Художественная культура древнего и средневекового китая кратко. История художественной культуры и образования древнего китая

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак - иероглиф - имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага - важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требовавшие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту - приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен - пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук - стойкость, а аист - одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 475.

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное -- позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям -- придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук -- стойкости и счастья, аист -- одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей -- вытянутый свиток -- помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.

Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура -- эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура -- эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь.

Китайская картина не является картиной в нашем понимании. У неё нет ни тяжёлой золочёной рамы, ни даже тонкого багета, который бы ограничивал её от плоскости стены, превращая в изолированный замкнутый мир. Да и зачем нужна была китайской картине рама, если эта узкая и длинная полоса бумаги или специально обработанного проклеенного шёлка с двумя валиками по краям бережно хранились в специальных ящиках и развёртывалась только в редких случаях для рассматривания. С древнейших времён, по всей видимости на рубеже нашей эры, была выработана эта форма живописных свитков. В Китае, где в помещениях не было прочных и массивных стен, как в Европе, а воздух в комнатах во многом определялся климатом улицы, вывешивать картины, не защищённые, как у нас, стеклом, было бы для них вредно. Вместе с тем картина бала своего рода ревниво оберегаемой драгоценностью, которую не принято было выставлять на всеобщее обозрение и которая коллекционерами показывалась только узкому кругу ценителей.

Китайская живопись представляет собой объединение художественного искусства с поэтическим. На китайской картине не редко встретишь изображение пейзажа и иероглифические надписи, поясняющие суть картины. Это сложное образное мировосприятие, постоянное общение к образом природы для передачи своих чувств зародилось в Китае ещё в глубокой древности. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы.

Китайские живописцы со временем выработали свою, непохожую на европейскую, способов изображения. В китайском пейзаже самый дальний объект расположен выше предыдущего. Поэтому китайский пейзаж он выглядит более объёмно. А европейский пейзаж строится по принципам линейной перспективы, т.е. дальность картины выражена уменьшением дальних объектов относительно переднего плана. В китайском пейзаже на переднем плане размещены крупные объекты: скалы, деревья иногда строения. Эти детали переднего планы являлись, своего рода масштабными единицами. Дали почти не видно, она как бы смазана, затянута дымкой.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Создание триграмм традиция приписывает первопредку китайцев Фу-си. Первые иероглифы появляются в иньскую эпоху. Это обозначения «верха» и «низа». Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В начале чжоуской эпохи насчитывалось уже 500 знаков. В качестве писчего материала использовались бронзовые таблички. В конце чжоуской эпохи появились книги на бамбуковых планках, соединявшихся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). В циньскую эпоху насчитывалось уже более 3000 иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они были разделены на 250 групп. Писчим материалом был шелк, писали тушью. Во II веке до нашей эры была изобретена бумага. Иероглифика является отражением совершенно иного типа мышления. Иероглиф выступает образным знаком, передающим целостную информацию; он воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образно-ассоциативное восприятие мира. Собственно, китайское письмо, это система иероглифов, сложившаяся в середине II-го тысячелетия до нашей эры. Общее число знаков около 50 тысяч, но в настоящее время в современном языке используется 4-7 тысяч символов. Китайское письмо легло в основу национального письма Японии и Кореи.

Письменность стала основой развития литературы. Уже в чжоускую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. Своеобразием китайского стихосложения являлась не фонетическая рифма, но искусственная классификация чередующихся и повторяющихся иероглифов. Первым известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный в VI веке до н.э. В него вошли 306 лучших песен, отобранных Конфуцием из 3000 собранных им произведений. Среди них представлены песни самых блестящих придворных поэтов и музыкантов, лучшие образцы народного песенного творчества. В III веке до нашей эры был составлен мифо-поэтический «Каталог гор и морей» («Шан хай цзин»), где повествуется о мифических и легендарных героях, крылатых и многоруких людях, псоглавцах и пр. Тогда же возникли «Чуские строфы» («Чу цы»), созданные Цюй Юанем. Здесь также главными персонажами были мифические герои, повествовалось о поисках царства блаженных, о плодах бессмертия.

К чжоуской эпохе восходит возникновение прозы. Самым распространенным жанром был рассказ (сяошо). Могут быть выделены «Жизнеописание Сына Неба Му» и «Старинные предания об императоре У-ди». В ханьскую эпоху зародился театр. В столице возводились специальные арены с местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры, акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами, павильонами, колесницами и даже кораблями.

Высокого совершенства достигли пластические искусства. Самой громкой сенсацией века стало открытие в 1974 году в окрестностях города Сиань усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов, пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция, индивидуальные черты лица. В чжоускую эпоху существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. В Ханьскую эпоху зародилась светская живопись на проклеенном шелке.

Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в областихудожественной культуры. В этот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством тем. Создается первый трактат поархитектуре «Чжоули». в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.

