Реформа культа предпринятая фараоном аменхотепом iv эхнатоном. Жены фараонов Древнего Египта

Эхнатон (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. э. Сын Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, сестры жреца бога Ра из г. Гелиополя. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа (IV) (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя - Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож - Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.

В самом начале своего царствования принимает титул верховного - «величайшего среди видящих» - жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска - Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol - солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др. -егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики.

На 6 году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» - даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши.

В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона - он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования.

Бюст Нефертити

Прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени - «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и др. государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Преобразования Эхнатона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами - отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» - символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на Тутанхамон), старшая - Меритатон - супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.

При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

Эхнатон и Нефертити приносят дары Атону.

Эхнатон или Аменхотеп IV - злодей или первый реформатор единобожец?

Личность Аменхотепа IV в истории не только Египта, но и мира является одной из самых неизученных по сей день. О нём много писали и будут писать, однако, даже при наличии источников, свидетельств и фактов, его душу, его религию мы не сможем понять, даже если построим машину времени, чтобы переместиться в те далёкие времена, когда в Европе только начинали складываться цивилизации, а в Египте культура уже давно сформировалась, что не мешало ей менятся и совершенствоваться.
О годе рождения Аменхотепа IV, спорят до сих пор, некоторые утверждают, что он родился в первую половину XIV века до нашей эры, указывая при этом разные года. Другие говорят о второй половине столетия, также называя разное время. Однако я всё же придерживаюсь мнения о золотой середине, то есть считаю что 28 (или 37, точно, опять не известно) лет жизни фараона - реформатора выпало на середину века. Точно известно что Эхнатон умер в 1334 году до нашей эры, значит родился около 1352 (1371) года до нашей эры.

Отец Аменхотепа IV (Эхнатона) Аменхотеп III, известен как фараон - строитель, в период его царствования Египет жил тихо и мирно, без войн и политической борьбы. Если я не ошибаюсь, то именно сфинксы с головами Аменхотепа III были привезены в Ленинград, не задолго до начала Великой Отечественной войны и застряли в блокадном городе. Мать Аменхотепа IV Тия, дочь простолюдина, с африканскими корнями. Унего было ещё пять братьев и сестёр. Хорошо известна лишь судьба старшего брата, Тутмоса. Он очень рано умер, и по этому будущий реформатрор стал фараоном. Только представьте одно происшествие изменило судьбы многих людей. Если бы Тутмос остался жив, кто знает может и не было бы никогда религиозного преобразования Аменхотепа IV.


Эхнатон с Нефертити и дочерьми

Одна из загадок Аменхотепа IV -его внешность. Ему приписывают разные заболевания. Синдром Минковского-Шафара, а также куриную слепоту.
Статуя Эхнатона в Каирском музее.
Основанием к диагнозу Куриная слепота, послужили статуи, на которых он изображён с прищуренными глазами. Некоторые историки считают, что именно не способность Эхнатона видеть в темноте, а лишь при ярком дневном свете послужила причиной такой преданности Атону.
Синдром Марфана у фараона подозревают на основании увеличенной длинны его конечностей и деформированной формы груди, а также из-за других факторов, которых на примере прижизненных изваяний доказать не представляется возможным.

Синдром Фрёлиха - это особый вид ожирения. Учёные предполагают, что женоподобная фигура являлась признаком, данного заболевания. Однако стоит заметить, что Эхнатон был очень худым и скорее всего не страдал ожирением.
Синдром Минковского-Шафара-особый вид малокровия, . Для больных характерен вытянутый череп и повышенная температура тела, а также пониженный вес. Но все Египтяне страдали анемией, это пока не объяснено наукой, но известно, что большая часть населения Египта страдала пониженным количеством эритроцитов в крови. Вытянутая форма головы также может быть объяснена вполне логично без постановки диагноза. Во-первых, есть мнения о том,что при рождении младенцам сдавливали череп, чтобы сплюснуть его в ширине. Так же многие учёные считают вытянутость черепа антропологической особенностью строения Египтян. Правда не на столько, но всё же.
Однако Аменхотеп IV прожил 28 или даже 37 лет- для фараона, жившего в 14 веке до нашей эры, это достаточно много. Трудно представить, что столь больной человек мог править 17 лет. Если рассматривать наличие хоть одного из перечисленных заболеваний это уже осложняет его правление. Но подумать о том, что он, может и к концу жизни, но болел всеми этими тяжкими заболеваниями, и его правление вообще кажется не возможным. Однако я всё же считаю, что Эхнатон не был здоров как бык, но не был лежачим больным. Возможно он страдал некоторыми симптомами, может даже каким-то из перечисленных, но его здоровье далеко не было так запущено.

Известно, что править Аменхотеп IV начал когда ему было 11 (17) лет, так что уместно предположить, что сначала он был лишь соправителем отца, который таким образом готовил юного Аменхотепа к царствованию или тяжело болел. С первых лет самостоятельного правления Аменхотеп начинает продвигать Атона - бога солнечного диска - по иерархической лестнице богов Древнего Египта. В первые годы правления по его приказу вблизи, храма Амона Ра-Карнака, заложенного ещё при Узертензе I (XX век до нашей эры) и достраившегося почти при каждом новом фараоне, были построены три святилища Атона. Храмы Гемпаатон(Атон найден), Рудменуенатонернехех(Крепки памятники Атона навечно) и Тенименуенатонернехех(Возвышены памятники Атона навечно). Затем Аменхотеп решает что Атон должен быть верховным и единым божеством. Нижнего и Верхнего Египта. Он не то что запрещает всех остальных богов, он приказывает соскабливать их имена со стен храмов, вычёркивать на папирусах. Особенно тщательно преследовалось имя Амона Ра.

Но новый бог должен жить в новой столице. Между Мемфисом и Фивами закладывается город Ахетатон (горизонт Атона). В 17лет (21 год) Аменхотеп меняет своё имя и становится Эхнатоном (угодный Атону). В истории с этого момента отделяют целую эпоху-Амарнский период, получивший своё название от имени современной деревушки Дейль-Эль-Амарна.
Амарнский период особо проявился в искусстве тех времён. Скульптуры этой короткой эпохи отличаются особой реалистичностью, им не свойственнен идеализм работ более раннего времени. Наоборот все недостатки и изъяны преувеличиваются, дабы подчеркнуть человеческую суть фараона и его семьи. Так же место действия на рельефах и настенных изображениях переносится из лесов, с поля боя в окружение семьи, в царский дворец. Это одомашниность одна из отличительных черт Амарнского искусства.

