Проблема назначения писательского труда. Аргументы на тему: труд Проблема труда писателя аргументы

Фрагмент из повести В.Ситникова «Русская печь» :

"В войну из родной деревни дедушке пришло письмо от родственницы. Она звала приехать по неотложному делу: отремонтировать печь.
И вот дедушка, физически уже слабый, всё-таки поехал. И внук с ним.
Дедушка поправил старую избушку, ухитрился заменить брёвна, утеплил завалинку.
Предстояло сбить печь. Даже из кирпича не просто её сложить, а тут надо было соорудить из совершенно бесформенной глины. Работа эта трудоёмкая, надо было собирать помощников.
И вот на помощь пришла вся деревня: женщины, старики, ребятишки. Люди пришли, оставив свои дела, чтобы бескорыстно сделать важную работу. К сумеркам печь была готова: осталось доделать дымоход да вывести трубу.
Внук ходил вокруг, глядел на этот терем. Он гордился, что есть здесь доля и его труда. И самое главное: он понял, как это важно - уметь работать всем миром и хорошо знать ремесло".

Дополнительные сведения

Ситников Владимир Арсентьевич (1930 …) – кировский писатель. Печатался в журналах «Современник», «Молодая гвардия», «Советская Россия» и других. По пьесам В.Ситникова «Райская обитель», «Толкач из Парижа» и др. поставлены спектакли в Кировском областном драматическом театре. Член Союза писателей России с 1966 года.
Лауреат Всероссийской премии им. Н.М.Карамзина «За отечествоведение», присуждённой за организацию выпуска 12-томной «Энциклопедии земли Вятской». Автор более 50 книг прозы.

Романы:

Свадебный круг
Эх, кабы на цветы да не морозы
И за что мне эта боль?
Книги для детей:
Повести
Белогривская метелица
Русская печь
Бабье лето в декабре
Из огня да в полымя
Красава-матушка
Медовая поляна
Клюква-жаровица
Настин двор
и др.

Фрагмент из повести В.Крупина «Боковой ветер» , где он делится воспоминаниями о радости совместного труда в молодые годы:

«Мы рано начинали работать. Полоть, таскать воду, стеречь стадо, чистить хлев, заготавливать дрова – всё это было само собой разумеющимся. Нельзя сказать, что нынешние ребята ничего не умеют делать, но их надо заставлять, и это противно. И думает иногда мать: «Лучше сама сделаю, больше нервов потратишь». А мы видели дело, и это важно, и труд был частью нашей души.
В девять лет меня, например, брали охранять лесхозную машину. Я воображал, что её вот-вот кто-нибудь отнимет, взорвёт, или что-то случится, и не отходил ни на минуту, искупаться не смел, хотя река была рядом.
На другое лето (мы каникул дожидались, чтобы работать) я в жару отгонял от лошадей всякий гнус: комаров, мух, слепней. Сам искусанный и расчёсанный до крови, я честно зарабатывал свой хлеб, боясь лишь одного: вдруг завтра не возьмут.
Позднее мы прессовали сено, ремонтировали здания, сгружали соль и цемент. Все работы были наши, не исключая ежегодного рабочего сентября.
Неокрепшие поколения в трудные времена выручали страну. И мы, вспоминая, ничуть не жалеем, что эта работа и эти сентябри были в нашей жизни. И солнце было. И костры. И радость совместного труда».

Дополнительные сведения

Крупин Владимир Николаевич (1941 -…) – известный русский прозаик. Уроженец Кировской области.
Стал известен благодаря первому сборнику рассказов «Зёрна» (1974), в которых рассказывается о непростой судьбе жителей села. Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980). По ней снят фильм, она переведена на многие языки. В этой повести писатель переосмысливает легенду о живой воде.
Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи.
В повести «От рубля и выше» (1981) отражены проблемы художественного творчества.
Повесть «Прости, прощай» (1986) – воспоминание о студенческих годах.
В повестях «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход» (1994), «Последние времена» (1994) раскрыта тема православия.

А.Маркуша «Про молоток, клещи и другие нужные вещи».

Писатель приехал на маленький эстонский хутор, вышел во двор и сразу увидел Матти. Мальчишке было лет двенадцать, но выглядел он основательным, неторопливым мужчиной. Он поздоровался и пошёл к сараю:

Писатель часто наблюдал за работой Матти. Смотреть, как Матти не спеша достаёт инструмент, как выбирает нужную доску, как морщит лоб, прежде чем сделать первый пропил, всегда доставляло автору истинное удовольствие.

Суть самостоятельности… – в трудолюбии :

Дополнительные сведения

Маркуша Анатолий Маркович (1921-2005) – советский писатель, лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны. Книги переведены на 18 языков мира.