Больших успехов достигаетлитература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности - «Книги песен» - «Шицзин» (X1-VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 несен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.

В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340- 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедыо старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.

Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии - с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни.

Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициаторомшироких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство; отменены наследственные титулы и привилегии; место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д. Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» - «император Цинь». В 206 г. до н.э.династия Цинь уступает место новой династии Хань , которая остается у власти до конца существования Древнего Китая - до 220 г. н.э.

В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, связавших центры провинций со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.

В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживаетпроизводство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.

Примерно то же самое можно сказать олаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.

Величайшим достижением Древнего Китая сталоизобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В Ханьский период складываются благоприятные условия дляразвития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. Вматематике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.

Вастрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. Вмедицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов. содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.

Не менее успешно развиваютсягуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) - «отец» китайской истории - создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь- Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайскойархитектуры , которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи - Лоян и Чань-ань - отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая сталаВеликая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

Значительного уровня достигаетскульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни - жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.

В Ханьский период появляетсястанковая живопись , о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) - считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства. приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди. создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» - императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.


6.Культура Древней Индии

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего вбогатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия - страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана сее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляетее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительнаямузыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключаетсяв особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом , включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это времяхараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период -арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый,индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариямиВеды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

§ Ригведа (религиозные гимны);

§ Самаведа (песнопения);

§ Яджурведа (жертвенные формулы):

§ Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятсякомментарии Вед - брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

§ брахманы (жрецы);

§ кшатрии (воины);

§ вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);

§ шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них сталведизм - религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра - бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна - бог неба и космоса: Сурья - бог солнца; Вишну - олицетворяющий круговращение Солнца; Агни - бог огня и др.

На новом - эпическом - этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется вбрахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено ктроице. Абсолютная и неопределенная сущность - Брахман - проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива - разрушитель мира.

Во второй половинеI тыс. до н.э. брахманизм переходит виндуизм, который ассимилирует многие индийские верования - от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений:вишнуизма ишиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма являетсякришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется черезконцепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар - десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является«Бхагаватгита» (Господня Песня) - одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара ), происходящем в соответствии сзаконом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляетсябуддизм - одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имяБудда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии - в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник - желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние - нирвана - и означает спасение.Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В буддизме существуют два направления. Первое - хинаяна (малая повозка) - предполагает полное вхождение в нирвану. Второе - махаяна (большая повозка) - означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникаетджайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступаетпринцип ахимсы - непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм , выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии - фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствуетпоклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова - с Кришной, кобра - с Шивой, гусь - с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играюткасты , которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырехварн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо религии, в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится кфилософии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержаниеведанты имимансы составляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учениевайшешики имело много общего с логикой и теорией познанияньяи . что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философиисаньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира - материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой являетсяфилософская школа йоги , которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель - достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений - как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз - асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение психики человека в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развиваласьнаука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийскимматематикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийскиеастрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийскаямедицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов.Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

было изобретено книгопечатание ксилографическим методом с помощью гравировальных досок, в одиннадцатом веке был изобретен способ печатания со сменными литерами. Современные китайцы, как и в прежние времена, благоговейно относятся к написанному слову. Считается что в современном китайском языке около 80 тыс. иероглифов, 3,5 тыс. – являются общеупотребимыми, чтобы читать газету необходимо знать около 5 тыс. иероглифов. В старом Китае бумага, тушь, тушечница и кисть назывались четырьмя благородными драгоценностями.

Художественная культура Китая

Китайское искусство достигло своего расцвета уже в III веке до н.э. – III в н.э. В Китае сформировались принципы регулярного градостроительства, дома знати украшались изысканно и пышно. Широко использовались инкрустированные медные зеркала, мебель, украшенная панцирями черепах и лаковыми росписями, всевозможные предметы из резного дерева и камня, музыкальные инструменты.

В этот период времени было построено самое грандиозное сооружение в Китае – Великая китайская стена, длина которой в завершенном варианте составила более 3000 км. Не менее чем этот памятник, впечатляют погребальные склепы китайской знати составлявшие целые комплексы, состоящие из множества комнат. К ним обычно вела «аллея духов» с обеих сторон которой чаще всего стояли статуи крылатых львов. В 1974 г. были осуществлены раскопки гробницы императора Цинь Шихуанди. В ней были обнаружены статуи 6000 воинов с оружием и доспехами, иногда на лошадях или боевых колесницах (III в. до н.э.)

Вместе с буддизмом в Китае появились новые элементы монументального зодчества, началось сооружение пещерных монастырей и многоярусных пагод. Эти сооружения были тесно связаны с ландшафтом. Связь подчеркивалась террасами, галереями, мостами. Красота природы и созданных руками человека зданий составляло гармоническое целое. Китайские ландшафтные парки – особая сторона китайской художественной культуры, которой посвящено множество трактатов.

