, что для качественной подготовки требуется обязательно нанимать репетитора или ходить на курсы. При определенном уровне усердности и систематической подготовке, историю можно сдать только на базе школьных знаний.
В программу экзамена входят темы по истории России до ХХ века, при этом важно регулярно повторят материал за предыдущие классы. Сложность ситуации состоит в том, что это трудно сделать в условиях школы, учитывая, что уроков истории – 2-3 в неделю.
Если уровень знаний ученика низкий, рекомендуется пользоваться помощью извне – репетиторы, дистанционные и стационарные курсы. Эффективный способ потренироваться перед экзаменом – онлайн тестирование.
На какие темы стоит обратить особое внимание?
В перечне программных тем есть те, которые каждый год вызывают наибольшее число проблем. Среди них:

  • События гражданской войны 1917 года;
  • Географические экспедиции русских ученых;
  • Развитие культуры на разных этапах.
Трудности связаны с заданиями на знание карты, культурных объектов, живописи, архитектуры, науки. Наиболее легкие темы связаны со знанием исторических персоналий – императоров и царей, история Древней Руси тоже относится к простым и доступным. Познакомьтесь с .


Из года в год количество заданий может меняться, но не существенно. Обычно заданий 35, они поделены на 2 части: тесты и развернутые вопросы, которые относят к заданиям повышенной сложности. В тестовых заданиях требуется найти правильные ответы из нескольких предложенных. Для этого необходимо знание дат, терминов, персонажей, карты, источников, событий, исторических процессов. Ответы на развернутые вопросы требуют не только знания фактов и теории, но и предполагают умение ею пользоваться, аргументировать, сравнивать, анализировать данные, сопоставлять эпохи.
Как готовиться? Главное – регулярные занятия и систематическое повторение материала. В процессе изучения и повторения стоит обращать внимание , которые наиболее сложно даются – им стоит уделить дополнительное время. Чтобы успешно сдать тесты, необходимо тренироваться. «Решу ОГЭ по истории» – возможность проходить в онлайн режиме тесты за прошлые годы, тренировочные задания. Это легкий и доступный способ лучше запомнить факты и теорию, рационально использовать время, справиться с волнением перед экзаменом.

История | ОГЭ 2018

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №4» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №5» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №6» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №7» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №8» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №9» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 История Тренировочный вариант №10» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по истории 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2018 года по ИСТОРИИ» онлайн

История | ОГЭ 2018

Решение теста ОГЭ по истории знакомит школьников с заданиями демоварианта ОГЭ 2018 года и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Для тренировки и контроля учащихся учителя могут использовать на уроках онлайн-тестирование по истории бесплатно.

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №1» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №2» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по обществознанию 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №3» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по обществознанию 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №4» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по обществознанию 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №5» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по обществознанию 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ОГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №6» онлайн

Обществознание | ОГЭ 2018

Решение онлайн-теста ОГЭ по обществознанию 2018 года знакомит школьников с заданиями настоящего ОГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ОГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пособие, которое вы держите в руках, - это уникальная авторская методика по полному школьному курсу отечественной истории, благодаря которой ежегодно тысячи учащихся сдают Основной государственный экзамен (ОГЭ). Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить учебный материал, который включен в тесты ОГЭ по истории. Справочник предназначен как для учащихся, так и для учителей. Материал книги изложен в соответствии со структурой содержания КИМ ОГЭ по истории.

Вниманию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ.
Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории России: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание которых проверяется в рамках ОГЭ.
Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (600 заданий части 1,100 - части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ОГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и основное содержание ответов на задание части 2.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ, Артасов И.А., 2018



Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации - основному государственному экзамену (ОГЭ) по истории. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы, а также примерные варианты в формате ОГЭ 2019 года.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.


Скачать и читать ОГЭ, История, Готовимся к итоговой аттестации, Артасов И.А., Мельникова О.Н., Гаврилина Ю.Г., Лозбенев И.Н., 2019

Издание содержит задания разных типов по всем темам, проверяемым ОГЭ по истории, перечень ключевых вопросов, понятий. В конце пособия приведены ответы и критерии оценивания.
Издание окажет неоценимую помощь учащимся при подготовке к ОГЭ по истории, а также может быть использовано учителями при организации учебного процесса.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, Задания, ответы, комментарии, Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2018





Вниманию выпускников 9 классов общеобразовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ), которое содержит 10 вариантов экзаменационных работ.
Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности по всем разделам курса истории России: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ОГЭ.
Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (300 заданий части 1, 50 - части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ОГЭ знаниями, умениями и навыками.
В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и основное содержание ответов на задания части 2.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 10 тренировочных вариантов, Артасов И.А., 2018

Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Пособие содержит 14 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2019 года, ответы ко всем заданиям и подробные критерии проверки и оценивания заданий с развернутым ответом.
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к ОГЭ по истории.
Пособие предназначено для учителей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.


