Сущность понятия творческой активности. Методы диагностики творческой активности Активизации познавательной деятельности учащихся

Экспериментальная работа проведена на базе МБОУ "СОШ № 6" г. Прокопьевска в 3 "А" классе. Класс работает по программе "Школа 2100".

В классе 20 человек из них 11 мальчиков и 9 девочек. Дети на уроках активные, коллектив детей дружный, всегда помогают друг другу, дисциплинированный. В классе достаточно средств и материалов для развития творческой активности детей, дети активны в самостоятельной деятельности, проявляют инициативу в творчестве.

Для выявления условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа:

Первый этап - констатирующий эксперимент, цель - выявить уровень сформированности творческой активности у младших школьников.

Второй этап - формирующий эксперимент - направлен на экспериментальное подтверждение условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников.

На третьем этапе - контрольный эксперимент, направлен на установление эффективности экспериментальной работы по применению системы игр, направленной на развитие творческой активности, выявление изменений в развитии уровня творческой активности детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности творческой активности младших школьников. Для выявления данного показателя мы использовали следующие методики

  • 1) Тест Торренса "Закончи рисунок";
  • 2) Методика В.И. Боязитовой "Нерешаемая задача";
  • 3) "Несуществующее животное".

Для определения показателей творческой активности мы опирались на следующие понятия:

Творческая активность - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить "зоны поиска", ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями.

Поскольку творческая активность связана с особым видом мыслительной деятельности - творческое мышление, за основу мы взяли, показали: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и уровень творческой активности ученика при выполнении заданий.

Для определения данных показателей мы ориентировались на следующие уровни:

Показатели

Уровень проявления

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Уровень проявления активности ученика

Ученик всегда выдвигает идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует разнообразные способы деятельности

Ученик выдвигать разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью, способен делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения.

Ученик способен к изобретательской и конструктивной деятельности, детально разрабатывает каждую идею.

Ученик характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками нового способа в их проникновение.

Ученик иногда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта решения к другому, использует в большинстве заданий разнообразные способы деятельности

Ученик не всегда выдвигает разнообразные идеи, переходит от одного аспекта проблемы к другому, использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется высокой интеллектуальной активностью.

Ученик не всегда проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик стремится к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

Ученик не выдвигает идеи или количество их незначительно, затрудняется переходить от одного аспекта решения к другому, не всегда использует разнообразные способы деятельности

Ученик не выдвигает идеи или количество их не значительно, затрудняется переходить от одного аспекта проблемы к другому, не всегда использует разнообразные стратегии решения проблем.

Ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Ученик характеризуется низкой интеллектуальной активностью.

Ученик не проявляет изобретательские и конструктивные способности деятельности.

Ученик характеризуется стремлением понять, запомнить и воспроизвести знания.

Развитие творческой активности было рассмотрено нами на трех уровнях: высоком, среднем, низком.

Высокий уровень - ученик выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использует разнообразные стратегии решения проблем, проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность, наблюдательность, сообразительность. Преодолевает трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно, переносит умения и навыки из одной деятельности в другую.

Средний уровень - ученик иногда выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. Использует в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. В выполнении задания ученик проявляет высокую интеллектуальную активность в том случае, если данная тема интересна. Работает самостоятельно, но иногда обращается помощью к учителю.

Низкий уровень - ученик не выдвигает идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, пассивен. С трудом включаются в работу, задание выполняет только с помощью учителя. Ученик с данным уровнем нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, все ответы шаблонны, не проявляет инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Первая методика Тест Торренса "Закончи рисунок".

Целью методики является: выявление уровня сформированности показателей беглости, гибкости, оригинальности.

На двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Нужно добавить к ним дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки. При этом нужно придумать для каждой картинки название и подписать внизу. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут.

При проведении этого эксперимента мы выявили, что высокий уровень творческой активности имеют 35% детей. Дети с данным показателем отличаются от остальных гибкостью мышления, выдвигали идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Использовали разнообразные стратегии решения проблем, проявляли инициативность и самостоятельность принимаемых решений. В рисунках прослеживается нестандартное использование геометрических фигур. Преодолевали трудности при выполнении задания без помощи учителя, самостоятельно.

45% детей показали средний уровень развития показателей. Дети с данным показателем не всегда выдвигали идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, использовали в большинстве заданий разнообразные стратегии решения проблем, но предлагали недостаточно оригинальные пути решения. В рисунках прослеживается шаблонный уровень, но к некоторым геометрическим фигурам используется нестандартный подход. При возникновении трудностей во время выполнения задания иногда обращались за помощью к учителю.

