Токсикомания. Памятка для обучающихся "вред токсикомании" Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков

Люди злоупотребляют наркотиками, алкоголем, курением по различным, сложным причинам и обстоятельствам. Общество платит большую цену за токсикоманию. В больницах, отделениях интенсивной терапии можно наглядно увидеть последствия злоупотребления психотропными средствами. Токсикомания наносит большой вред физическому и психическому здоровью человека. Ежедневно фиксируются преступления на почве наркомании и алкоголизма. Если употребление таких препаратов, как кокаин снизилась, то использование героина и «клубных наркотиков» увеличилась.

Лечение токсикомании связано с большими трудностями. Лучшие результаты по борьбе с токсикоманией дает профилактика и просветительная работа среди детей и подростков. Согласно статистике, потребление алкоголя, в России, составляет около 13 литров спирта на человека в год! Число наркоманов, последние 10 лет, увеличилось в 10 раз. Ежегодно от наркотиков гибнет 100 тыс. человек в мире. А курение каждые 6 секунд убивает человека.

Психотропные вещества вызывают особую форму интоксикации, которая изменяет восприятие, внимание и контроль поведения человека. Многие препараты вызывают абстинентный синдром – состояние, вызванное прекращением или сокращением количества используемого средства. Симптомы того состояния варьируют от легкой тревожности до судорог и галлюцинации. Передозировка наркотиков может привести к смерти.

Токсикомания: психотропные средства и симптомы

Такие вещества, как алкоголь, транквилизаторы, опиаты, со временем вызывают привыкание – потребность употребления большего количества препарата, для достижения такого же уровня интоксикации.

Табакокурение и токсикомания

Люди приводят много причин, оправдывающих употребление курение. В их числе:

  • Устранение депрессии;
  • Снижение аппетита;
  • Контроль веса тела;
  • Для повышения работоспособности.

Активное вещество в сигаретах – никотин. Сигаретный дым в своем составе содержит тысячи других, вредных для здоровья, химических веществ. Они вызывают развитие многих патологий:

  • Болезни сердца;
  • Рак легких и эмфизему;
  • Язвенную болезнь;
  • Инсульт сосудов мозга.

Отказ от курения вызывает: тревогу, чувство голода, нарушение сна и депрессию. Употребление табака обходится государству в миллиарды рублей в год, в качестве прямых и косвенных расходов на нужды здравоохранения.

Алкоголизм и токсикомания

Хотя после выпивки у многих людей «заплетается язык, и отказывают ноги», алкоголь, на самом деле, поражает мозг и вызывает:

  • Отсутствие контроля поведения;
  • Нарушение речи, она становится невнятной;
  • Нарушается двигательная функция и координация;
  • Приводит к запойным состояниям.

Отказ от алкоголя вызывает беспокойство, перебои в работе сердца, тремор, судороги, галлюцинации. Если «синдром похмелья» сочетается с недоеданием, то приводит к опасному для жизни состоянию, которое называется белой горячкой. Алкоголизм – наиболее частая причина печеночной недостаточности. Спиртные напитки вызывают дилатацию (расширение) сердца и рак пищевода, поджелудочной железы и желудка.

С алкоголизмом связывают почти половину смертей в следствие дорожно-транспортных происшествий.

Вещество, которое наиболее широко используют в незаконном обороте наркотиков. Марихуану получают из конопли. Из растения выделяют активный ингредиент – дельта тетрагидроканнабинол (ТГК), который вызывает интоксикацию. Продукт марихуаны – гашиш, содержит еще больше ТГК. Вещество, обычно, курят, но можно принимать внутрь. Дым марихуаны раздражает легочные ткани, содержит больше канцерогенных веществ, чем табачный дым. Вызывает чувство эйфории, расслабления, нарушение координации и памяти.

Марихуана часто используется, в качестве первого наркотика. Употребление марихуаны связано с повышенным риском перехода на более опасные препараты: кокаин и героин. Даже при одноразовом употреблении марихуаны, риск стать наркоманом повышается в 104 раза.

Известен, как кокс, снег. Употребление за последние несколько лет снизилось. Продукт переработки Южно-американской коки, можно курить, колоть, вдыхать и принимать внутрь. От способа употребления зависит интенсивность и продолжительность его действия. Ожидаемые эффекты: чувство наслаждения (кайф) и повышенный тонус.

Краткосрочные последствия: паранойя, спазм кровеносных сосудов, который приводит к инфаркту сердца, инсульту головного мозга, аритмиям и смерти. Выход из наркотического опьянения сопровождается упадком сил и тяжелой депрессией. Отдаленные последствия, как и кратковременные, связаны с повреждением сердца, мозга, легких и почек.

Героин

Потребление героина продолжает расти. Героиновая интоксикация вызывает: сонливость, эйфория, замедление дыхания. Абстиненция (выход из этого состояния) приводит к:

  • рвоте, судорогам, поносу;
  • нарушениею сознания;
  • боли и потооделению.

Передозировка приводит к смерти от остановки дыхания. Героин часто вводят нестерильными иглами, поэтому интоксикация часто сопровождается инфицированием сердечных клапанов, СПИДу, столбняку, ботулизму.