Скачать и читать ОГЭ 2019, История, 9 класс, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г.


Показана страница 1 из 9

Выберите документ из архива для просмотра:

Вариант 1.docx

Библиотека
материалов

Вариант 1

Часть А

А1. В битве на реке Калке участвовали:

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Витовт, Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

А2. О каком событии говорится в отрывке?

«… Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были сметены и толпа бросилась вперед…Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…»

А) стачка иваново-вознесенских рабочих Б) бои на Красной Пресне

В) катастрофа на Ходынском поле Г) «Кровавое воскресенье»

А3. Понятие «восточный вопрос» в России XIX в. было связано:

А) со стремлением России присоединить территории на Дальнем Востоке

Б) с установлением мира на Ближнем Востоке

В) с борьбой за свободу плавания через Черноморские проливы

Г) с попытками добиться распада Турецкой империи

А4 . Основным источником получения средств для индустриализации России в XIX в. правительство избрало (укажите лишнее):

А) внешние займы, привлечение иностранных капиталов

Б) опору на внутренний капитал

В) продажу хлеба за рубеж и приобретение новой техники

Г) выкупные платежи крестьян

А5. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А) И.В.Васильчиков Б) М.М.Сперанский В) А.Х.Бенкендорф

Г) К.В.Нессельроде

А6 . Финляндия вошла в состав России в результате войны:

А) с Турцией Б) со Швецией В) с Ираном Г) с Францией

А7. Какое событие объединяет этих людей:

В. Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, Э. Тотлебин?

А8. Что из названного получали дворяне за службу?

      1. пожилое

        вотчину

        поместье

        удел

А9. К какому из указанных событий относятся годы - 1700, 1709, 1721?

      1. городским восстаниям

        Северной войне

        Семилетней войне

        дворцовым переворотам

А10. Кто из названных лиц принадлежал к современникам царя Алексея Михайловича?

A) Иван Болотников

Б) Михаил Скопин-Шуйский

B) патриарх Никон
Г) протопоп Аввакум
Д) Богдан Хмельницкий
Е) Емельян Пугачев

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВГ 3) ВГД 4) БДЕ

А11. Прочтите отрывок из сочинения историка СМ. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.

«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл.

«Сия у нас победа, - по словам Петра, - может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину.

Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».

      1. Ливонская

        Смоленская

        Северная

        Семилетняя

А12. Какую цель преследовал созыв в 1814-1815 гг. Венского конгресса?

      1. Защиту правящих династии и их престолов

        пересмотреть условия Парижского договора

        заключить мир с Наполеоном

        решить восточный вопрос

А13.

А) И.Н. Крамской

Б) A . M . Опекушин

В)А.К. Саврасов,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) БГЕ 3) АБГ 4) ГДЕ

А14. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем -
1) Ермака Тимофеевича

2) Семена Дежнева

3) Степана Разина

4) Витуса Беринга

А15. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.

А16.





А17. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к :



А18.



А19. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин

А20. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в
1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в
1806-1812 годах


Часть В

В1. Укажите утверждения, с котор ыми Вы согласны.

    После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между сыновьями.

    В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

    При Владимире Святом создается свод законов «Русская Правда»

    В войне с крестоносцами решающей была Невская битва.

    Начало возвышения Москвы связано с Дмитрием Донским.

    В XII - XIII вв. возникают различные архитектурные школы.

    Несвободными людьми на Руси были холопы.

В2. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь, когда оно произошло?

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских…

И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами».

И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

В3. Какие три

      1. усиление роли гвардии

        династические кризисы

        усиление крепостного права

В4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

В5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Когда оно произошло.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

В6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны.

Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия.

В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В8 .

понятие

определение

1. Местничество

2. Закупы

3. Кормление

4. Феодализм

5.Посадские люди

6. Реформа

7.Опричнина

В9. По отрывку из стихотворения А. Одоевского определите, о каком историческом событии идет речь?

Вы знаете, сыны мои! Для вас,

Для тишины всей Руси православной,

Был съезд князей, где, потушив раздор

Мы клятвою скрепили договор …

Мы на кресте произнесли обет:

Да будет Русь нам общею отчизной.

    Нашествие монголо-татар на Русь. 2. Любеческий съезд

    Куликовская битва 4. Стояние на Угре

В10 . Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится и её даты.
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…

Что стало с нашими морями?…

Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях.

Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Часть С

Запишите только ответы.

С1.

« Особенность Комиссии... была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку...

Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти.

Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»...-

Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой...

Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная... в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии...

Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского... [В «Наказе»] крепостное право порицалось... «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства...

Так увядали мечты... о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве... Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией - многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».

    Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия?

    На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии.

    Укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии.

С2 . :

В ___________ (название месяца)

С3.


1) 2)

3) 4)

С4. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику толь ко мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями...

Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитал с упорядочивание государственного долга и денежного обращение способствовала завершению промышленной революции в Росси утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.

Это опровергает традиционное представление о царствовании [...] как... «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису».

1. Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха?

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности.

3. Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе.

С5.

В IX

В конце XI в. прозвучал, а в XII

XVI

Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx

Библиотека
материалов

Вариант 2

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в :
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

А2. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале правления которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович

4) Николай Павлович

А3 . Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.

А4. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.

А5. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.

А6 . Кому принадлежат слова: «Придите ко мне, брате, в Москов»?

    Владимиру Мономаху 2. Юрию Долгорукому

3. Андрею Боголюбскому

А7. Отходниками в XVIII в. в России называли:

1) крестьян, уходивших из родных сел на заработки 3) переселенцев в Сибирь

2) беглых крестьян 4) крестьян, взятых в рекруты

А8. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий, в XVIII в. назывался:

1) подворным 2) подушным 3) посадским

4) прямым

А9. Причиной Северной войны явилось стремление России:

1) присоединить Финляндию

3) получить выход в Балтийское море

2) получить выход в Северное море

4) восстановить торговый путь «из варяг в греки»

А10. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A . M . Опекушин

В)А.К. Саврасов,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) БГЕ 3) АБГ 4) ГДЕ

А11. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А12. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III

А13. Кого в Средневековой России называли «гостями»?

    Иностранцев, находившихся на государственной службе

    Купцов, ведущих зарубежную торговлю

    Пленных

А14. Кто из деятелей XVIII в. Петра I прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1) Б.П. Шереметев 2) Г.А. Потемкин 3) А.Д. Меншиков

4) П.А. Румянцев

А15. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

    Вотчина

    Десятина

    Поместье

    Кормление

    Надел

А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.

А17. Какое из названных событий произошло позже всех остальных:

А) битва на Калке

Б) Стояние на Угре

В) Куликовская битва

Г) разорение Москвы Тохтамышем

А18. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати

А19. Русь приняла христианство:

А) из Рима

Б) из Литвы

В) из Византии

Г) из Польши

А20. Укажите хронологические рамки Северной войны:

А. 1707-1708 Б. 1700-1721 В. 1718-1720

Часть В

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» - заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества.

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв, через запятую.

В2. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

      1. усиление роли гвардии

        династические кризисы

        усиление крепостного права

        борьба за усиление России в Европе

        расширение прав посадского населения

        разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В3 Расположите в хронологической последовательности события

А. Подписание Ништадтского договора

Б. Поражение русских войск под Нарвой

В. Морская победа российского флота у острова Гренгам

Г. Сражение у деревни Лесной

В4. Работа с историческим источником.

Прочитайте предание Повести временных лет, о первой религиозной реформе князя Владимира Святославовича:

«В лето 6488 (980 г) … И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. «…»

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу…»

    Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

    Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

В5. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

В6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив.

Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных».

Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости.

Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

В8 . Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается и год, когда это событие произошло.
«Воскресенье, 1 марта мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате…

Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.

В10 . Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в приведенном документе и год, когда она произошла .
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Часть С

Ответьте на вопросы кратко или вставьте пропущенные слова.

Запишите только ответы.

С1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и изо владычних (высших иерархов церкви), и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и и митрополичьим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати некрепко всякими сыски.

А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

1. Как называется документ, из которого взят отрывок?

2. В годы правления какого царя он был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

С2. Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и укажите города, где они находятся.


1) 2)

3) 4)

С3 . Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова :

В ____________ (название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под ___________________________ и ________________________вынудили императора _______________ повернуть войска на _________________________ дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и_______________________отряды. При переправе через реку ______________-- французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить «_______________________________________».

С4. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.

Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.

Учтите, что одно из понятий лишнее.

А). Вече Д). Российское единое государство

Б). Русь Е). Феодальная раздробленность

В). Князь Ж). Феодальная республика

Г). Первобытно-общинный З). Феодальный

В IX на Руси начал формироваться (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) _______. Верховная власть в нем принадлежала (3) _______.

В конце XI в. прозвучал, а в XII в. восторжествовал лозунг: «Каждый держит отчину свою». Это знаменовало начало (4) _____. Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существования в Новгороде и Пскове (5) ______. Верховная власть в этих двух городах принадлежала (6) _______.

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей к XVI в. завершился процесс образования (7) ______.