Такая отвлечённость большого государства от внешних границ, привела к ослаблению Египетского влияния в Среднейи потерю земель в Малой Азии. Сирию захватили хетты, Палестину грабили кочевники, Египет терял влияние в Финикии. В результате Эхнатону пришлось заключить мир с новым правителем хеттов Суппилулиума. Позже, опасаясь за сохранность своих владений, к ним присоединится Вавилон. Однако мир не принёс Эхнатону облегчения.
Что бы иметь возможность как и прежде сконцентрироваться на внутренних делах, Эхнатон делает Семехкару соправителем.Личность Семенхкары весьма загадочна. Одни предпологают, что это была сама Нефертити, другие высказываются в пользу того, что он был сыном Эхнатона.
За год до смерти фараон всё же вводит войска в Сирию, это пошло на пользу безопасности Египта.
Эхнатон скончался в 1334 году до нашей эры. В своём дворце. После смерти Ахетатон разграбили, а мумию фараона пытались уничтожить, однако в гробнице её не оказалось*. Видимо предвидя такие попытки, перед смертью Эхнатон приказал доверенным людям похоронить его в другом месте. Семенхкара правил не долго, после него фараоном стал маленький Тутанхатон. Ребёнка легко заставить, так что вскоре Амон Ра вернулся на своё прежнее место, новый фараон стал теперь Тутанхамоном. Были сняты запреты на поклонение другим богам, а в храмы опять начали поступать приношения.
Всё что сделал Эхнатон за свою жизнь, развеял ветер перемен. Атона забыли и он опять стал лишь видимой оболочкой Амона-солнечным диском. Новую столицу покинули и она постепено погрузилась в пески Сахары. Упомянания об Эхнатоне старались стереть, через несколько десятилетий ничто уже не напоминало о великой религиозной реформе Древнего Египта.

Аменхотеп IV стал величайшим реформатором, однако его замкнутая жизнь привела Египет к упадку. Он не смог переключится на внешнюю политику, потому что просто не был к этому готов. Он вырос в мирное время и наверное не очень разбирался в военных делах. Реформы Эхнатона канули в лету, но oсталось жречество. Новое и старое, враждовавшее и после смерти Эхнатона.
При всём этом нельзя не учитывать вклада Аменхотепа 4 в мировую историю, возможно если бы 33 века назад он не встал на престол, не было бы и христианства. Все эти факты говорят о том, что он был великим, а это звание не придусматривает приставки злодей или реформатор, впрочем не для этого ли нам, людям, дана возможность мыслить и выбирать, что бы отстаивать свою точку зрения?

*В марте 2010 года, благодаря генетической экспертизе удалось определить, что мумия фараона-Эхнатона, всё это время находилась в гробнице КV55. Нашли её давно, однако теперь достоверно известно, что это останки Aменхотепа IV.

Древний Египет, место более чем загадочное и до сих пор полное нераскрытых тайн.

«Эхнатон» и «Нефертити». Почти 30 столетий эти имена не упоминались даже в легендах,- их стирали с монументов, статуи уничтожались, а город, созданный ими, был заброшен и поглощен песками пустыни.

Эхнатон
правил Египтом приблизительно в 1351 - 1334 годах до нашей эры.
Больше всего он прославился своей религиозной реформой: Эхнатон стал первым и, пожалуй, единственным фараоном-реформатором, реформы его носили весьма жесткий и масштабный характер.


К концу XV века до н. э. могущественная каста египетских жрецов сосредоточила в своих храмах огромные богатства. К тому же они были и самой образованной частью населения: умели предсказывать разливы Нила, составлять карты звездного неба и календарь, знали, как вычислять площади геометрических фигур. Почувствовав силу, жрецы стали диктовать свои требования царской власти.

Аменхотеп IV «Эхнатон»

Стремясь избавиться от власти жрецов Амона, которые веками диктовали свою волю фараонам, Аменхотеп IV затеял глобальную, очень смелую и хитроумную религиозную реформу – он объявил Амона лже-богом и заменил его на другого бога – Атона,олицетворением которого стал солнечный диск.




Так изображали Атона,
Бога Солнца, в эпоху Эхнатона.

Эхнатон и Нефертити приносят дары Великому Атону.

В честь Бога Солнца -Атона. взял себе имя ЭхнАТОН. Сделал он это прежде всего для того, чтобы лишить власти могущественных жрецов прежнего главного бога, Амона (первое имя фараона, Аменхотеп, значило "Амон доволен", а новое, Эхнатон, - "угодный Атону"). Зигмунд Фрейд видел в нем наставника Моисея...


На шестом году правления Эхнатон переносит столицу из Фив, центра оппозиционно настроенных жрецов Амона, в основанный им город Ахетатон («Небосклон Атона») — это современный Тель эль-Амарна в Среднем Египте—и вместе с женой, юной красавицей Нефертити клянется никогда не покидать новой столицы, объявленной священной обителью Атона.

Решительно избавившись от правящей верхушки прежних жрецов,отстроил храмы в честь новоиспеченного бога солнца, и перевез в созданный им город весь свой двор.

В новой религии особое место уделялось прославлению божественности самого фараона: он считался возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным, познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем.
Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона.

Храм Атона

Вместе с тем, при Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не велись завоевательные походы, не поддерживался контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевали связи с Вавилонией и другими государствами Ближнего Востока.

Он вообще не уделял внимания внешней политике. Этот фараон занялся грандиозными изменениями внутри страны, что получили названия религиозной реформы. Абсолютная власть фараона, которая была силой Египта в другие времена и источником его могущества, теперь стала его слабостью
В этот период Египетская империя как никогда нуждалась в мощной армии и военных победах.

Религиозные реформы отразились на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формировался новый образ человека, в изображениях царя, царицы и приближенных подчеркивались главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели шесть дочерей. Старшая из них — Меритатон — стала супругой Семнехкары, который на тринадцатом году царствования Эхнатона был объявлен его соправителем. В конце правления у Эхнатона появилась новая жена, Кийа, о которой известно лишь то, что она родила фараону одного или двоих сыновей. Нет достоверных сведений и о судьбе Нефертити после появления у Эхнатона новой жены.

Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Оксфорд. Музей.

новая жена Эхнатона,Кийа

Данные о последних годах жизни Эхнатона, так же как об обстоятельствах прекращения его правления, причинах и характере смерти, противоречивы. Известно лишь, что, когда Эхнатону исполнилось 25 лет, в его организме начали происходить странные изменения: тело стало деформироваться, на бедрах и ягодицах образовались толстые жировые отложения, половые органы стали усыхать. Через четыре года, в возрасте 29 лет, Эхнатон умер.