Метамфетамины

Использование этого препарата увеличивается во всех странах. Метамфетамин – мощный стимулятор, повышающий общий тонус, понижает аппетит и вызывает эйфорию. Препарат вводят в вену, нюхают, втирают в слизистые и проглатывают. Он оказывает такие же токсичные эффекты, как и кокаин: инфаркты сердца, высокое давление, инсульты. Прекращение приема приводит к депрессии, боли в животе, чувству голода. К отдаленным последствиям относят: паранойю, галлюцинации, потерю веса, разрушение зубов и инфаркты.

Клубные наркотики

Многие молодые люди считают, что эти препараты не приводят к токсикомании, и не наносят большого вреда здоровью. Наиболее популярные:

  1. Экстази – стимулятор и галлюциноген, применяют для поднятия настроения, прилива энергии, сил на весь вечер в ночном клубе. Длительный прием может привести к заболеванию головного мозга, сонливости, потери памяти, депрессии, нарушению терморегуляции.
  2. ГОМК. Действие этого препарата зависит от принятой дозы. Эффект варьирует от легкого расслабления до комы или смерти. ГОМК часто используют при абстинентных синдромах, так как он безвкусный, безцветный, и обладает выраженным успокоительным действием.
  3. Кетамин – обезболивающее средство, которое можно принимать во внутрь или парантерально. Кетамин вызывает амнезию (потерю памяти), снижает концентрацию внимания. Большие дозы – паранойю, галлюцинации, депрессию и угнетение дыхания.
  4. ЛСД и галлюциногенные грибы. Вызывают галлюцинации, тошноту, потерю чувствительности, тахикардию. Отдаленные последствия: психоз, бред, депрессия.

Токсикомания бензином

Вдыхание паров бензина в течение непродолжительного времени приводит к эйфории, которая затем сменяется галлюцинациями. Активные вещества: бензол и толуол. Они обладают раздражающим действием на гортань и трахею, приводят к тахикардии, расширению зрачков, нарушению координации, речи и движений.

Прекращение действия паров бензина приводит к рвоте, раздражительности, вялости, головной боли.

Токсикомания ацетоном

Пары ацетона, проникая в кровь через дыхательные пути, приводят нарушению сознания в виде красочных галлюцинаций и дезориентации. Токсикоман не реагирует на внешние раздражители. Длительное вдыхание приводит к полной потере сознания и коматозному состоянию. Как последствия появляется рвота, раздражительность, безразличие к окружающим.

Токсикомания клеем

Использование пакета для вдыхания клея, привело не к единичному летальному случаю. В состоянии эйфории, спутанность сознание притупляет чувство самосохранения, и токсикоман задыхается.

При выходе, на смену галлюцинациям приходит разбитость, тошнота, слабость.

Токсикомания растворителями

Вдыхание растворителей приводит к агрессивному экстазу с последующим развитием делирия, и галлюцинаций различных видов. Через некоторое время душевный подъем сменяется слабостью и рвотой. Прием токсических веществ на протяжении одного года приводит к слабоумию.

Алкоголизм и наркомания: причины

Токсикомания часто начинаются в детстве или подростковом возрасте. Факторы риска, влияющие на вероятность развития зависимости:

  • Семейные неурядицы;
  • Неблагополучные домашние условия;
  • Наследственность (отец или мать злоупотребляют алкоголем или психотропными средствами);
  • Отсутствие родительского воспитание и доверия между родителями и детьми;
  • Факторы, связанные с социальной адаптацией подростка вне семьи;
  • Слишком агрессивное или застенчивое поведение в школе;
  • Недостаточные жизненные навыки;
  • Влияние асоциальных сверстников;
  • Неправильное отношение к употреблению наркотиков.

Токсикомания: признаки

Одними из первых, кто узнает о злоупотреблении психотропными веществами, становятся члены семьи и друзья. Ранняя диагностика увеличивает шансы на успешное лечение. Признаки, на которые следует обратить внимание:

  • Уход из спортивных секций, пропуск занятий, общение с новыми друзьями;
  • Агрессивность и раздражительность;
  • Забывчивость;
  • Пропажа денег и ценностей;
  • Чувство безнадежности, депрессии, попытки самоубийства;
  • Эгоистичность, отсутствие внимания к окружающим;
  • Частое пользование ароматизаторами и дезодорантами;
  • Появление приспособлений для употребления наркотиков (трубки, коробочки, мешочки);
  • Регулярное состояние алкогольного или наркотического опьянения
  • лживые, неправдивые сведения о количестве выпитого алкоголя или принятых средств;
  • поиск способов избежать друзей или членов семьи, чтобы напиться;
  • заблаговременный поиск повода, чтобы напиться или принять вещество;
  • повышение дозы для достижения необходимого эффекта;
  • симптом похмелья;
  • принуждение окружающих к злоупотреблению алкоголя либо психотропных средств;
  • появление провалов памяти;
  • постоянные разговоры об алкоголе или других препаратах;
  • вождение в нетрезвом состоянии;
  • увольнение с работы или отстранение от занятий в связи с токсикоманией, употреблением алкоголя.

