Что означает благословение. Что такое божье благословение в православии

Что значит «благословить»

Каждый христианин просит благословения у Бога, у епископа или священника на важные события своей жизни. Но, с другой стороны, верующие просят благословения и при обычной встрече со священнослужителем. Кроме того, понятие «благословение» присутствует в церковном богослужении. А каков библейский смысл этого слова? Попытаемся разобраться.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. Левая рука лишь поддерживает правую. Мы протягиваем обе руки из вящего уважения. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, никакой лодочки, никаких бортиков, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когда в гражданской, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Священником он быть не перестает, если одет не в одежду духовного покроя.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником: просит благословения.

Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану. Если присутствуют архиерей и священники, то испросить благословения нужно только у архипастыря, а знакомых священников приветствовать легким поклоном. Согласно церковному этикету священники не преподают благословения в присутствии святителя, который и для них самих является источником благословения.

Отсекая свою волю

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.

Только нужно соблюдать непременное правило. Если уж вы исполнились решимости поступить по воле Божией, раз вы ищете благословения (и это, безус­ловно, похвально), то не следует, что называется, «наводить» священника на желаемый вами ответ. По своему лукавству мы излагаем ситуацию так, что правильным будет казаться только желаемый нами ответ. И когда священник, стесненный нашими рамками, даст нам его, мы подымаем его как знамя, вещая всем его как волю Божию, а по сути - злую свою. И творим своеволие, прикрывая его священническим благословением.

Как правильно испросить благословение?

Если мы хотим взять на что-то благословение, то есть сознательно отсечь свою волю в пользу воли духовно опытного человека, священника, и поступить заведомо не как нам хочется, но как будет благословлено, указано, - тогда нужно с решимостью и надеждой на Бога обратиться к священнику, причем только к одному, не коллекционируя мнений и не выбирая. Вне зависимости от того, согласно или несогласно то, что вы услышали, с вашим собственным мнением, вам необходимо по этому благословению поступать.

Но от такого благословения нужно отличать духовный совет, когда мы, недоумевая о чем-то, советуемся с людьми духовно более опытными, выслушиваем их мнение - не как указание, благословение, а как точку зрения. В таком случае можно спросить и нескольких священников. Но не нужно лукавить в первую очередь с собой, и останьтесь честными пред Богом: если вы брали благословение, но, испугавшись неприятного, побежали потом за более мягким решением, то это, конечно, нечестно и неправильно. Если же вы искали советов и руководствовались тем из них, который сочли более разумным, то в этом нет ничего страшного.

Преподание мира

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся на святыню, а потом делаем поклон.

Благословен Бог!

Но задавались ли вы вопросом, отчего в молитвах, в Священном Писании встречаются такие, например, слова: «Благослови, душе моя, Господа»? Ключ к этому - в библейском, богословском значении слова. Для этого обратимся к нашему богослужению.

В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Кстати, здесь священник называет Бога священным ветхозаветным именем Яхве - Сый - Сущий. Это же имя пишут на иконах Христа.

Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Желтов отмечает: «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник это слово произносил только раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.

На самом деле если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» - «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь» - благословляет Господа. Здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду Бога.

И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова - это благословение Бога. Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.

Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он, осеняя крестным знамением просящего, произносит молитву, благословляя Бога, а Господь уже Сам дает благословение просящему. Или не дает - Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.

Дмитрий Романов

Благословение

(евр. бэрах; греч. эулогиа).
I.
Под Б. (противоположность см. Проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3) . Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; 48:15 и след.) , а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4) , имущество и окружение. Б. исполняется (Чис 22:6) , даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27) . Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3) ; Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48; 49) , а Моисей - колена Израилевы (Втор 33) . Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1Цар 25:27; 4Цар 5:15) .
II.
Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25) . Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; 12:3; 26:3) , но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3) , животных (Быт 1:22) , хлеб и воду (Исх 23:25) . Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13) . Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28) , владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11) , жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11) . Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8) . Цари также благословляют народ (Давид - 2Цар 6:18 ; Соломон - 3Цар 8:14 ). Получали Б. и жертвенные трапезы (1Цар 9:13) .
III.
Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.) , чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26) . Он благословил детей (Мк 10:16) , а перед вознесением - и Своих учеников (Лк 24:50) . Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; 15:29) . Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1Кор 4:12; 1Пет 3:9) .
IV.
Евр. и греч. слова, обозначающие "благословение", "благословлять", могут также употребляться и в значении "восхвалять", "прославлять", а также "благодарить"; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же - букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2,9; Мф 14:19; 15:36; 26:26; 1Кор 10:16) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Благословение" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, благословения, мн. нет, ср. (церк.). 1. Действие по гл. благословить благословлять. 2. Религиозно бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед… … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. благословить. 2. Обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. Б. Господне. С божьим благословением приступить к возведению храма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    благословение - (неправильно благословление) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Благословение - Благословение ♦ Benediction Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не… … Философский словарь Спонвиля

    - (калька с греч. εὐλογία) многозначный термин … Википедия

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ - [евр. ; греч. εὐλογία; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу одна из составляющих религ.… … Православная энциклопедия

