Восстания площадь значение названия. Площадь восстания

Площадь Восстания.

Если взглянуть на карту центрального района Санкт-Петербурга — несложно заметить, что прочерчен двумя практически прямыми линиями, пересекающимися под небольшим углом. В месте единственного изгиба находится одна из значимых городских площадей – площадь Восстания.

Это историческое место всегда служило городу главными въездными воротами, и сегодня здесь расположен Московский вокзал со всей необходимой инфраструктурой: гостиница «Октябрьская» — для размещения приезжих, станция метро «Площадь Восстания» — для дальнейшего их следования и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» — как визитная карточка города, подчеркивающая его высокий статус.

История и общая информация

В первом десятилетии XVIII века к Новгородскому тракту, проходившему здесь еще до основания Петербурга, прорубили две просеки. Одна шла от , другая – от . Из-за ошибки в расчетах второй участок подошел к тракту немного севернее, траектория просеки дала изгиб.

На этом месте образовался обширный перекресток новой Большой перспективы (Невский проспект) и старой Новгородской дороги (Лиговский проспект). Постройка деревянной церкви Знамения пресвятой Богородицы преобразовала перекресток в Знаменскую площадь. Возведенное по указанию императрицы Елизаветы в 1765-1767 годах деревянное здание храма, затем было перестроено в камне архитектором Ф. И. Демерцовым.

До середины XIX века здесь был пустырь, в распутицу, превращавшийся в болото. Из описания известного адвоката А. Ф. Кони, сделанного в 1840 году: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила…».

Все изменилось со строительством железной дороги между Москвой и Петербургом (1843-1851 годы), когда на южной окраине площади решено было построить конечную станцию.

Московский вокзал

Светлое здание вокзала, спроектированное архитектором К. А. Тоном, увенчанное двухъярусной башней с часами, больше похожее на дворец, чем на пассажирский терминал, преобразило площадь.

До 1924 года вокзал назывался Николаевским, как и железнодорожная ветка. Здание, построенное в 1844-1851 годах, неоднократно перестраивалось, и сейчас от его первоначальной конструкции сохранился только фасад – близнец Ленинградского вокзала в Москве.

Гостиница Октябрьская

В соответствии с планом преобразования Знаменской площади, разработанным архитектором Н. Е. Ефимовым, напротив великолепного здания вокзала предусматривалось здание гостиницы, с номерами, зимним садом, концертным залом и рестораном. Построенная в 1857 году Знаменская гостиница несколько раз меняла облик и названия: «Знаменский вокзал», «Северная», «Большая Северная».

В XX веке она получила имя, сохранившееся до наших дней, — «Октябрьская». Сейчас глядя на солидное здание гостиницы трудно поверить, что в 1920-х годах в нем располагалось городское общежитие пролетариата (ГОП), сюда свозили беспризорников со всего Петрограда, откуда и появилось слово «гопники» — непрезентабельные обитатели Лиговки…

Памятник Александру III

В 1907 году первая трамвайная линия, проложенная по Невскому проспекту, связала вокзал с Адмиралтейством. Через два года в центре привокзальной площади был установлен памятник Александру III, как основателю Сибирской железной дороги.
Конная статуя, выполненная скульптором П. П. Трубецким, вызвала противоречивые отзывы, многие посчитали ее карикатурной, требовали убрать. Тем не менее, монумент оставался на площади до 1937 года и стал свидетелем и невольным участником исторических революционных событий.

Знаменская площадь оказалась в центре массовых народных волнений, кровопролитных стычек с полицией, здесь проходили митинги и строились баррикады. В память о Февральской революции в 1918 году площадь получила современное название.

Большевики оставили памятник самодержцу и, весьма своеобразно, использовали его в целях пропаганды. В 1919 году на пьедестале были высечены строки Д. Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.»

К десятилетию Октябрьской революции в 1927 году бронзовая статуя монарха была задействована в праздничном оформлении площади. Ее заключили в железную клетку, с мачтами, колесом и надписью «СССР».

Через 10 лет памятник все же убрали в запасники . Теперь скульптура выставлена на всеобщее обозрение во дворе .

Обелиск и станция метро

Современный облик площади Восстания сформировался в середине прошлого века.
В центре площади Восстания в память о Великой Отечественной войне и мужестве защитников города, победивших фашизм, к 40-летию Победы был установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду», выполненный из 360-тонного гранитного монолита в виде пятигранной стелы по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова.

Знаменскую церковь снесли в 1940 году, а на ее месте построили павильон станции «Площадь Восстания», открытой в 1955 году в составе первой очереди метрополитена. Это пилонная станция глубокого заложения (58 метров), оформление ее подземного зала посвящено Октябрьскому вооруженному восстанию.

Круглое классическое здание станции с ризалитами и ротондой со шпилем, который изначально был украшен звездой в лавровом венке, принадлежит к объектам культурного наследия и является символом Петербургского метро. Перед открытием Обелиска, увенчанного золотой звездой героя, звезду на шпиле станции метро заменила буква «М», затем утраченная.

Площадь Восстания всегда многолюдная и шумная, в праздничные дни преображается и выглядит особенно эффектно и колоритно. И первое, что видит каждый приезжий при выходе из здания вокзала – «Город-герой Ленинград». Так героическое прошлое города, с которым тесно связана история площади, напоминает о себе неоновой надписью на гостинице «Октябрьская».