Произведения:

Ученик орла. Рассказы старого лётчика.
33 ступеньки в небо
Бессмертный флагман (Чкалов). Лирический репортаж.
Мужчинам до 16 лет
От винта
Первым делом самолёты
14 тысяч метров и выше. Том 1-3.
Небо твоё и моё
Человек-птица
Азбука мужества. Книга для сыновей.
А я сам… Книга для тех, кто начинает мастерить
Я – солдат, и ты – солдат
Желаю счастья, девочки! Беседы.
Мозаика для делового человека
600 советов на разные случаи жизни
и др.

В центре автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова – образ маленького Серёжи Багрова. «Детские годы Багрова-внука» - это жизнь, увиденная глазами ребёнка.

Фрагмент из этой повести о том, как ребёнок наблюдал за нелёгкой крестьянской работой:

«Пришло время сенокоса. Эта одна из всех крестьянских полевых работ, которой я до тех пор ещё не видывал, понравилась мне больше всех.
… до моего слуха стал долетать глухой, необыкновенный шум: то какой-то отрывистый и мерный шорох, то какое-то звонкое металлическое шарканье. Я сейчас спросил: «Что это такое?» - «А вот увидишь!» - отвечал отец, улыбаясь. И вот чудное зрелище поразило мои глаза. Человек сорок крестьян косили, выстроясь в одну линию, как по нитке: ярко блестя на солнце, взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. Пройдя длинный ряд, вдруг косцы остановились и принялись точить свои косы, весело перебрасываясь между собою шутливыми речами, как можно было догадываться по громкому смеху… Когда мы подъехали близко, отец мой сказал обыкновенное приветствие: «Бог помощь»… Крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами! В этой работе было что-то доброе, весёлое, так что я не вдруг поверил, когда мне сказали, что она очень тяжела. Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносился от близкого леса и скошенной ещё рано утром травы, изобиловавшей множеством душистых цветов, которые от знойного солнца уже начали вянуть и издавать особенный пряный ароматический запах! Нетронутая трава стояла стеной, в пояс вышиною, и крестьяне говорили: «Что за трава!»
…Мне… не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня».

Дополнительные сведения

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – русский писатель, общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.

Произведения:

Буран
Записки о рыбалке
Записки ружейного охотника
Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
Семейная хроника
Детские годы Багрова-внука
Сказка «Аленький цветочек» (Сказка ключницы Пелагеи)
и др.

Может быть, Ваши старшие родственники рассказывали Вам о деревенском труде. Дополните Ваши сведения рассказом писателя В.Солоухина о творческом отношении к такому труду :

«Стог – это архитектурное сооружение. Стога метали истово, с любовью, мастерством. Даже место для стога подчас выбирали такое, чтобы он красиво смотрелся и украшал собой землю, пейзаж.
Были мастера метать стог. Один мастер мог руководить при этом несколькими мужиками. Сначала прикидывали, какого размера надо заложить стог. С середины стог постепенно расширяется во все четыре стороны. Потом метальщики начинают стог вершить, то есть постепенно сужать, заострять, наподобие купола или шатра. Приходится подавать сено уже не с земли, а стоя на телеге. Всё больше заостряется стог. Теперь шестерым метальщикам там было бы тесно, постепенно спускается то один, то другой, и остаётся завершить стог кто-нибудь один. Стог со всех сторон очёсывают граблями, чтобы он был опрятным.
С возвышенности посмотришь на долину, расстилающуюся внизу, а там «…в степи грустят стога». Стога наравне с церквами и колокольнями украшали русскую землю».

Дополнительные сведения

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.

Произведения:

Капля росы
Как выпить солнце
Имеющий в руках цветы
Мать-мачеха
Жить на земле
Письма из Русского музея
Не прячьтесь от дождя
Разрыв-трава
Славянская тетрадь
Слово живое и мёртвое
Камешки на ладони
Время собирать камни
Продолжение времени
и др.

Наблюдать за действиями такого искусника непосвящённому человеку, конечно же, странно. Современному читателю узнать о таком странном старинном ремесле чрезвычайно интересно. Этим и увлёк нас вятский (кировский) писатель Л.Лубнин .

Фрагмент из его повести «Районная тёща» о рабочем человеке, который занимался странным, но увлекательным делом, - Климентии Землеройке:

«Он разыскивал под землёй хорошую воду и потом копал колодцы. Всё, что он делал, казалось мальчишкам каким-то фокусом, чудом, колдовством.
Придя к хозяевам нового дома, он выходил на середину двора, молча глядел на всякий мелкий строительный мусор, на потрескавшуюся землю. Потом вытирал чистым полотенцем свои ступни, осторожно переступал ногами, поднимал то щепку, то стружку, смотрел на них, прикладывал к щеке, к губам. В огороде он разравнивал площадку. А ребята уже своё дело знали: утрамбовывали влажную землю. Когда жар начинал спадать, ребята разыскивали сухие листья, которые раскладывались на отмеченных местах, прикрывались соломой и холстинками.
Климентий любил говорить: «Воду найти – всё одно что клад открыть. Вода чистоту даёт – чистоту и любит… Только чистому человеку она открывается».
На другой день ещё внимательней он рассматривал землю; не только, прослушивал её, прощупывал землю ладонями. Затем собирал в горсть солому, нюхал её, а листочки разглядывал на свет, мял в пальцах. Из восьми-десяти расчищенных площадок он только три или четыре приказывал снова покрыть листом, соломой и холстинами.
На третий день Климентий Землеройка прослушивал и исследовал землю горшком. Ребята должны были у каждой площадки разжечь и поддерживать небольшие бездымные костры. Климентий долго держал глиняный горшок над чистым бездымным огнём донышком кверху. Потом быстрым, молниеносным движением ставил разогретый горшок на землю тоже донышком кверху. Когда жар начинал спадать, Климентий снимал горшки, вытирал их изнутри ладонью, разглядывал ладонь, нюхал, лизал. Во всех горшках была влага, и земля под ними отпотевала.
- Здесь! – говорил он хозяевам. – Хорошая, слаже во всей улице не найдёшь.
Строились в тех местах редко. Климентий за другую случайную и низкую работу брался лишь по очень большой, прямо-таки непереносимой нужде. Потому что он был артист своего дела, ценил своё искусство, переход на другую работу почитал для себя унизительным, и измена любимому делу, очень важному и нужному людям, казалась ему предательством.
Таков был этот рабочий человек, умеющий видеть сквозь землю, великий знатец своего дела, такой знатец, каких с огнём поискать по свету – не найдёшь больше».

Дополнительные сведения

Лубнин Лев Михайлович (1911-1993) – писатель. Уроженец Кировской области. Участник Великой Отечественной войны. Автор нескольких пьес для телевидения, в основном о людях труда, их духовном мире.

Произведения:

Комсомольский характер
Лучший номер
Наследники
Десять дней по следам Васьки Жабрея
Районная тёща
Баллада о первом плацдарме
и др.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

11-й класс

Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:

2) совершенствование навыков анализа текста;

3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

I. Работа с текстом.

Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.

(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаевау)

1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.

Клише, которые помогут сформулировать тему:

Статья В.Вересаева посвящена…

Когда читаешь текст, задумываешься о…

(Ключевые слова: писательство, писатель, пишет. )

Примерная формулировка темы

Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.

2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

…? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.

Примерная формулировка проблемы

Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.

3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме

По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.

Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.

Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.

4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

2) Как В.Вересаев решает проблему?

Примерная формулировка идеи

Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.

Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».

5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

Примерное вступление

Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?

Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.

6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

Материал для размышления

А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.

Примерные аргументы «за»

Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.

Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.

По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.

Примерные аргументы «против»

Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.

Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.

II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Н. Полевой - повесть «Живописец». В своем произведе­нии Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции при­держивается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обще­стве. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.
  • А.С. Пушкин-трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»).
  • Н.В. Гоголь - поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали- ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его - призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения.
  • М.А. Булгаков - роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», - проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый - литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер - единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы - тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей-любви, свободы, творчества, поиска истины.

Что значит быть настоящим писателем? Над этим вопросом нам предлагает задуматься К. Г. Паустовский.

Лазарь Борисович, герой воспоминания Паустовского, старый мудрый аптекарь, помогающий людям справиться как с физическими, так и с нравственными недугами. Его советы помогают выйти из трудной жизненной ситуации, определиться с выбором пути. Именно рассказчику совет Лазаря Борисовича помог увидеть назначение настоящего писателя: " должен много знать, всё помнить, работать как волх".

Мудрая подсказка помогла рассказчику пойти по правильному пути: уйти в люди, в «ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги».

Я не могу не согласиться с мнением писателя, так как из ленивого, глупого и не понимающего жизнь человека писатель не выйдет.

Так в произведении “Мастер и Маргарита” главный герой действительно был настоящим писателем, разбирающейся в жизни и во всех ее проявлениях, что даже “смог угадать”, что происходило две тысячи лет назад с Понтием Пилатом.

Русские писатели были настоящими тружениками, создавшими уникальную литературу, одним из них был Достоевский. Он разбирался в жизни как никто другой, был психологом, философом, и только настоящий писатель, такой как он, мог написать известные всему миру произведения: “Преступление и наказание”, “Идиот” и другие.

В заключении, я хочу сказать, что писателями становятся только те люди, которые прошли через все жизненные трудности, не остановились ни перед чем и добивались воплощения своих творческих идей в жизнь.

Обновлено: 2017-04-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • по В. Солоухину. Проблема человеческой ограниченности. (Какого человека можно считать ограниченным?)