Известный британский египтолог Николас Ривс в книге «Эхнатон. Ложный пророк Египта» (Nicholas Reeves. «Akhenaton, Egypt"s false prophet») подчеркивает, что вне зависимости от того, страдал ли Эхнатон каким-либо заболеванием или нет, аскетом его назвать нельзя. У него не только было шесть дочерей и, возможно, сын Тутанхатон от второй жены, но еще и огромный гарем, состоявший из женщин, «искусных в различных любовных утехах». Крометого, утверждает исследователь, Эхнатон вступил в кровосмесительные отношения, как минимум, с одной из своих дочерей, а может, и с двумя.

египтолог Николас Ривс

Тело, найденное в захоронении в Долине Царей, куда оно, судя по всему, было перевезено из гробницы в новой, впоследствии заброшенной столице и предположительно принадлежащее Эхнатону, находится в слишком плохом состоянии, чтобы делать серьезные выводы.

останки Эхнатона. Фото с сайта археолога


Не исключено, что вскоре после появления Семнехкары-соправителя Эхнатон был свергнут и даже ослеплен (Ривс полагает, что фараон мог быть убит). Семнехкараже, процарствовав единолично всего год, передал корону Тутанхатону, возможно, являвшемуся его младшим братом. Несколькими годами позже Семнехкара попытался вернуть трон. Это привело к смерти и его самого, и Тутанхатона.

Впоследствии имя Эхнатона было предано забвению и даже не включалось в списки правивших в Египте царей


Скульптурное изображение Эхнатона. Фото с сайта археолога

Загадочная красавица Нефертити



Величественная и, вместе с тем, очень женственная юной царица Египта Нефертити

Разрез ее красивых глаз дурманит,

Тонки запястья у прекрасных рук,


И, кажется, через века поманит,


Ты разорвешь объятия подруг,


И кинешься к ногам, как верный друг…

Айне Хексэ

Французские археологи восстановили обликегипетской царицы

Иероглифические надписи восхваляют не только красоту царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение.
Нефертити называли "владычицей приятностей", "умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой".

Весной 1965 года американский археолог-любитель, бывший дипломат Рэй Уинфилд Смит обнаружил на территории древних Фив, в Карнаке (храмовом комплексе, знаменитом развалинами древней святыни Атона) около 16 ООО обломков известняка с фрагментами надписей

Изучив собранные Смитом материалы, мюнхенский историк Филипп Ванденберг установил, что на стенах храма гораздо чаще встречались имя и изображения именно Нефертити, а вовсе не Эхнатона. Исследователь пришел к заключению, что подлинной правительницей в царстве эксцентричного фараона была именно она.

Дочь короля Митанни Нефертити в пятнадцатилетнем возрасте была отдана в жены стареющему монарху Египта — Аменхотепу III. Спустя два года старый фараон умер, а юная вдова стала женой его двенадцатилетнего сына — Аменхотепа IV, мать которого, Тия, пользовалась большим влиянием при дворе: ведь она тоже происходила из царского рода Митанни, а там было принято, чтобы королевы принимали участие в управлении государством.

На одном из барельефов археологи обнаружили изображение Эхнатона, Тии и ее дочери, принцессы Бекататон. Но ведь отцом принцессы никак не мог быть царственный супруг Тии Аменхотеп III, поскольку он умер года за четыре до рождения девочки. Вероятнее всего, Бекататон была дочерью Эхнатона, сына Тии. Именно эта кровосмесительная связь, предполагает американский ученые
В защиту такой гипотезы говорит и письмо царя Вавилона к Эхнатону, где Тия именуется «Властительницей Дома». Так называли супругу фараона. Это значит, что об интимной связи матери с сыном было известно не только в Египте…

Такой необычный «любовный треугольник» не мешал Нефертити осуществлять политическое и религиозное правление государством

Победа в борьбе с всесильными жрецами прежних богов говорит о большой политической власти Нефертити.
Как видно из многочисленных настенных изображений, Эхнатон и Нефертити вели счастливую семейную жизнь: три их дочери, родившиеся в течение первых трех лет супружества, всегда изображены в окружении родителей.


Когда на тринадцатом году правления Эхнатон неожиданно делит власть с Семнехкарой, звезда Нефертити на политическом небосклоне меркнет. Есть основания предполагать, что Семнехкара не только боролся с ней за власть, но и оспаривал у нее любовь Эхнатона.

Последний период супружеской жизни царицу окружали многочисленные поклонники: в эти годы, живя в своем дворце, она родила еще троих дочерей — всех от разных отцов. Но далеко не ко всем добивавшимся близости с ней она была благосклонна.


В 1971 году были найдены три глиняных таблички, представляющие собой как бы три картинки из рисованого комикса. На них изображено, как распорядитель церемоний Умиханко подходит к Нефертити с намерением обнять ее, и как по приказу разгневанной царицы его впрягают в повозку, груженную камнями, и выдворяют в безводную пустыню, где он через десять дней умирает.

Нефертити в кресле (незавершенная работа)

Сегодня известны четыре портрета Нефертити. Среди них один из мастерской скульптора Тутмоса, судя по всему незаконченный. Очевидно, скульптор работал с натуры. Это небольшая (всего 33 см.) голова царицы. На Нефертити головной убор, низко надвинутый на лоб с двумя закругленными концами плотно закрывающий уши. Нежный овал лица, удлиненные глаза и красиво очерченные губы полны бесконечного очарования. Мастер прекрасно передал обаяние Нефертити, одухотворенность ее облика.

Несмотря на успех у мужчин, сама Нефертити больше замуж не вышла. Но одну из своих дочерей, Анхесенпаатон, она выдала за фараона Тутанхатона, которому было в ту пору 11 лет. Вскоре новый властитель покинул Ахетатон, переселился вместе со своим двором обратно в прежнюю столицу — Фивы, возвратил культ старых богов и принял новое имя — Тутанхамон. Он умер в 1349 году до н. э. в возрасте около двадцати лет.

А спустя почти 3300 лет археолог Говард Картер нашел гробницу этого юного фараона. Кроме его мумии, там лежали бесценные произведения искусства, известные теперь во всем мире как «сокровища гробницы Тутанхамона».

фараона Тутанхатона

Согласно официально принятой версии, Нефертити умерла тридцати четырех лет от роду, вероятно, во время эпидемии чумы. Ее гробница не найдена до сих пор. Если эта находка когда-либо состоится, то ученые, несомненно, получат новую информацию как о жизни, так и о смерти этой в высшей степени загадочной дамы.