Когда обращаться за медицинской помощью

Если существуют проблемы с употреблением наркотиков или табакокурением, врач может направить пациента к психотерапевту либо назначить препараты, снижающие тягу, или для лечения осложнений, вызванных приемом психотропных средств. Врач должен знать, какие препараты используются и в каком количестве принимаются. Следует обратиться к врачу при наличии хотя бы одного из перечисленных симптомов:

  • желтуха (пожелтение кожи и склеры);
  • увеличение объема живота;
  • отеки ног;
  • постоянный кашель;
  • чувство обреченности или депрессия;
  • боль в месте инъекции;
  • лихорадка.

Состояния, требующие госпитализации

Если возникли какие-либо из перечисленных ниже, симптомов следует срочно звонить на скорую помощь:

  • появились мысли об убийстве или суициде;
  • боль в груди, учащенное сердцебиение, удушье, головокружение;
  • острая боль в животе;
  • спутанность сознание либо галлюцинации;
  • судороги, приступы эпилепсии;
  • нарушение речи, онемение, слабость, сильная головная боль, расстройство зрения;
  • сильная боль в месте инъекции, сопровождающаяся покраснением, отеком, гнойным выделением и лихорадкой;
  • темный цвет мочи;
  • подозрение на сексуальное насилие в наркотическом опьянении.

Большинство злоупотребляющих людей считают, что они могут самостоятельно прекратить принимать наркотики, но многочисленные попытки заканчиваются неудачно. Эксперименты показали, что длительный прием психотропных средств меняет мышление и личность. В мозгу доминируют навязчивые мысли о приеме наркотических средств. Эта зависимость сохраняется даже после прекращения употребления психотропных препаратов.

Наиболее важные компонент лечения против рецидивов – устранение зависимости. Лечение токсикомании зависит от пациента и вида, используемого наркотика. Психотерапия включает стратегию избавления от зависимости и профилактики рецидива. Врач может назначить лекарства: никотиновые пластыри, метадон. Эти препараты облегчают абстинентный синдром и тягу к наркотикам.

Наркоманы часто страдают психическими расстройствами. Такие состояния увеличивают риск злоупотребления психотропными средствами. Эти нарушения требуют медицинской помощи специалиста, и коррекции таких состояний, параллельно с лечением наркомании.

Злоупотребление психотропными средствами или алкоголем может начаться в детстве или подростковом возрасте. Все усилия направлены на борьбу с наркоманией и алкоголизмом в школах и общественных учреждениях. Программы призваны:

  • укреплять связи между родителями и детьми;
  • привить им навыки сопротивления;
  • исправить их представление о сигаретах, наркотиках;
  • информировать о последствиях наркомании и алкоголизма.

Самое главное – развивать общественное порицание токсикомании и алкоголизма, посредством просветительской работы, средств массовой информации и окружающей среды.

Прогноз

Злоупотребление наркотиками, курением и алкоголем несет большие общественные расходы. Прежде всего, они связаны со следующими факторами.

Рост преступности. Более половины экономических расходов связано с преступностью в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Наркоманы в 18 раз чаще, чем их сверстники вовлекаются в преступную деятельность, не имеющие зависимости. Многие насильственные действия совершаются в состоянии опьянения. Наркотики и алкоголь часто сопровождаются драками в семье и сексуальным насилием. Среди заключенных, 43% правонарушителей утверждают, что в момент преступления они находились под воздействием наркотиков или алкоголя.

Заболевания. Психотропные препараты оказывают вредное влияние на здоровье. Курение приводит к отдаленным последствиям на здоровье организма. Наркомания и алкоголизм приводят к серьезным заболеваниям.
Поведенческие отклонения. Помимо прямого влияния на здоровье человека, наркотики оказывают много косвенных последствий. Многие препараты снижают чувство опасности и увеличивают вероятность рискованных поступках. Употребление алкоголя и наркотиков среди подростков увеличивают шансы подростковой беременности, ассоциированной с ВИЧ/СПИДом, а также гепатитом В и С.

Травматизм. 75% пациентов, которые пребывают в травматическом отделении, имеют положительные результаты пробы на запрещенные средства. Прямая зависимость наблюдается между криминальными, бытовыми травмами и алкоголизмом. Употребление наркотиков также связано с насилием. Почти половина жертв насилия являются наркоманами.

ПАМЯТКА

для обучающихся

"ВРЕД ТОКСИКОМАНИИ"

Токсикомания - это неудержимое влечение (мания) к употреблению токсических веществ или ядов (токсины).

Токсикоман - человек, увлеченный употреблением токсических веществ или ядов с целью получения одурманивающего эффекта. Токсикоманы вдыхают пары летучих растворителей: бензина, клея, толуола, лака, красок и разных растворителей. По вредному действию на организм человека летучие растворители являются одними из самых сильных ядов.

Как же действует на человека токсическое вещество?