Низкий уровень развития творческой активности имеют 20% детей. Дети с данным показателем не стремились выдвигать идеи, отличающихся от очевидных или твердо установленных, с трудом включались в работу. Не проявляли высокой активности, при возникновении трудностей у детей с данным показателем преобладали отрицательные эмоции, постоянно обращались за помощью к учителю. Рисунки характеризуются шаблонностью, стереотипностью, ученики не проявляли инициативы и попыток к нестандартным способам решения.

Результаты деятельности детей, в ходе выполнения заданий на этапе проведения констатирующего эксперимента представлены в диаграмме (Рис. 1).

Вторая методика "Нерешаемая задача" (Боязитова В.И.)

Целью методики является : определение уровня проявления разработанности результата деятельности, активности ученика в ней.

Детям предлагалось собрать три картинки:

  • - Первая состояла из одного предмета, разделенного на 4 - 6 частей, и собиралась относительно легко.
  • - Вторая состояла из двух предметов - большого и маленького (также разделена на 4 - 6 частей).
  • -Третья картинка также состояла из двух предметов и разделена на 6 частей, но решения не имеет - по замыслу эксперимента отсутствует одна из частей. игра мышление творческий

Методика на определение уровня проявления разработанности, активности ученика, выявила следующие показатели: Высокого уровня проявления разработанности результата деятельности, активности - не показал ни один ребенок.

Средний уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 8 детей (40%). Дети с данным показателем не всегда проявляли изобретательские и конструктивные способности деятельности, стремились к выявлению смысла изучаемого объекта, проявляли желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации. В первом задании дети собрали картинки за 30 сек., второе задание выполнили за 1 минуту, третье задание вызвало затруднение. Работали сосредоточенно.

Низкий уровень проявления разработанности результата деятельности, активности - показали 12 детей (60%). Дети с данным показателем при составлении картинки суетились, не проявляли изобретательские и конструктивные способности, стремились понять, запомнить и воспроизвести знания.

Результаты, полученные нами, представлены в диаграмме (Рис. 2).


Третья методика "Несуществующее животное"

Цель методики: выявить уровень развития творческой активности личности, общую энергию рисунка.

Учащимся предлагалось изобразить несуществующих животных. Данная методика является проективной и не имеет конкретной инструкции и чётких рамок.

При выполнении методики мы оценили уровень развития творческой активности, и выявили что 7 (35%) детей имеют высокий уровень развития творческой активности, 10 (50%) детей имеют средний уровень и 3 (15%) детей имеют низкий уровень развития творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 3).


Проведенный констатирующий эксперимент показал преобладание в классе детей с высоким, средним и низким уровнем проявления творческой активности.

Результаты представлены в диаграмме (Рис. 4).


Показатели высокого уровня развития творческой активности на этапе констатирующего эксперимента показало 25% детей.

Показатели среднего уровня развития творческой активности показало: Филип А., Ксения К., Саша И., Арина К., Глеб К., Кирилл Н., Катя Ч., Илья К., Лера Л. -, что составило 45%.

Низкий уровень развития творческой активности выявлен у 6 детей, что составило 30%.

Можно сделать общий вывод, что уровень развития творческой активности в 3 "А" классе - средний.


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия «Фрактал»

Ахмедьянова Н.А., Дудина Т.Ю., Корелин Д.С.,

Мамалыга Р.Ф., Сукова Т.В., Тверской А.Г.

Екатеринбург, Россия

Аннотация

Ключевые слова: творчество, активность, фрактал, оригами.

В статье описан опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных геометрических понятий на кружковых занятиях по оригами. Выявлены уровни творческой активности. Определены пути ее развития.

Ahmedyanova N.A., Dudina T.Y., Korelin D.S., Mamaliga R.F., Sukova T.V., Tverskoy A.G.

The Ural state pedagogical university

Yekaterinburg, Russia

FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY AT CHILDREN OF HIGH SCHOOL AGE AT PROPAEDEUTICS OF CONCEPT "FRACTAL"

Key words: Creativity, activity, fractal, origamis

Abstract: In this station is describe experience of work to formation creative activity the pupils of 5 class at conditions propaedeutics of original geometry concept on lessons origami group. Levels of creative activity are revealed. Ways of its development are defined.

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью .

В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы . В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.

В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.

Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.

В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности . Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами .

В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.-2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).

Основными задачами проведения занятий были:

· формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;

· расширение области пространственного опыта

· развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;

· стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности , мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы - представлены два компонента):

творческая активность учащийся кружковый

Уровни творческой активности. Табл. 1

Уровень творческой активности

Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты

Интеллектуальные способности и умения

Подражание

Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также».

Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности.

Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются.

Элементарный (нереализованные возможности)

К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут.

Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных.

Наличие интереса к творчеству и готовность к нему

Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища

Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности.

Ситуативное творчество

Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения.

Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий.

Творчество в избранной области

Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели.

Творчество - стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла.

Творчество как стиль деятельности

Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве.

Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления.

При диагностике творческой активности учащихся 5 классов использовались такие методы как наблюдение, анкетирование, тестирование и самоанализ учащихся.

Выявленные уровни творческой активности отражены ниже (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение учащихся по уровням творческой активности (наблюдение)

Из диаграммы (Рис. 1) видно, что 56% учащихся находятся на первом уровне творческой активности. Это означает, что обучаемые неспособны самостоятельно преодолевать трудности, предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе - это метод «проб и ошибок».

Для реализации перехода основной группы учащихся на второй уровень развития творческой активности были созданы специальные дидактические условия на основе деятельностного подхода.

Рассмотрим образцы приемов, направленных на формирование таких логических операций как сравнение, классификация и выделение главного, используемых на занятиях по оригами. Так, при обобщении темы «Животные» учащимся было предложено провести классификацию фигур по принадлежности к одной из базовых форм (например, фигуры «Птица» и «Лягушка» основываются на базовой форме «Квадрат», а из базовой формы «Дом» складывается «Флигель» и «Фортепьяно»).

Также мы предлагали решить серию заданий, направленных на создание новых фигур на основе «частичной перестройки».

Для решения первого задания этой серии обучаемые дополняли сложенную ранее фигуру (разрисовывали, делали один-два сгиба). Для второго - школьники выбирали готовую модель оригами из предложенных, отличающихся тремя-четырьмя последними шагами построения. Они выполняли общую часть алгоритма сборки вместе с обучающими, а последние шаги построения проделывали самостоятельно. В итоге большая часть школьников воспроизводила выбранные модели.

В следующих заданиях этой серии мы увеличивали долю самостоятельной работы учащихся (им предстояло выполнить 5-6 шагов). В результате выполнения таких упражнений все учащиеся могли самостоятельно собрать показанную им модель оригами, отдельные обучаемые вышли на оригинальное решение.

Проделанная нами работа не претендует на исчерпывающие освещения проблемы, подтверждая мнения исследователей о том, что изучение творчества всегда сложно в связи с его выраженной индивидуальностью, особенно, если это касается детского творчества. Однако результаты нашего эксперимента позволили сделать следующие выводы.

Оригами, как вид художественной практики, интересен младшим подросткам. На занятиях по созданию оригами можно решать целый комплекс педагогических задач: развитие мелкой моторики, мышления как логического, так и образного; расширение геометрических знаний; формирование практического умения работы с материалом, и что для нас наиболее важно, творческой активности.

Литература

1. Выгодский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Искусство, 1986

2. Далингер, В.А. Творческое мышление учащихся как результат их поисково-исследовательской деятельности. Педагогические системы развития творчества [Текст] / В.А. Далингер. - Екатеринбург, 2010

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИЦ «Академия», 1996

4. Леонтович, А.В. К вопросу о развитии творческой активности учащихся [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович. - М., 2001. - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/leont.htm

5. Шабанов, Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Шабанов. - М.: [б. и.], 2000

Размещено на сайт

Подобные документы

    Теоретические аспекты развития творческой активности подростков в педагогическом процессе. Изучение ее сформированности у учащихся подросткового возраста. Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников-подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2012

    Сущность понятия и психолого-педагогические основы развития творческой активности детей. Исследование условий эффективности использования игры как средства развития творческой активности младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Сущность творческой активности у детей 7-9-ти лет, их психофизические особенности, способствующие ее развитию. Танцевальная аэробика как форма развития творческой активности. Средства танцевальной аэробики для развития творческой активности школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Характеристика творческой активности как качества личности. Виды внеклассной работы, ее основные направления в современной школе. Анализ эффективности использования внеклассной деятельности по предмету музыка в воспитании творческой активности детей.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Сущность понятия "творчество", его роль в развитии старших дошкольников. Экспериментальное исследование уровня сформированности творческой активности у детей. Конспект занятия по декоративному рисованию

Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

При анализе степени проявления творческих способностей детей во внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень.

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

Настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);

Эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием;

Наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

Наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

Активность детей в учебном процессе и других ;

Приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

    Тест «Творческий потенциал» (подростки старшей возрастной группы и старшеклассники)

Уважаемые учащиеся!