Между тем существует и весьма оригинальная гипотеза о судьбе Нефертити в последние годы ее жизни.исследователь Николас Ривс утверждает, что исчезновение Нефертити в конце правления Эхнатона можно почти наверняка считать ее продвижением в качестве соправительницы и наследницы фараона, но уже под другим именем.
В таком случае, уверен Ривс, она и есть тот таинственный фараон Семнехкара, пришедший на смену Эхнатону и бывший предшественником Тутанхамона, чьи ласки и пылкое проявление чувств к «фараону-еретику» Эхнатону, запечатленные на парных изображениях эпохи их совместного правления, вызвали крайнее изумление у египтологов (вплоть до того, что возникло предположение о гомосексуализме обоих).

портрет фараона Сменхкара

Оставив свой земной путь на 17-м году царствования, Эхнатон был проклят жрецами и вошел в позднейшие египетские тексты под именем "враг из Ахетатона". Его зять и наследник фараон Семенхкара (Эхнатон оставил 4-х дочерей) правил всего несколько месяцев. После его смерти религиозные реформы были окончательно свернуты, жители покинули "Город Солнца". Ахетатон был проклят и объявлен обиталищем демонов, громадные алтари, сооруженные в четь Атона, разрушены и разбиты. Никто и никогда уже здесь не селился, а руины города использовались в последующие века в качестве каменоломни. Постепенно остатки Ахетатона были занесены песком.

Эхнатон (Аменхотеп IV), египетский фараон XVIII династии, правил ок. 1365-48 до н. э. Сын Аменхотепа III и Тии (Тэйе), незнатной женщины, сестры жреца бога Ра из г. Гелиополя. Вступил на престол в 15-летнем возрасте под именем Аменхотепа (IV) (древнеегип. «Амон доволен»). Находился под сильным влиянием царицы-матери и своего воспитателя - Аменхотепа, сына Хапу. Как и его отец, в нарушение вековой традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии), а на дочери одного из вельмож - Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его религиозных преобразованиях.

В самом начале своего царствования принимает титул верховного - «величайшего среди видящих» - жреца бога Ра в Гелиополе, подчеркивая этим свою приверженность культу солнца и особенно выделяя почитание самого солнечного диска - Атона, культ которого становится общеегипетским еще при Тутмосе IV. Постепенно в противовес другим богам и особенно Амону, главному богу столичных Фив, расширяются культовые функции Атона, в нем одном воплощаются представления о благости, могуществе и творящей силе солярных (от лат. sol - солнце) божеств. Наконец, имя Эхнатон (др.-егип. «Полезный Атону»), принятое фараоном, декларирует новую ориентацию его религиозной политики.

На 6 году правления Эхнатон переносит столицу страны из Фив, центра оппозиционно настроенного жречества Амона, в основанный им на земле, не посвященной никакому другому божеству, «великий очарованием, приятный красотой для глаз» город Ахетатон (древнеегип. «Горизонт Атона»; совр. Тель эль-Амарна в Среднем Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, объявленной священной обителью Атона. Несмотря на то что на плитах, отмечающих границы Ахетатона, упоминается ряд египетских божеств во главе с Амоном, вскоре запрещается культ Амона, его жены Мут и их сына Хонсу (фиванская триада богов). Ок. 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, и к 1353 до н. э. начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» - даже Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши.

В новой по сути религии особое место уделяется также прославлению божественности самого фараона - он считается возлюбленным сыном и соправителем Атона, «единственным познавшим истинного бога» и способным вступать в прямое общение с воплощенным солнцем. В столице пышно отмечаются годы их «совместного» царствования.

Прежнее жречество в правление Эхнатона утрачивает свои позиции, новое жречество Атона и придворная элита царя состоят главным образом из вышедшей из низов служилой знати (широко распространенное имя этого времени - «Эхнатон меня сделал»). При Эхнатоне, всецело поглощенном религиозной реформой, практически не ведутся завоевательные походы, не поддерживается контроль Египта над Палестиной и Сирией, ослабевают связи с Вавилонией и др. государствами Ближнего Востока, Египет теряет в этом регионе своего главного союзника - государство Митанни и не противостоит росту могущества своего будущего соперника в Сирии - Хеттского царства.

Преобразования Эхнатона, в значительной мере вызванные политическими целями, несли на себе, однако, печать искренней и даже фанатичной веры. Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами - отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград. Сам Атон изображается не в привычном антропоморфном облике, но в виде солнечного диска, лучи которого оканчиваются ладонями со знаками «анх» - символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве фараону и его супруге. Религиозная реформа отразилась на всех сторонах жизни Египта: в искусстве формируется новый образ человека, в изображениях царя, Нефертити и приближенных подчеркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души миру эмоций.

Эхнатон и Нефертити имели 6 дочерей, младшая из которых Анхесенпаатон стала супругой Тутанхатона (изменившего имя на ), старшая - Меритатон - супругой Семнехкара, в конце царствования Эхнатона объявленного его соправителем (после смерти фараона правил около 2 лет). Судьба Нефертити после появления новой жены Эхнатона Кийа, от которой он имел одного или двух сыновей, неизвестна.

При юном Тутанхатоне царский двор покидает столицу, восстанавливаются культы всех богов и позиции фиванского жречества Амона. Впоследствии имя Эхнатона предается забвению и даже не включается в списки правивших в Египте царей.

НЕТЕРЫ

С течением времени возникла проблема в религиозных верованиях египтян. Египтяне записывали основы своей религии, это писание было названо "Сорок две книги Тота". Всего существовало 42 книги и ещё две книги отдельно. 42+2 - это число хромосом, характерное для первого Уровня Сознания (лемурийцы).
В книгах этих встречаются Нетеры - мифические человеческие существа с головами животных, каждое из которых представляет конкретную хромосому, конкретный аспект и свойство жизни. Нетеры олицетворяют путь перехода с Первого на Второй Уровень Сознания (См. .). Вознесённые Учителя использовали особый генетический код Осириса для того, чтобы помочь другим людям понять, как достичь Вознесения. Посвящённому генетические ключи открывались через Нетеров, представляющих хромосомы Осириса. Такой способ представления их религии создал проблему во время разъединения Верхнего и Нижнего Египта. В Верхнем и Нижнем Египте было по 42+2 бога (Нетера). Когда Менес воссоединил обе части в одну страну Египет, он принял оба этих представления учения. Теперь у них было 84+4 бога. Так появилось 88 различных представлений о Боге в Египте. Это привело к разделению и оккультизму, и через некоторое время понимание того, что есть только один Бог, было полностью утрачено. Даже при всей помощи Братства Тата не удавалось исправить ситуацию, она становилась всё хуже и хуже.
Царь Снефру разделил Египет на 42 области-нома (административных округов). В каждом из них возникло собственное управление с кучей чиновников, не считая давнюю традицию иметь "местных" богов, возглавляемых "триумвиратом" небожителей и их слугами -многочисленными жрецами. Сначала наместники наблюдали за сбором налогов и, выполнив свою задачу, возвращались в столицу Мемфис. В эпоху правления V династии они начали оставаться в своих номах на длительные сроки. Они сохраняли за собой титул номарха пожизненно и даже передавали его по наследству. Это привело к постепенному ослаблению власти царя.