Путем вдыхания через рот или нос пары токсического вещества попадают в легкие. В легких токсины с легкостью проникают в кровеносные сосуды. А кровь по сосудам несет эти яды во все органы и ткани, в том числе и в мозг. Токсическое вещество, попадая в клетку мозга, расплавляет ее. Таким образом, клетка мозга превращается в жидкость, и на ее месте уже никогда не образуется новая клетка, то есть клетка гибнет безвозвратно.

Всем известно, что мозг - это наш центральный процессор, который руководит всем организмом. Разные участки мозга отвечают за разные функции, например: зрительное восприятие, слуховое восприятие, координация движений. В тот момент, когда токсикоман вдыхает пары токсического вещества, тем самым убивая какое-то количество клеток головного мозга, головной мозг перестает правильно перерабатывать сигналы от наших глаз, ушей, рук и ног. В этот момент и возникают галлюцинации, так называемые «мультики», «голоса» и «чувство полета».

Даже однократное употребление летучих растворителей способно вызвать отставание в развитии ребенка или подростка.

Сможет ли человек развиваться психически, если он постоянно теряет клетки мозга, убивая их токсинами? Конечно, нет! Поэтому употребление токсических веществ и ведет к остановке психического развития. То есть с того момента, когда человек первый раз употребил токсическое вещество, останавливается развитие навыков и способностей. А с каждым повторным употреблением токсикоман тупеет, то есть у него теряются ранее приобретенные навыки и умения. Те токсикоманы, которые токсикоманят в течение полугода, навсегда теряют возможность обучаться, настолько много у них погибло клеток головного мозга, они уже инвалиды.

Основными признаками токсикомании являются: расширение зрачков, сердцебиение, учащение дыхания, походка становится шаткой, неуверенной. Токсикомания наносит огромный вред детскому организму. Ребенок утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько дней, становится неуправляемым и агрессивным, наблюдается снижение интеллектуального развития. Появляются резкие смены настроения, вялость, апатия. В таком состоянии подросток может пребывать несколько дней. В целях приобретения «заветной» бутылочки лака или клея, подростки могут пойти и на отчаянные шаги, вплоть до совершения преступления, не задумываясь о дальнейших последствиях, связанных суголовным преследованием.

Как нужно отказываться, если тебе предлагают понюхать, покурить, выпить или того хуже, уколоться?

Во-первых, нужно помнить, что у наркоманов, алкоголиков и токсикоманов очень плохая смысловая память. Поэтому нужно спокойно коротко ответить ему: «нет». Можно использовать ничего не значащие фразы, типа: «мне нужно в туалет», «меня ждет мама», «я иду в магазин» или другие. А наркоман, алкоголик или токсикоман тут же забудет эту ситуацию.

Во-вторых, не надо у таких людей вызывать своим ответом какие-то эмоции. Например, не надо его учить, обзывать, то есть стремиться вести себя с ним так, чтобы не вызвать у него эмоцию, связанную с вами. Так как эмоции, особенно злость, ненависть, обиду они смогут запомнить, потому что память у них больше эмоциональная.

Слово токсикомания с древнегреческого переводится как страсть, безумие, влечение к ядам, токсичным веществам. С медицинской точки зрения это не отличается от наркомании. Ядовитые вещества попадают в организм, нарушая работу ЦНС и других органов, вызывая привыкание.

Отличие только в том, что источником зависимости являются незапрещенные вещества, которые нельзя отнести к наркотикам. Чрезмерное увлечение лекарствами, несоблюдение правил безопасности при работе с лаками, красками и растворителями – все это может вызвать токсикоманию. Бытовая химия, лаки для ногтей и прочите «обыкновенные» средства могут покалечить жизнь ребенка раз и навсегда, поэтому родители должны знать, как не допустить несчастья.

Лучшее видео:

Какие виды профилактики токсикомании различают

Если представить себе ребенка токсикомана, то это скорее сирота, детдомовец или малыш из неблагополучной семьи, где родители пьяницы или наркоманы. Именно эти дети находятся в группе риска, так как они больше всего подвержены негативному влиянию взрослых и окружающей обстановки.

Есть два вида профилактики токсикомании – первичная и комплексная, оба они осуществляются школами и медицинскими учреждениями. Однако и сами родители должны принимать участие в снижении вероятности зависимости от токсических веществ.
Первичная профилактика токсикомании включает в себя беседы с учащимися про вредные привычки, проведение классных часов на эту тему.

Детям всегда интересно рисовать плакаты, смотреть документальные фильмы и принимать участие в интерактивных занятиях. Задача школы вести антиалкогольную, антинаркотическую пропаганду регулярно. Также педагоги и психологи школы должны вовремя выявить лиц, склонных к токсикомании.

С детьми, оказавшимися в группе риска должны регулярно проводиться разъяснительные мероприятия по профилактике токсикомании. Такие детки должны своевременно проходить обследование.

У нормальных родителей дети редко попадают в токсическую зависимость. Однако это не значит, что с ними не нужно разговаривать на эту тему. Вместе всей семьей можно посмотреть документальный фильм или ролик о вреде наркотиков, алкоголя и токсичных ядов.