Выберите один из вариантов ответов в данном тесте и обведите его кружком, или проставьте соответствующий балл: за ответ «а» — 3балла;

за ответ «б» — 1 балл;

за ответ «в» — 2 балла.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы обучаетесь, в объединении:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;


б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Диагностика уровня творческой активности учащихся” (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича)

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 - 44; по критерию «критичность» - на вопросы 45 - 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» - на вопросы 49 - 52; по критерию «направленность на творчество» - на вопросы 53 - 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка - 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий - от 0 до 1; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино

в) построил бы такой, которого нет ни у кого

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми

б) сочиняю сам сюрприз для гостей

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную

б) трудную

в) простую

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое

б) точное

в) необычное

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

а) все работали

б) было весело

в) было много нового

7. Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей

б) возможность узнать новое («родство душ»)

в) взаимопомощь

8. Если бы я был поваром, то:

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

б) создавал бы новые блюда

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство»

б) «Поле чудес»

в) «Очевидное-невероятное»

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут

б) неизведанный маршрут

в) маршрут, который хвалили мои друзья

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен - 0;

б) не согласен - 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию - 1.

    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).

    Лицо - зеркало души (М. Горький).

    Единственная настоящая ценность - это труд человеческий (А. Франс).

    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. А. Тимирязев).

    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21-23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

б) обвиняемый

Арест в) судья

г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА

1) источник - родник

    глаз - слеза

    огонь - костер

    шторм - наводнение

24-27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

    Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

    В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше - Ваши действия?

    В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

    Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа - 0; тривиальный ответ - 1; оригинальный ответ - 2.

28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

    Консервная банка.

    Металлическая линейка.

    Велосипедное колесо.

31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

31.

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

32.

а) выступать в роли актера

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

33.

а) рассказывать всем местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные приемы

в) искать в опыте других лучший способ работы

35.

а) исполнять указания

б) организовывать людей

в) быть помощником руководителя

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

37.

а) смотреть интересный фильм дома

в) проводить время в компании друзей

38.

а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

39.

а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да - 2; трудно сказать - 1; нет - 0.

    Мне нравится создавать фантастические проекты.

    Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

    Мне удается находить причины своих неудач.

    Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

    Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

    Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

    Убедительно могу доказать свою правоту.

    Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

    У меня часто рождаются интересные идеи.

    Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

    Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

    Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.

    Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

КАРТА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ*

Фамилия ______________________ Группа _____________

Дата заполнения ________________

1

_______________

*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА

Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Вопрос: «Творческая личность способна»

Ответ в баллах

    Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)

    Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость)

    Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

    Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

    Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)

    Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

    Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость)

    Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

- Психологические задатки,

- Способность к концентрации внимания.

Интеллект.

- Память, воображение.

- Личностный статус.

- Мотивация достижений.

Привычки.

Притязания.

Талант.

Устремлённость.

- Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

Воображение

Самобытность

Чувство новизны

Интуиция

Вдохновлённость

Инициативность

Воображение

Интеллект

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I . Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I . Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия :

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

Эмоциональность .

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

Выводы об уровне развития творческих способностей.


10 баллов- очень высокий

8-9 баллов- высокий

4-7- баллов- средний

2-3-низкий

0-1 - очень низкий.

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1. Я люблю сочинять собственные песни- да, нет

2. я люблю гулять один- да, нет

3. Я задаю много вопросов- да, нет

4. Сочинение рассказов и сказок - пустое дело- да, нет

5. Я люблю, чтобы у меня было один или два друга - да, нет

6. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила- да, нет

7. У меня есть несколько хороших идей- да, нет

8. Я люблю рисовать- да, нет- да, нет

9. Мои папа и мама любят играть со мной- да, нет

10. Я люблю вещи, которые трудно делать- да, нет

11. Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым- да, нет

12. Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает- да, нет

13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому- да, нет

14. Лёгкие загадки - самые интересные- да, нет

15. Я люблю узнавать новое о животных- да, нет

16. Я не люблю, когда другие задают много вопросов- да, нет

17. Трудно найти занятие, когда находишься один- да, нет

18. Я охотно играю в старые игры, чем в новые- да, нет

19. когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое- да, нет

20. Я люблю играть с друзьями, а один не люблю- да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень-0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень- 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень-4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень-0 - 1 балл

2 степень- 2 балла

3 степень-3 балла

Методика оценки устойчивости внимания

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимонаправить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторныеработы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написанииисследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

Интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

Проблемное изложение материала на уроках;

Работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.