ДИНАСТИЯ ХVIII
НОВОЕ ЦАРСТВО

ЭХНАТОН

К 1500 г. до н.э. процветало поклонение многим богам, и шла ожесточённая религиозная борьба. Вознесённые Учителя решили явить реальную сущность с Сознанием Христа в Физическом Теле. Они решили, что человек, наделённый Сознанием Христа, должен стать правителем Египта. Они напрямую вышли на правителя Египта Аменхотепа II (умер в 1402 г. до н.э.), сына Тутмоса III и попросили его об одолжении. Бог Тот в своём Физическом обличье вошёл в комнату, подошёл прямо к правителю и сказал: "Смотри, я - Тот. У нас здесь, в Египте, серьёзная проблема, и мне нужна твоя помощь. Я хочу, чтобы твой сын не становился правителем, я хочу посадить на египетский престол человека со стороны". Аменхотеп II согласился на это.

1412 – 1402 гг. до н.э. в Египте правил царь Аменхотеп II .

Вознесённые Учителя обратились к Ае и Тайе (наакалы, бессмертные): "Мы хотели бы, чтобы вы родили ребёнка". Ай и Тайя согласились и родили ребёнка. Этого ребёнка они отдали Аменхотепу II, чтобы он стал следующим правителем Египта. Ребёнок вырос и стал правителем Аменхотепом III (1402 - 1351 гг. до н.э.), который женился, чтобы произвести на свет нужного ребёнка. От Аменхотепа III появился ребенок - будущий фараон Эхнатон (Аменхотеп IV).
Тем временем Ай и Тайя выжидали в течение одного поколения и затем произвели на свет другого ребёнка, это была девочка, которую назвали Нефертити ("Прекрасная пришла"). Нефертити росла вместе с Аменхотепом IV, а затем они поженились.

Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет.

Какое-то время Аменхотеп III и его сын Аменхотеп IV правили страной вместе - два правителя одновременно. Они построили совершенно новый город в центре Египта - город Тель-эль-Амарна .
Аменхотеп IV воздвиг там камень, на котором было написано: "Это центр страны". Город был построен из белого камня.
На восточном берегу Нила, в трехстах километрах от Каира, есть местность, очертания которой очень своеобразны. Вплотную подошедшие к Нилу горы затем начинают отступать, а потом вновь приближаться к реке, образуя почти правильный полукруг. Именно здесь построил свою новую столицу Аменхотеп. Cтолицу страны перенес на новое место и назвал ее Ахет-Атоном («Горизонт Атона», «Небосклон Атона»).


Дворец Эхнатона в городе Ахет-Атон

Там был сооружен огромный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца равнялась почти 700 м. Стены дворца были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными изразцами; полы, потолки, и лестницы красочно расписаны; колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом. Кроме главного дворца в Ахет-Атоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных.
В Ахет-Атоне был построен и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона ». Он состоял из двух громадных каменных сооружений внутри прямоугольной ограды, вытянутой в длину на расстояние 800 м. Все это было окружено особняками царских сановников и обширными садами. Храм Аменхотепа IV состоял из не имеющих крыши дворов, где лучи солнца достигали молящихся. Там были установлены столы для жертвоприношений и даров.
Аменхотеп IV и его отец правили страной какое-то время одновременно из двух мест - из Фив и Тель-эль-Амарны. Отец отрёкся от престола ещё при жизни и отдал правление страной Аменхотепу IV.

В 1351 г. до н.э. Аменхотеп IV стал фараоном. До Аменхотепа IV в Египте не было фараонов, там были только цари. Слово "фараон" означает "тот, каким ты станешь".

РЕЛИГИЯ ПРАВДЫ


"Управление на Небесах называется ПРАВДОЙ"

"Маат считалась дочерью бога Солнца Ра. Её имя означает "истина", и она воплощает собой такие качества, как гармония, уравновешенность и справедливость, поддерживающие порядок во Вселенной. Считалось, что Маат присутствовала в самом начале творения, появилась из бесформенной пустоты и была основой, из которой возникли все другие египетские богини. Она является регулирующей силой, стоящей за вселенским законом, она держит в руках скипетр, символ справедливо полученной власти, и АНК (египетский крест), являющийся знаком вечной жизни. На некоторых изображениях Маат даёт дыхание жизни фараону с помощью своего АНКа (см. ). Маат иногда считалась царицей неба, по которому она направляет Солнце, и царицей Подземного Мира, где она участвовала в Суде над Душами после физической смерти людей. Она часто изображается с распростёртыми крыльями, как Изида, но чаще её можно увидеть с весами в руках и со страусовым пером в причёске-этим пером взвешивались на её весах сердца умерших, таким образом определялось, достаточно ли они чисты, чтобы их можно было пропустить на Небеса".

Основной задачей Аменхотепа IV было разрушить все оккультные верования и вернуть страну в лоно единой религии, чтобы люди верили, что есть только лишь один Единый Бог. В то время люди поклонялись статуям, потому что привыкли верить в материальные вещи. Хранители культа Амона-Ра жрецы поклонялись священному быку Апису, земному воплощению древнего бога Пта. Аменхотеп IV хотел дать людям что-то видимое, во что могли бы верить, и он дал им образ Бога в виде Солнца, поскольку этот образ они не могли водрузить на свои алтари. Дыхание жизни, поле праны, исходит от Солнца. Прана находится везде и повсюду - в любой точке содержится безграничное количество её.

К 9 - 10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы - Амона. Незадолго до начала 12-го года фараон объявил войну не только Амону, но и всем старым богам. Атон был провозглашен единственным богом, культ всех прочих богов был отменен, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь стереть даже память об именах прежних богов, Эхнатон приказал повсеместно их уничтожать. Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, а также имена Мут и Хонсу - составляющие вместе с Амоном, так называемую фиванскую триаду.
Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов - служителей нового культа фараона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати.