Комплексные меры по профилактике токсикомании среди подростков проводятся в общесоциальных масштабах. Государство, учебные и медицинские учреждения, различные общественные службы объединяют усилия, чтобы растолковать детям, что зависимости – зло.

Мероприятия по профилактике токсикомании среди подростков

Медицинская профилактика токсикомании включает:

Санитарное просвещение подростков (плакаты, стенды, беседы с отдельными детьи и группами детей);
Своевременное выявление случаев токсикомании (этим занимаются общественные организации, полиция);
Контроль над ремиссией после пройденного лечения (задача лежит на психологах и взрослых, несущих ответственность за конкретного ребенка);
Вторичная профилактика (предупреждение рецидивов).

План месячника в школе по профилактике токсикомании может включать несколько видов мероприятий. Это могут быть:
1. Анкетирование на выявление знаний учащихся о проблемах наркотической, алкоголической и токсической зависимостей.
2. Выпуск санитарных бюллетеней на данную тему.
3. Классный час.
4. Круглый стол.
5. Проведение совместных рейдов с работниками специальных служб.
6. Проведение акций и спортивных соревнований.
7. Конкурс плакатов и школьных газет.

Если профилактические мероприятия не уберегли ребенка от развития зависимости, нельзя медлить, иначе он может навсегда остаться инвалидом. Читайте нашу статью о различных

Молодые люди часто склонны к поиску рискованных путей получения новых и ярких эмоций. Иногда этот фактор становится поводом для обращения к психоактивным веществам. На сегодняшний день профилактика токсикомании имеет большое значение, если мы говорим о детях школьного возраста и учащейся молодёжи. Именно подростки становятся жертвами этого негативного явления нашего общества.

Борьбу с токсикоманией необходимо начинать с мероприятий первичной профилактики, в которую должны обязательно входить следующие мероприятия:

  • антинаркотическая агитация и пропаганда;
  • активная пропаганда здорового образа жизни;
  • выявление в коллективе лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ;
  • объединение возможных токсикоманов в группу риска;
  • организация среди подростков группу риска периодических обследований и разъяснительных мероприятий;
  • организация здорового досуга подростков и молодёжи.

Особо нужно обращать внимание на опасность первичной наркотизации школьников и студентов. В своём большинстве, молодые люди начинают употреблять наркотики и заниматься токсикоманией из-за любопытства, поиска путей самоутверждения, желания проводить время «по взрослому». Мотивами, подталкивающими людей к токсикомании, может стать желание быть похожим на лидера своей компании, уйти от проблем в семье, стать независимым или найти своё место в определённой социальной группе. В отдельных случаях, токсикомания становится протестом, против поведения взрослых.

Риск возникновения токсикомании увеличивается, если подросток не имеет настоящих интересов, у него не сформированы духовные ценности и нет ясного понимания социальных установок семьи и общества. Дети, которые входят в группы риска, не могут противостоять большим психическим нагрузкам. Они плохо адаптируются к сложным ситуациям, тяжело переносят конфликты. Уменьшение влияния на подростков этих факторов поможет снизить опасность развития у них токсикомании.

Профилактика токсикомании комплексными методами

Важное внимание в работе с подростками группы риска необходимо уделять комплексным профилактическим действиям, которые должны снизить влияние негативных факторов социальной среды. К токсическим веществам обращаются подростки, у которых имеются различные патологии сознания, имеющие генетическую предрасположенность, дети наркоманов и алкоголиков, молодые люди, страдающие некоторыми психическими заболеваниями.

К профилактическим работам среди молодёжи должны быть подключены многие социальные и общественные службы. Важно не только проводить разъяснительные мероприятия, но и показывать подросткам последствия употребления токсических веществ, а так же акцентировать внимание на наказании лиц, занимающихся вовлечение несовершеннолетних в наркоманию и токсикоманию.

Важно своевременно выявлять лиц, употребляющих психоактивные вещества. Как только у человека будут замечены изменения в поведении, состоянии здоровья необходимо обращаться к врачу. Родителей должно настораживать неряшливое поведение ребёнка, наличие у него запаха химических веществ. Немотивированная слабость, головные боли, бессонница так же становятся поводом для беспокойства. Конечно, все эти признаки не обязательно будут показателем употребления токсических веществ. Обращение к терапевту и сдача анализов покажет конкретную причину недомоганий. Но, профилактика токсикомании лучший способ избежать серьёзных последствий в будущем.

Самодиагностика наркологических заболеваний практически не возможна. Только специалист может выявить токсикоманию, так как её внешние признаки бывают похожи на признаки других заболеваний. Если ребёнку будет поставлен диагноз токсикомания, то необходимо лечение, которое организуют наркологи, психологи и врачи других специальностей. Хорошие, доверительные отношения в семье – это лучший профилактик всех негативных привычек.

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения


Введение

1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

Список литературы


Введение

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды.

По данным официальной статистики в Кировской области фиксируется уровень заболеваемости наркоманией в 41,5 случаев на 100 000 населения. В реальности цифра намного выше, так как указанный выше уровень отражает число выявленных лиц и лиц, обратившихся за медицинской помощью. Медики также констатируют, что за последние годы значительно снизился возрастной порог первой пробы наркотиков – с 18 до 12 лет.