С5. Прочтите текст, ответьте на вопросы к нему.

«Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. Новый цензурный устав преследовал цель удушения оппозиционной печати... прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания: «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» Н.В. Щелгунова, «Голос», «Земство»... ликвидирована университетская автономия, для студентов вновь вводилась форменная одежда как «средство надзора» за ними, при поступлении в университет необходимо было представить характеристику «о благонадежности», плата за обучение в университетах повышалась в пять раз... был издан циркуляр, известный под названием «о кухаркиных детях», по которому запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников.

Все начальные школы были переданы церковному ведомству - Синоду...

Толстой затеял преобразование земских учреждений. Социально-экономическое развитие России закономерно вело к ослаблению позиций дворянства в земствах и усилению роли торгово-промышленной буржуазии, новых землевладельцев из купцов, богатых крестьян. Более же всего правительство беспокоил рост оппозиционных настроений и конституционных притязаний земцев.

Поэтому целью задуманных реформ было усиление дворянского представительства, т.е. «одворянствование» земских учреждений, по точному замечанию Витте. С этой Целью уменьшался ценз для дворянства и увеличивалось количество дворянских гласных. Крестьянство лишалось выборного представительства. Гласных из крестьян назначал сам губернатор. Ни одно решение земства не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел.

Одной из наиболее реакционных реформ стало введение института земских начальников... Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных потомственных дворян по представлении губернаторов.

Соединив в своих руках функции администратора и судьи, они получили по сути неограниченную власть. Мировой суд в деревне был уничтожен. Вся деятельность крестьянского самоуправления находилась под их контролем... Этим актом самодержавие по существу восстанавливало власть помещиков над крестьянами, утраченную по реформе 1861 г.».

1. Напишите имя императора, в правление которого были осуществлены описанные в тексте реформы. Укажите год издания указа «о кухаркиных детях» и о земских начальниках.

Ответы ОГЭ 11 НОЯБРЯ 2015Г.

Часть А

Крымская война, оборона Севастополя

Часть В

1б,2а,3в,4д, 5-лишнее,6г,7и

1380, Куликовская битва

Сергий Радонежский

Один бог, один народ, одна страна

опричнина

Екатерина 2, Великая

Декабристы, 1825

Смерть царевича Дмитрия, появление Лжедмитрия, смута

1б,2а,3в,4д, 5-лишнее,6г,7и

Убийство Александра 2, 1881

Крымская, 1853-1856

Русско- турецкая 1877-1878

Часть С

Екатерина 2, уложенная комиссия

Бессрочный сыск беглых крестьян

В октябре (название месяца) Тарутином и Малоярославцем вынудили императора Наполеона повернуть войска на Смоленскую дорогу.

партизанские Березену « Армии больше нет » .

) Памятник Минину и Пожарскому в Москве

I в Санкт-Петербурге)

3) Памятник Минину и Пожарскому в Москве

4) Медный всадник (Памятник Петру I ) в Санкт-Петербурге

5) Памятник Александру Невскому в Пскове

В октябре (название месяца) французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем вынудили императора Наполеона повернуть войска на Смоленскую дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовала русская армия и партизанские отряды. При переправе через реку Березену французы потеряли 30 тыс. воинов. Сам император, бросив войска, бежал в Париж. На вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить « Армии больше нет » .

Александра 3

Могут быть указаны следующие положения:

- учреждение Крестьянского банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли (1882 г.)

    протекционистский таможенный тариф (1891 г.)

-льготы заводчикам и фабрикантам

- привлечение иностранных инвестиций

- стимулирование железнодорожного строительства

- укрепление денежной системы (проведение денежной реформы 1895-1899 гг.)

крепостнические порядки на селе.

Могут быть названы следующие положения:

    укрепление общины (ограничение семейных разделов, 1886 г.)

    введение «Положения о земских начальниках» (1889 г.)

    ограничение переселений крестьян из центральных губерний на окраины государства

    после завершения выкупной сделки крестьянин не мог требовать выхода из общины с наделом, собственником которого оставалась община (1893 г.)

г, б, в, е, ж, а, д Лишнее-з

г, б, в, е, ж, а, д Лишнее-з

Александр III

- 1887 г.

- 1889 г.

Могут быть указаны следующие причины:

- убийство Александра II

- необходимость подавления радикального общественного движения

- стремление усилить позиции «старого» дворянства на местах

- консервативные взгляды императора Александра III

- необходимость укрепить самодержавную власть

Может быть указано:

- спад земского направления общественного движения

- усиление зависимости крестьянского самоуправления от земских начальников

- усиление идеологического контроля в сельских школах

- усиление власти губернатора на местах

Найдите материал к любому уроку,