Амарнское искусство

Аменхотеп провозгласил: "В этой новой религии мы не собираемся больше лгать, больше не будет никакой лжи. И мы изменим наше искусство так, чтобы оно отражало только абсолютную правду".
Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахет-Атоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ.
Скульпторам были даны указания отображать в своих творениях только то, что видели их глаза, как на фотографии. Это было начало реалистического искусства, вместо искусства стилизации, существовавшего до этого. Им запрещалось искажать правду. Египтянам запрещалось носить одежду, за исключением церемоний и других особых случаев, поскольку одежда скрывала тело, а значит, это тоже был обман.
В новой религии одну из главных ролей играла богиня МААТ (истина, правдивость). Она была важна абсолютно для всего. Всё должно было быть абсолютно правдивым, не должно было быть никаких искажений и обмана, всё должно было давать ясную картину.
Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахет-Атона стал повседневный быт царя и его семьи - супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахет-Атоне.
Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог - это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь - соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахет-Атон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.

Ухудшение отношений с крупными державами

Тем временем, внешнеполитические дела Египта шли неважно. Отношения с крупными государствами Ближнего Востока расстроились. Эхнатон уже не хотел посылать туда золото с отцовской щедростью. Оно было нужно ему самому, как для отделки новых зданий, так и для раздачи послушным сановникам. Вавилонский царь Бурна-Буриаш II жаловался на то, что его египетский «брат» неоднократно отпускал вавилонских послов без ответных подарков, а когда прислал золото, то оно оказалось неполновесным:
«Если ты не можешь быть столь же щедрым, как твой отец, то пришли хоть половину».
Вместо золотых изображений, обещанных Аменхотепом III царю Митанни Тушратте и даже показанных его послам, Эхнатон отправил позолоченные деревянные. Царь Митанни Тушратта пишет Аменхотепу IV:
«Итак, пусть брат мой пришлет мне золото, в таком большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить... Ведь в стране моего брата много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было еще больше в десять раз».
Со своей стороны Тушратта готов оказать фараону какие угодно услуги и прислать всякие дары.
«Если брат мой чего-либо пожелает для своего дома, я отдам в десять раз больше, чем он требует. Моя земля - его земля, мой дом - его дом».
Не чувствуя твердой руки фараона, распоясавшиеся представители египетской власти в Сирии и Палестине, и тамошние властители нападали на вавилонских купцов и грабили их караваны. Дочь вавилонского царя, отданную в жены фараону, Эхнатон оскорбительным образом послал сопровождать всегонавсего 5 колесниц, тогда как при Аменхотепе III вавилонскую царевну, его будущую жену, сопровождали 3 тысячи колесниц. К тому же, Эхнатон заключил дипломатические отношения с Ассирией, что также вызвало недовольство Вавилонии, которая сохраняла свои притязания на верховную власть в Ассирии, хотя давно её уже не осуществляла. Бурна-Буриаш II в одном из своих писем даже заявил протест фараону, но безрезультатно. После этого Бурна-Буриаш II разорвал союз с Египтом и начал ориентироваться на враждебное ему Хеттское царство. А отношения Эхнатона с митаннийским царём испортились настолько, что, как пишет царь Библа Риб-Адди фараону, Тушратта двинул свои войска на Финикию, но отступил вследствие недостатка воды.

Анархия в азиатских владениях Египта

Впрочем, неудивительно, что Эхнатон мало заботился о поддержании добрососедских отношений с большими царствами Ближнего Востока, если его не слишком волновала даже опасность потери значительной части своих сирийских владений. При содействии изменивших египетскому фараону царя Амурру сына Абди-Аширты, Азиру и князя Кадеша Айтакамы, хетты овладели равниной Амки (в долине Оронта, южнее Кадеша). Три верных вассальных князя из соседних областей выступили против них, чтобы вернуть фараону утраченные земли, но были встречены Аитакамой во главе войска хеттов и отброшены назад. Все трое немедленно написали фараону о смуте и жаловались на Аитакаму. А сам Айтакама в свою очередь обвинял Бириавазу, правителя Дамаска, который окружил себя отрядами хапиру, отнял у него землю и опустошил города.

Захват земель царём Амурру Азиру

Азиру, тем временем, продолжал расширять свои владения в Амурру. Довольно продолжительный период ему удавалось выдавать себя за защитника интересов фараона. Он захватил Тунип, который к тому времени уже попал под влияние Митанни, и подобная акция, возможно, была одобрена наместником Эхнатона в провинции Амурру. Затем Азиру захватил финикийские и северо-сирийские прибрежные города вплоть до Угарита, причём убил их царей и присвоил себе их имущество. Когда хетты продвинулись в Нухашше, Азиру в союзе с ними взял Нийа и убил его царя. Осознав свою силу и чувствуя за своей спиной поддержку хеттского царя Суппилулиумы I, Азиру двинул свои отряды против резиденции египетского наместника в Амурру, города Симиры, осадил её, в союзе с флотом города Арвада, и быстро довёл до отчаянного положения. Царь Сидона Зимрида тоже отпал от Египта, заключил союз с Азиру и двинулся на Тир, царь которого Абимилки немедленно пишет Эхнатону, умоляя о поддержке. Царь Библа Риб-Адди также слал письмо за письмом к фараону с просьбами о помощи. Эхнатон, в конце концов, поручил нескольким египетским уполномоченным ознакомиться с положением Симиры, но им ничего не удалось сделать и город пал. Азиру убил местного египетского наместника и, разрушив город, получил полную возможность двинуться на Библ. Риб-Адди, приведенный в ужас случившимся, пишет фараону, сообщая, в частности, что египетский резидент в Кумеди, в Северной Палестине, находится в опасности. Но Азиру, который имел влиятельных друзей при дворе Эхнатона, сумел оправдаться перед фараоном. Последнего успокоили обещания Азиру платить ему такую же дань, которую вносили захваченные им города, и он не принимает мер.