Сотрудники Госнаркоконтроля отмечают стремительное развитие химической промышленности, позволяющей в короткие сроки не только разрабатывать, но и производить в больших количествах вещества, вызывающие зависимость. Подобные «новинки» чаще всего проникают к нам из-за рубежа.

Тому яркий пример – курительная смесь «спайс», которая у нас в Кирове очень популярна среди молодежи. Зачастую оперативно оценить воздействие на организм человека и наносимый вред не всегда возможно по ряду причин. По мнению молодежи они, якобы не вызывают привыкания и не являются наркотиком. На самом деле – наличие в них наркотических средств доказано.

Так же вызывает опасение их доступность – даже после приема закона от 22 января, в клубах и развлекательных центрах города по сей день можно доступно купить подобную курительную смесь.

Данные СПИД-центра приводят еще одну страшную статистику – из 500 тысяч ВИЧ инфицированных – 80% заразились СПИДом при внутривенном введении наркотиков. Практически все 100% - молодежь, работоспособное население, будущее страны.

Таким образом, проблема наркозависимости и употребления психоактивных веществ имеет на сегодняшний день огромную социальную значимость. В связи необходимо вести работу на всех этапах – начиная от пропаганды здорового образа жизни и заканчивая работой с теми, кто уже вступил на путь зависимости от наркотиков.


1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

Наркомания - это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

Токсикомания - злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

С практической точки зрения все вещества, оказывающие то или иное влияние на центральную нервную систему и психику человека, можно подразделить следующим образом.

1. Вещества типа опиума(морфин, героин, синтетические аналоги морфина);

2. Кокаини препараты из него («крэк»);

3. Вещества, добываемые из индийской конопли(смолистый сок цветущих верхушек – гашиш, анаша, пыльца – « план», марихуана и другие части растения);

4. Снотворные, это в первую очередь производные барбитуровой кислоты(ноксирон, адалин, бромурал);

5. Стимуляторы центральной нервной системы, к этой группе препаратов относят также кофеин, чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте;

6. Транквилизаторы, которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическое опьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат, димедрол;

7. Психомемитические средства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий – ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, который даже после одноразового применения может способствовать развитию психозов и стойкой зависимости;

8. Органические растворители и средства бытовой химии;

9. Атропиносодержащие препараты – атропин, белладонна, астматол, это группа включает также лекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрической практике для лечения шизофрении и психозов – циклодол, артан, рампаркин, галоперидол;

10.Ненаркотические анальгетики – верозон, пирафен, новоцефальгин;

11.Никотиносодержащие препараты.

Самый популярный наркотик в молодежных клубах – это «экстази». «Экстази» - наркотик, обладающий возбуждающим и галлюциогенным действием, который выпускается в форме таблеток

Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим.

Политоксикомания – злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам .

Единой причины развития наркомании и токсикомании не существует, их множество и у каждого человека свои.

Мотивы наркомании и токсикомании:

Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

Достижение чувства полного расслабления;

Уход от чего-то гнетущего.

Одной из причин стремления к уходу от действительности с помощью наркотиков и ПАВ является нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости.

Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на "сохранение" собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия.

Неосторожное и зачастую легкомысленное обращение с материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации, приводящее к формированию "нездорового" интереса к потреблению и потребителям, "позитивного" к ним отношения.

Недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение "позитивных форм" досуга, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.

Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние ближайшего окружения в рядя случаев является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний. Алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска употребления наркотиков и ПАВ подростками. Недостаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей, дисгармоничные отношения в семье и т. д.

Употребление психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, может быть обусловлено различными психологическими (или психиатрическими) причинами. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийся отсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность; неумение занять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительной работы.

Наркомания - это болезнь коллективная. Если наркоман попадает в компанию, он может «заразить» и других, т.к. наркоманы стремятся к тому, чтобы и окружающие попробовали наркотик, тоже приобщились к этому увлечению. Тяжело и покинуть компанию наркоманов, т.к. они не дают никому выбиться из их стада, преследуют, всячески стараются помочь вернуться к наркотизации. Наркомания - это болезнь молодых, т.к. до старости они просто не доживают.

А начинают употреблять наркотики чаще в подростковом возрасте, больше всего подверженном отрицательному влиянию. Подростковый возраст - это период самоутверждения, отрицания общепринятых авторитетов, выбора собственных ценностей, когда особое влияние оказывает среда товарищей, авторитет лидера «своей группы». Чувство своеобразного коллективизма, стремление не отстать от сверстников, порой просто любопытство и желание отведать запретный плод, безделье и скука - вот некоторые из причин приобщения подростков и молодых людей к наркотикам.

Диагноз «наркомания» устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:

1. непреодолимое влечение к приему наркотиков (пристрастие к ним);

2. тенденция к повышению дозы принимаемого вещества (повышение толерантности);

3. психическая и физическая зависимость от наркотиков.

Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотических веществ. Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность, при которой наркотик принимают с целью избавления от плохого самочувствия, напряжения и дискомфорта. Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик употребляют для получения приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, прилива сил).