Художественная культура Китая впитала в себя ценности, связанные с развитием даосизма и конфуцианства.

Даосская традиция сыграла роль популяризация мифологем, которые были положены в основу развития китайского искусства. Модели гора-дерево, вода архетипична для всех видов и жанров китайской художественной культуры: пейзажной лирики, пейзажной живописи, искусства пейзажного сада. Горы воспринимаются как волшебные горы Кунлунь, где обитают даосские божества бессмертия. Природа воспринимается как манифестация универсального Дао, как воплощение вечности и бесконечности круговорота естественных процессов, как олицетворение красоты мира. Все образы китайского искусства могут быть истолкованы в трех смыслах: в архаикомифологическом, даосско-религиозном и философско-эстетическом смысле. Так, например: гора, хребет, одинокая глыба камня, являются синонимами

волшебных гор Кунлунь, воплощением мужского начала мира, воплощением вечности природе; вода в виде реки, ручья, замкнутого водоема является воплощением космического потока Дао, или образом мифических рек, окружающих Кунлунь и делающих ее недоступным для каждого. Ручей – синоним трапинки, восхождение по которому знаменует уход человека от суетного мира и приобщение его к естественности. Замкнутый водоем символизирует нефритовый пруд в горах Кунлунь.

Основным жанром китайской живописи является жанр Шань-шуй «горыводы». Изображался на горизонтальных и вертикально ориентированных слитках, альбомных листах, веерах. Это традиционный китайский пейзаж с изображением гор, рек, водных потоков. Произведения этого жанра выполняют минеральными красками или черной тушью, размывы которой позволяют создавать тонкие градации цвета. Все изобразительные приемы возводятся в степень символа. Следующий традиционный жанр называется Хуа-няо «цветыптицы». Это свободные композиции мотивов цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, как бы выхваченных из жизни и размещенных на чистом фоне в сопровождении каллиграфической надписи, дополняющей смысл изображения. Больших успехов достигли китайцы в традиционном жанре Жень-хуа «живописание людей». Изображение делалось на свитках, ширмах, альбомных листах и посвящалось духовной и социальной жизни человека: в основном это были портреты, иллюстративно-назидательная живопись и повествовательнорелигиозная. Жанр происходит от лентообразных погребальных рельефов и росписей I - III века, отражающих идеи конфуцианства. Здесь мы встречаем картины нравов и обычаев, персонажей даосско-буддийского пантеона, парадный и заупокойный портрет. Период расцвета этого жанра падает на VII – XI века.

На одно из первых мест среди всех искусств Китая можно поставить поэзию. Наиболее древним образцом китайской поэзии является «Ши-цзин» (книга песен). Она входит в состав «пятикнижия», в которое кроме нее вошли «Шу-цзин» (книга истории). В ней приводятся беседы мудрецов о сущности государственного правления и факты китайской истории от легендарного правителя Яо до правителей эпохи Чжоу. «И-Цзин» содержит три граммы и гексаграммы, необходимые для предсказания судьбы, «Чунь-цю» (книга весны

и осени) содержит летопись событий, происходивших на родине Конфуция с VIII по V века до н.э.

Черырехкнижие содержит канонические книги «Лунь-юй» (рассуждения

и беседы). Эта книга излагает взгляды Конфуция по вопросам морали, этики и управления государством, к ней примыкает книга «Да-сюэ» (великое учение), где содержатся идеи Конфуция о правилах самоусовершенствовании человека, необходимые для взаимоотношений в государстве и семье; «Чжун-юн» (соблюдение середины) и «Мэн-цзы» по имени философа, последователя Конфуция.

Перечисленные книги входили в базовую систему образования китайцев. Лирическая поэзия в Китае достигла расцвета в IV – III века до н.э.

Сформировались основные литературные жанры: ци – стихи песенного типа, которые создавались как тексты на мелодии; фу – стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой или без; сун – оды с кратким и выразительным слогом; сюй – предисловие к стихам и одам; цзацзуань – произведения о поступках человека.

Золотым веком поэзии считается период Тан, во время которого творил поэт, воспевавший красоту и совершенство природы – Ван Вэй.

Заключение

В Азиатско-Тихоокеанском регионе китайская культура является культурной доминантой для стран Дальнего Востока (Корея, Япония и сопредельных стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь Вьетнама).

Такая роль Китая проявляется в заимствовании этими странами иероглифической письменности и ведущих идеологических систем Китая, конфуцианства и даосизма. Китай послужил ареалом распространения на Дальнем Востоке буддизма и местом складывания особой по сравнению с индийским вероучением традиции, которая легла в основу корейского и японского буддизма.

Китайская государственность также повлияла на эти страны, на их социально-политическое устройство, которое было создано по образцу Китая и систему их официальной идеологии.

Китай повлиял на общественно-политическую мысль этих стран, их художественную словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Китайские истоки имеют такие феномены как японская чайная церемония и искусство карликового сада.