Падение Библа

Планы мятежных царьков были столь искусно замаскированы, что египетские резиденты, по-видимому, не знали, кто верные вассалы, а кто скрытые мятежники. Так, Бихуру, египетский наместник в Галилеи, не понимая отношения Библа, посылает туда своих наёмников-бедуинов, которые избивают всех его защитников. Риб-Адди, положение которого ещё более усложнилось восстанием горожан, вызванным своевольным поступком египетского резидента, едет в Берит, искать поддержки у местного правителя Аммуниры. Но, вернувшись в Библ, находит там ворота запертыми, так как его брат захватил во время его отсутствия власть в свои руки, и выдал его детей Азиру. Аммунира, царь Берита, какое-то время ещё притворялся другом Египта, но, в конце концов, вместе с правителем Тира Абимилки примкнул к Азиру. А сам Азиру порвал всякие отношения с Эхнатоном и уже открыто перешёл на сторону хеттского царя Суппилулиумы I. Риб-Адди всё же удалось захватить Библ, и он ещё некоторое время удерживал его. Но город, в конце концов, пал, а Риб-Адди, видимо, был убит.

Междоусобица в Палестине

В Палестине, как писал Эхнатону правитель Иерусалима Арад-Хепа, правители Сихема, Гезера, Лахиша, Аскалона заключили союз с хапиру и стали враждебны Египту. Особую опасность он отмечал в действиях правителя Сихема Лабайи, который, вступив в согласие с людьми «са-газ» (хапиру), стремился расширить свои владения. При их поддержке Лабайа захватил несколько городов в Израэльской долине. Для оказания противодействия Лабайе правители ряда городов-государств Палестины объединились, в результате чего Лабайа не смог взять Мегиддо и попал в плен к правителю последнего Биридийа. Последний передал его правителю города Акки, чтобы тот отправил его морем в Египет. Однако за выкуп Лабайа был освобожден, но вскоре погиб в сражении в долине Йизреэля. Милкики, правитель Гезера, продолжил политику Лабайи, в союзе с сыновьями последнего. Союзники на севере боролись против Мегиддо, а на юге выступали против Арад-Хепы.

Аменхотепом IV ("угодный Амону") сменил своё имя на Эхнатон ("Угодный Атону"). Эхнатон также присвоил своей жене Нефертити второе официальное имя, включив в него имя Атона - Нефернефруатон .


Обнажённая Нефертити. Бюст Нефертити. Эхнатон.


Младшая дочь Эхнатона (слева). Эхнатон, объясняющий идею Единого Бога.

Рост Эхнатона был 4.5 м., длинная тонкая шея, худые руки, высокая талия, широкие бёдра и худые ноги. Нефертити была ростом около 3.5 м., у неё огромная голова, большие уши, длинная тонкая шея и высокая талия, несколько выступающий вперёд живот, худые ноги и широкие бёдра. Для своей Расы она была довольно маленького роста. Их дочери тоже были очень высокими, с огромными черепами, высокими талиями, худыми икрами и большими ушами, достигающими почти половины размеров головы. Рост семилетнего мальчика этой Расы составлял 2.5м. Они отличаются от человека размерами головного мозга. У них было два сердца, потому что они являются представителями Расы с Сириуса. Звёздная система Сириуса имеет две звезды: Сириус А и Сириус Б. Это бинарная система, как и подавляющее большинство всех звёздных систем. В будущем наша Солнечная система тоже станет бинарной (Солнечно-Урановая система). В бинарных системах живые существа имеют по два сердца.

Эхнатон создал Школу мистерий . Она называлась "Египетская школа мистерий Эхнатона", или школа "Закон Единого". Он взял выпускников школы мистерий "Левый Глаз Гора" (женский аспект), и провёл их через школу мистерий под названием "Правый Глаз Гора". Таким левополушарным знаниям, какие давались в этой школе, никогда раньше не обучали в Египте. Он обучал их в течение 12 лет. Он привёл к бессмертию около 300 человек, большинство из которых были женщинами.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ ГОРА – мужская школа. Символ – ибис.
СРЕДНИЙ ГЛАЗ ГОРА. Яйцо метаморфоза – символ реального физического изменения, которое претерпевает человек для достижения бессмертия.
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ ГОРА – женская школа. Исследование природы человеческих эмоций и чувств, сексуальную энергию, рождение и смерть, психическую энергию. Символы – цветочный стебель, пчела и змея.
"Правый Глаз Гора" был символом школы "Закон Единого". Правый глаз находится под контролем левого полушария мозга; это мужское знание. Левое полушарие осуществляет прерывание того, что видит правый глаз; оно контролирует правую сторону человеческого тела, и наоборот.
Школа "Левого Глаза Гора",- это женское знание (Хаторы на "МУ" были первыми наставниками Школы мистерий "Левого Глаза Гора"- женское развитие. Они помогали людям раскрывать своё Сознание.), контролируемое правым полушарием, которое давали в 12-ти главных храмах Египта, расположенных вдоль Нила. Тринадцатым храмом была Великая Пирамида. В целом посвящение проводилось за 12 лет и включало отдельные циклы по одному году в каждом из этих храмов, что в результате давало знание всех женских аспектов Сознания.
Изучение мужского компонента "Правый Глаз Гора" проводилось только один год, это знание не было нигде не записано, это была устная традиция. Но основные компоненты были выгравированы на одной стене под Великой Пирамидой в проходе, ведущем в Зал Свидетельств. Главная суть Великой Пирамиды - она даёт возможность человеку осуществить переход со Второго Уровня Сознания на Третий Уровень Сознания Христа. Вознесение и Воскресение являются её главным предназначением.

Большинство египтян ненавидели Эхнатона. Больше всего его ненавидели жрецы, потому что они занимали центральное место в системе религиозных верований Египта. До Эхнатона жрецы контролировали людей, их образ жизни и экономику страны. Они были очень богаты и обладали гораздо большей властью, чем кто-либо другой. Пришёл Эхнатон и сказал:
"Вам больше не нужны жрецы; Бог внутри нас. Есть только один Бог, и вы можете найти путь к Богу внутри самих себя".
Египет имел самую мощную армию в мире, а Эхнатон был абсолютным пацифистом, он сказал: "Возвращайтесь на свою землю. Ни на кого не нападайте, беритесь за оружие только тогда, когда нападут на вас". Он заставил военных вернуться и сидеть дома, ничего не делая, что им не нравилось. Эхнатон восстановил против себя не только жрецов, но и армию. Простые египтяне тоже привыкли к своим религиям и им нравилось поклоняться своим божкам. Эхнатон волевым образом запрещал религиозные церемонии, даже если это означало его собственную гибель. Он должен был это сделать, чтобы исправить тот путь, который наша ДНК закодировала в нашу Реальность. Ему нужно было внести в Хроники Акаши память о священном предназначении Сознания Христа и просто жить своей жизнью. Он знал, что страна, общество и обычаи всё вернётся к старому.