Физическая зависимость означает тягостные, мучительные ощущения в организме, вызванные прерыванием наркотизации. Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом - синдромом воздержания от наркотика, который возникает обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, доставляющее ему страдания, и будет пытаться любыми путями достать наркотик.

Клиническая картина морфинизма ярко показывает все этапы развития наркомании, от начальных проявлений до исхода. Уже при однократном приеме опия или морфия возникает эйфория (повышенное безоблачное настроение, все представляется в розовом свете, ощущение тепла в теле), что и является поводом к дальнейшему употреблению этих веществ. Опий наркоманы либо вдыхают при курении, добавляя в сигареты, либо употребляют внутрь, либо - в инъекциях. Морфин и его аналоги используют только в виде подкожных и внутривенных вливаний. Доза принимаемого препарата быстро нарастает.

Явления абстиненции возникают через 8-18 часов после приема наркотика, если он не принимался повторно. Сначала появляется слюнотечение, слезливость, зевота, потливость. Затем присоединяется тремор, «гусиная» кожа, расширяются зрачки, исчезает аппетит. Через 36 часов после последнего приема наркотического средства начинается озноб, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, появляется ломота в суставах, тошнота и рвота. Повышается тонус мышц брюшной стенки (живот, как «доска», иногда имитирует картину острого живота), возникают судороги мышц конечностей.

Максимально выражены симптомы зависимости от наркотика на 3-4 день, а постепенно стихают они к концу второй недели. Находясь в таком состоянии, больной возбужден, агрессивен, злобен, требует наркотиков или старается их достать любыми путями (идет даже на преступление). Прием определенной дозы морфия или опия снимает эти явления, и больному на некоторое время становится легче. Сначала наркоманы делают 1 инъекцию в день, затем 2-3 вливания.

При хронической интоксикации наркотическими препаратами изменяется внешний облик человека. Отмечается резкое похудание, волосы и ногти становятся ломкими, лицо одутловатым, кожа сухой с землистым оттенком. Зубы поражает кариес. На коже в местах вливаний препарата - следы уколов, рубцы, нагноения. Постепенно изменяется характер (личностная деградация).

Наркоманы становятся все более грубыми, эгоистичными, теряют интерес к работе, не исполняют семейных обязанностей. Поначалу они скрывают свое пристрастие к наркотикам, а затем начинают принимать их открыто. Для покупки наркотиков продают вещи из дома, совершают кражи, обманывают близких и знакомых. Добыча наркотика становится целью из жизни.

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

Химическая зависимость(наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

Объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);

Здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

Уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта(уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

На основании наблюдения и анализа документов психолог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Психологу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?» «Что нужно делать?», «Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Психолог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия психолог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков .

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков(при необходимости психолог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Работники социально-психологической службы школы осуществляют патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность(контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая – разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ .

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований .

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.

Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной .

К технологиям первичной профилактики относят социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические – цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Медико–биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне .

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения .

Медико – психологическая технология – цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико – биологическая технология – цель нормализация физического и психического развития, био – химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Технология третичной профилактики: Медико–психологические и психотерапевтические – цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития.

Социальные и педагогические – цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико – биологическая технология – цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия .

Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям/

Лечение проводится только в специализированном стационаре. Прежде всего больного лишают наркотика, либо сразу, либо постепенно в зависимости от длительности заболевания и величины принимаемой дозы. Такие наркотики как морфий, опий, барбитураты обычно отменяют, постепенно уменьшая дозы. Для купирования явлений абстиненции проводят дезинтоксикационную терапию, применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы), ноотропил, пирроксан. Необходимо лечебное питание, витаминотерапия.

Если больной в период абстиненции чувствует себя хорошо, то есть основания подозревать его в скрытом приеме наркотиков. Необходима психотерапия, трудовая и социальная реабилитация. Прежде всего следует отказаться от коллектива наркоманов, коренным образом изменить жизненные установки.

Это очень сложно, ибо «дружки» не дают покоя. Иногда необходимо поменять место жительства, сменить работу, профессию. Лечение от наркомании - процесс длительный. После пребывания в стационаре не менее 2 месяцев требуется еще длительная амбулаторная поддерживающая терапия. Только желание избавиться от болезни и установка на здоровый образ жизни могут привести к благоприятному исходу.

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:

Те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;

Те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурманивающих веществ

Те, кто не хотят и уже не могут освободиться от пагубного пристрастия.

Принципы поведения в отношении этих трех категорий лиц кардинально различаются. В первом случае начальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Во втором случае прежде всего следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к наркотикам, с которым он борется и от которого хочет избавиться. Наиболее трудный третий случай связан с одновременным выполнением обеих задач.
Какими же способами можно достичь их решения?

1-й вариант: Отдается предпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементов принуждения и наказаний.

2-й вариант: Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.

Общее в обоих вариантах лечения - требование обязательного соблюдения принципа добровольности.