Где находится и как добраться

Площадь Восстания находится на пересечении Невского проспекта с Лиговским проспектом в историческом центре Санкт-Петербурга.

Добраться можно на метро до одноименной станции «Площадь Восстания».

Площадь Восстания занимает одну из лидирующих позиций среди площадей Северной столицы. Она находится на пересечении проспектов - и . Ее основали в 40-х годах девятнадцатого столетия по проекту русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Хотя ее биография начинается еще с 18-го века.

Предыстория

В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.

В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской. В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м - красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м - причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.

Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.

В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания. Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому. К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.

Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”... Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.

Дальнейшая судьба

В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.

В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой - установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.

Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.

Зеленые насаждения рядом

На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:

  • Сад Прудки, или Некрасовский, или Греческий. Появился в конце XIX века на средства горожан. В 2007-м реконструирован по лекалам начала прошлого века.
  • Овсянниковский сквер, или сад Чернышевского. Место гражданской казни писателя Николая Чернышевского. Разбит в 1864 году на личные деньги купца Овсянникова, особняк которого сохранился рядом.
  • Сквер Галины Старовойтовой. Зеленый уголок с монументом известной правозащитнице, погибшей в 1998 году от рук киллеров.

На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:

  • Обелиск "Городу-герою Ленинграду";
  • Московский вокзал;
  • Станция метро “Площадь Восстания”;
  • ТК "Невский центр" и ТРЦ "Галерея";
  • Гостиницы “Park Inn by Radisson” и “Октябрьская”, в ней, кстати, размещается один из книжных магазинов сети “ ”, где показывают бесплатно кино, проводят встречи-обсуждения с известными писателями и другими творческими деятелями, а также мастер-классы, лекции, семинары.

На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.

Площадь Восстания расположена в центральном районе Старой Пальмиры. Она является одним из символов города и входит в исторический культурной столицы страны. Площадь Восстания - это не простое название. Ее история уникальна и интересна.

Площадь Восстания вплоть до переноса столицы обратно в Москву имела совершенно другое название - Знаменская. Находится она на стыке Невского проспекта, его единственного поворота, и Лиговского проспекта. Чем же обусловлено такое название площади? Все дело в том, что в первой трети прошлого столетия здесь находилась одноименная церковь. И окончательно название "Знаменская" закрепилось за ней в год начала строительства вокзала, именовавшегося «Николаевский». В 1917 году именно здесь разворачиваются кровавые ожесточенные события двух последних русских революций. Здесь провозглашали известные февральские манифесты, здесь происходили тяжелые бои и схватки. И поэтому в следующем году площадь переименовывают на современный лад. В середине 20 столетия на площади открыли станцию метро «Площадь Восстания». Станция относится к 1 ветке метрополитена. Внутри она украшена бронзовыми скульптурами, которые отражают страшные события Февральской и

Площадь Восстания имеет свою длинную историю, отсчет которой ведется со времен Елизаветы. В годы ее правления здесь была заложена Знаменская церковь, проект который осуществил Демерцов. Стоит отметить, что церковь не раз перестраивалась. Сама же площадь сформировалась лишь во второй четверти 19 столетия, когда по проекту Ефимова был заложен основной ансамбль площади. Связано это было, прежде всего, со строительством второй в стране железной дороги Петербург (Площадь Восстания)-Москва. Здесь известный архитектор Тон возвел но тогда еще, как уже было сказано выше, он носил название Николаевский. Чуть позже по проектам Гемлиана будут воздвигнуты гостиница Знаменская, больше известная как «Октябрьская», а также известный причтовый дом по проекту инженера Соколова. Весной 1909 года на площади торжественно откроют памятник Александру Освободителю, через 28 лет памятник перевезут сначала в Русский музей, а затем установят в Мраморном дворце. Во времена Великой Отечественной войны на площади сооружались военные установки - она была своего рода плацдармом для всех солдат и командиров.

И уже в 1945 году победителей с размахов встречали на восстановленном Московском вокзале. В начале 1980-х годов был воздвигнут обелиск в честь 40-летия Великой Победы. Памятники подобного вида были сооружены во всех городах-героях по приказу компартии. является символом площади.

Площадь Восстания в Санкт-Петербурге - это не просто красивое место, это больше, чем изящность памятников. Это историческая площадь! Место, где выступал Ленин, посещала церковь и Александр Второй. Это место, где в 1917 году решалась судьба страны. И его нужно хранить и беречь. Ведь это не так уж сложно!

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Дата открытия:

Проектное название:

Московская

Центральный

Смольнинское, Лиговка-Ямская

пилонная

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич

Архитекторы вестибюлей:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова

Инженеры-конструкторы:

Е. А. Эрганов

Выход к улицам:

улица Восстания, Лиговский проспект

Переходы на станции:

Маяковская, Московский вокзал

Время открытия:

Время закрытия:

Код станции:

Соседние станции:

Чернышевская и Владимирская

Посадочные платформы

Малые эскалаторы

Пешеходный тоннель

Перспективы развития

«Площадь Восстания» - станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Наземные сооружения

Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле - круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.

13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы - А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» - пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала - Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированнымилюстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный - платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» - красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.

В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992-1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.

Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».

Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.

Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992-1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» - «Площадь Восстания» - 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро - либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».