Часть жрецов Амона уступила фараону, часть затаилась, а самые непримиримые тайно ушли из Египта, захватив с собой сокровище главного храма Амона-Ра в Карнаке. Это сокровище представляло собой отборнейшие, чистейшей воды южноафриканские алмазы. Алмазы (8 кг.) были упакованы в специально изготовленную овальную сумку, сделанную из ткани типа джинсовой и пропитанную специальным составом, применявшемся при мумифицировании тел умерших фараонов. Бежали они в Скифию. Для защиты от врагов и диких животных они вырыли себе пещеры-жилища и соединили их подземными ходами. После строительства Аккерманской крепости (Белгород-Днестровский) часть подземных ходов использовали для сообщения с внешним миром во время осады. Один из ходов выходит к Скифской могиле, другой - к острову тирагетов, покоящемуся ныне на дне Днестровского лимана. В глубине этого острова была спрятана сумка с сокровищем, для которой в средние века был изготовлен специальный свинцовый ящик.

Спустя 14 лет после воцарения в Египте Эхнатон назначил своим соправителем Нефертити. В документах она называлась как Семнехкара .
Жрецы подговорили трёх чёрных магов - нубийцев и те приготовили напиток, наподобие того, что сейчас используется на Гаити, чтобы человек выглядел как мёртвый. Этот напиток был поднесён Эхнатону на собрании, созванном жрецами и военными. После того как Эхнатон выпил эту жидкость, у него исчезли все признаки жизни. Придворный врач объявил его мёртвым, и его поспешно перенесли в особую комнату, где был уже подготовлен саркофаг. Его поместили в саркофаг, закрыли крышкой, запечатали крышку магической печатью, и похоронили в тайном месте. Эхнатону пришлось ждать внутри саркофага почти 2000 лет, пока не отломился кусок печати и не были разрушены магические чары. После этого он вернулся в Залы Аменти.

БРАТСТВО ЕССЕЕВ

После ухода Эхнатона 300 бессмертных египтян объединились с Братством Тата и выжидали примерно с 1 300 г. до н.э. до 500 г. до н.э. Затем они переехали в местечко Масада в Израиле и создали Братство ессеев. Эти 300 человек образовали внутренний круг, а обыкновенные люди сформировали внешний круг, который стал очень большим.
Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".
Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.
Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.
Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие Устав общины подвергались осторожному и выверенному наказанию.
Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.
Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.
О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.
Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.
Г.И. Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.
Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р. Х., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии.

Один из летних дней 1947 г. бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил древние кожаные свитки в одной из пещер, которая располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.
Планомерные раскопки начались в 1949 г. и продолжались до 1967 г. под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р. Х. Это поселение и принадлежало иудейской секте ессеев, которые наряду с фарисеями и саддукеями, представляли собой одно из направлений иудаизма.
Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (около 73 гг. н. э.), когда община погибла, но свои свитки успела укрыть в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 г. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире.
В одиннадцати пещерах были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.
Заметим здесь в дополнение, что еще в 19 веке в манускриптах библиотеки буддийского монастыря Химис (Гималайские горы) было найдено Повествование о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. По этому преданию, "Исса - человек, благословленный Богом", в 13 лет, тайно оставив дом, ушел из своей страны с купцами. Знакомившись с различными учениями, священными писаниями - Ведами, Пуранами, Сутрами, - Он начал проповедовать новое знание среди языческих народов, говоря о существовании Единой Вселенской Силы - Бога-Отца. К 30 годам Иисус вернулся в Иудею, где затем был распят. Так следует из Повествования.
В общинах ессеев было достаточно много записей, изречений Иисуса, описаний Его биографии и проповедей Его последователей. Начиная с 4 века церковное христианство стало заботиться о "чистоте" письменной традиции, устранив все нежелательные для чтения тексты. Лишь 27 произведений были признаны каноническими. Но многие апокрифические (не вошедшие в число тех 27) произведения впоследствии были найдены в библиотеке гностиков (Наг-Хаммади, Египет, 1945) и в библиотеке кумранской общины.
См.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка.
После Эхнатона в Египте был введён переходный период.
После Эхнатона 2 года Египтом правил Тутанхамон (Тут-Анх-Амон или Амон-Анх-Тот). Ему было только 18 лет, когда он стал правителем. Он был женат на одной из дочерей Нефертити и Эхнатона. Тутанхомону дали возможность править только в течение одного года. Он правил в переходное время между Эхнатоном и следующим правителем. Тутанхомон телепатически общался с Нефертити, и фактически она правила страной в течение этого года. Ей пришлось скрываться. Юный царь переносит двор в Мемфис. Ахет-Атон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

Используемая литература:
Друнвало Мельхиседек. Древняя тайна Цветка Жизни. Том 1. Киев. 2002.

Сменхкара/Нефернефруатон/НЕФЕРТИТИ

После Эхнатона его преемником стала его жена Нефертити, которая правила под именем Сменхкара. Была соправительницей Эхнатона и правила тайно на протяжении двух с лишним лет после усыпления Эхнатона при Тутанхамоне.


Предположительное изображение Сменхкара. Египетский музей, Берлин.

Сменхкара отождествляли с Нефернефруатоном, таинственным фараоном-соправителем Эхнатона, так как у них совпадали тронные имена (Анххеперура). Была выдвинута теория, что под этим именем скрывалась царица Нефертити, которая также носила атоническое имя Нефернефруатон.

Нефернефруатон (Нефертити)- египетская женщина-фараон из XVIII династии, соправитель Эхнатона на протяжении двух с лишним лет.
Царица Нефертити также носила атоническое имя Нефернефруатон, и которую Эхнатон сделал соправителем.

Курс на укрепление царской власти путём возвышения незнатных чиновников и усиления религиозной роли монарха, начатый фараоном Аменхотепом III , продолжил его сын от брака с неродовитой Тэйе, Аменхотеп IV(правил в 1365–1349 гг. до н. э.; по другой датировке – в 1351–1334 до н. э.). Уже в первые годы его царствования стал ещё больше выдвигаться реформированный культ бога Ра – Ра-Харахте. С 1361 г. до н. э. его начали отождествлять с богом солнечного диска – Атоном . Верховным жрецом этого нового культа сделался сам фараон.

Эхнатон - фараон-мятежнки. Видеофильм

Вначале Атон чтился на юге Египта, в Фивах , где ему близ Карнака был возведен особый храм. Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV решил покинуть эту старую столицу XVIII династии и построил себе новую – в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое ранее «не принадлежало ни богу, ни богине», вне какого-либо египетского округа (нома) с его традиционными культами. Религиозно-политические преобразования Аменхотепа IV получили поэтому название «амарнской реформы» , и весь этот период египетской истории именуется «амарнским».