Психотерапия лежит в основе воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Клинический психолог, работающий с наркоманами и токсикоманами, волен выбирать любой метод психотерапии, в связи со своим характером, мировоззрением, интересами, те психотерапевтические методы, которые ближе его личности, его представлениям о психиатрии.

В работе с наркозависимыми можно использовать нейролингвистическое программирование, эриксоновские техники наведения транса, гештальттерапию, психоанализ, техники психосинтеза, методики изменения мотивации экзистенциальной психотерапии, джексоновские гуманистические группы и множество других методик. Любой из таких подходов может быть как индивидуальным, так и групповым.

После того, как дезинтоксикация завершена, все усилия клинического психолога должны быть направлены на то, чтобы бывший наркоман изменил свои взгляды на мир, осознал необходимость полноценной жизни в обществе.

Это очень сложный процесс, и, в первую очередь, это не борьба с наркотиками, а борьба с желанием пациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни. Важен сам климат психотерапии, то есть проявление к человеку доброжелательности, понимание его проблем и прежде всего - как можно более частое и длительное пребывание в его обществе.

Родным и близким наркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При использовании психологом современных психотерапевтических подходов речь идет об изменении характера, фактически о перевоспитании личности, и мгновенные результаты на этом пути невозможны.

Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы пациент начал задумываться о своей жизни, начал понимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он сам. Даже если видимый результат психотерапии отрицателен, и молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его душе психотерапией зерно сомнения в собственном «праве колоться» обязательно «прорастет» и даст свой результат.

Клинические психологи, работающие с проблемами наркозависимости, говорят: главное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобы беря в руки шприц или даже задумываясь об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения. Если наркоман начал думать и сомневаться - это первый шаг к успеху терапии.

Среди многих направлений и вариантов современной психотерапии особого внимания заслуживает метод, основные принципы которого предусматривают следующее:

· восприятие подростка таким, каков он есть, признание его как личности и уважение к нему, невзирая на его поведение;

· естественность и аутентичность поведения психолога по отношению к своему подопечному. Не только восприятие его чувств, но и проявление собственных эмоций, вызванных откровенными признаниями подростка, при полном сохранении искренности.

Другой метод психотерапии, широко используемый в лечении наркоманов, заключается в изучении внутренних, индивидуальных переживаний подростка и формировании на этой основе его способности управлять своими эмоциями и ощущениями без применения наркотиков.

Психолог, изучая личностные особенности наркомана, должен обращать внимание как на его стремление к удовлетворению своих потребностей, так и на активность, связанную с самовыражением. Личность рассматривается психологом как единственная в своем роде индивидуальность, имеющая определенную цель жизни и активизирующая свои возможности.

Каждая встреча психолога и наркомана представляет собой совместное переживание, проходящее в атмосфере доверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиента образцом искренности. Чтобы достичь такого уровня сопереживания, необходимо овладеть искусством проявления своих чувств по отношению к самому себе и к другим, а также способностью восприятия чувств другого человека.

Весьма ценна система психотерапии, в которой ставится акцент на переживаемое наркоманом состояние, вызванное неумением найти смысл и цель жизни. Когда это состояние превысит определенный уровень, возникает особый вид невроза, который нередко становится причиной наркомании. Лечение такого невроза заключается в расширении круга духовных ценностей подростка, что облегчает ему возможность найти смысл своего существования.

Психотерапевтическая методика это как бы язык, на котором психолог разговаривает с пациентом. Системы таких языков складываются в реабилитационные программы.

Такие программы обычно разделяются не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам, которые они ставят перед пациентами.

Главной задачей таких программ является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Построение таких программ должно включать в себя:

· Развитие способности к самоосознанию и тренинг уважения к себе, как формы сопротивления влиянию наркотической среды;

· Тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

· Развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

· Тренинг творческих способностей;

· Тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;

· Развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

· Тренинг отказа, развитие способности сказать: «Нет»;

· Тазвитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции.

· Программы физического развития организма - двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности.


Заключение

За последнее время наркомания в России выросла почти в десять раз. Особую опасность обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди подростков. Каждый второй несовершеннолетний в возрасте 16 - 18 лет может легко назвать знакомых или друзей, употребляющие те или иные наркотические или психоактивные веществ.

Столкнувшись впервые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и даже тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад.

Именно их мы не должны бросать на произвол судьбы. Каждый человек имеет право на ошибки, тем более, если он их в последствии осознал. Нужно создавать и поддерживать уже существующие реабилитационные центры для таких людей.


Список используемой литературы

1. Ваисов С.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с.

2. Галагузова М.А., Л.В.Мардахаева – Методика и технологии социального педагога М: Издательский центр « Академия», 2008-192с.

3. Еременко Н.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с.

4. Коробкина З.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Изд: « Академия», 2002-192с.

5. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для педагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.

6. Нейк А.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.

7. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое руководство для педагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

8. Сирота М.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр « Академия», 2007-176с.

9. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. . М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

10. Хажилина И.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. Института Психотерапии,2002-228с.

11. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках. М: АСТ – Пресс Книга, 2008- 288с.

12. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М: Издательский центр « Академия», 2008-272с.