    Благословение - Само слово «благословение» кажется несколько устаревшим, однако суть его остается достаточно значимой для каждого человека. Наверное, поэтому нам вполне может присниться, что мы даем, спрашиваем или получаем благословение. Д. Лофф… … Большой универсальный сонник

    Благословение - – этим словом обозначаются: в собственном смысле благословение (Эфес. 1, 3); благотворение (2 Кор. 9, 5); изобилие, приходящее от Божия благословения (2 Кор. 9, 6); благодеяние нуждающимся; позволение, взятое от старшего, напр., диаконом от… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    благословение - А. Человеческие благословения 1. Благословение священных предметов жертв: 1Цар 9:13 чаши Святого Причастия: 1Кор 10:16 2. Благословение других людей отец благословляет своего сына: Быт 27:1 40; Быт 48:15,16 семья благословляет уходящую дочь: Быт… … Библия: Тематический словарь

    благословение - испросить благословения действие, каузация получить благословение действие, получатель принять благословение действие, получатель просить родительского благословения действие, каузация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

благословение

благослове ние , благословения, мн. нет, ср. (церк. ).

1. Действие по гл. благословить-благословлять.

2. Религиозно-бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед венчанием.

3. Благодарность, хвала (книж. устар. ). Благословение судьбе.

С благословения (чьего-нибудь что-нибудь делать; разг. шутл. ) - с разрешения, с полного согласия (взято из монашеского обихода).

Словарь антонимов русского языка

благословение

проклятие

Православие. Словарь-справочник

благословение

1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы литургийный («Благословенно Царство...»; им же начинаются чин Крещения и чин Венчания), всенощного бдения («Слава Святей...») и обычный («Благословен Бог наш ...» – перед остальными богослужениями).

2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем».

Фразеологический словарь (Волкова)

благословение

С благословения (чьего- н. что- н. делать; разг. шутл. ) - с разрешения, с полного согласия [взято из монашеского обихода].

Я пойду домой, с вашего благословения .

Библейский Словарь к русской канонической Библии

благословение

благослов’ение - прославление, превознесение Господа словами (1Пар.29:10 ; Лук.2:28 ; 2Кор.11:31 ; Отк.5:13 ); призывание помощи и милости Божией на людей или предметы (Исх.32:29 ; Мат.14:19 ; Лук.2:34 ); помощь материальная или духовная (Прит.10:22 ; Рим.15:29 ; 2Кор.9:5 ).

Православный энциклопедический словарь

благословение

осенение кого-либо крестным знамением.

Словарь церковных терминов

благословение

1) Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возглас ы: литургийный ("Благословенно царство..."; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения ("слава Святей...") и обычный ("Благословен Бог наш..."; перед остальными богослужениями).

2) Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом "Мир всем".

Православная энциклопедия

благословение

1) благословение мирян: осенение верующих крестным знамением. Его совершают в строго определенные моменты церковных служб и предваряется возгласом «Мир всем». Благословить народ может как священник, так и архиерей;

2) начальный возглас иерея или архиерея, после которого начинается богослужение. Такие возгласы отличаются друг от друга в зависимости от характера службы. Например, литургию священник начинает возгласом «Благословенно царство.», а всенощную возгласом «Слава Святей.». Обычный же возглас начинается словами: «Благословен Бог наш.».

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

благословение

Благословение

♦ Benediction

Доброе слово, способное обратить слово в добро . Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не избавляют от необходимости добрых дел.

Библия: Тематический словарь

благословение

А. Человеческие благословения

1. Благословение священных предметов

жертв:

чаши Святого Причастия:

2. Благословение других людей

отец благословляет своего сына:

Быт 27:1-40; Быт 48:15,16

семья благословляет уходящую дочь:

Моисей благословляет Израильтян:

вожди благословляют людей:

Исх 39:43; Нав 22:6,7; 2Цар 6:18; 3Цар 8:14; 2Пар 31:8

священники благословляют людей:

Чис 6:24–26; 1Цар 2:20; 2Пар 30:27

пророк благословляет народ:

Чис 23:11,25,26

народ благословляет царя:

благословение как приветствие:

Руфь 2:4; 1Цар 15:13

дети благословляют свою мать:

Притч 31:28

заповедь благословлять врагов:

Лк 6:28; Рим 12:14

Б. Благословения Божии

1. Что(кого) благословляет Бог

природу:

день седьмой:

труд людей:

Втор 28:8,12

все человечество:

избранных людей:

Быт 9:1; Быт 24:1; Втор 2:7

богобоязненных людей:

Пс 1:1–3; Притч 3:13; Притч 16:20

тех, кто живет по Его заповедям:

Пс 40:2,3; Притч 14:21; Мф 5:3-11

дом праведного:

другие народы, помимо Израиля:

Быт 39:5; Ис 19:25; Иер 4:2

2. Что приносят благословения Божии

а. Благословения данного нам материального благополучия

общие положения:

Втор 7:13,14; Втор 28:2-14

мир и процветание:

здоровье, счастье и долголетие:

детей и счастливый дом:

богатый урожай и пищу:

Пс 66:6,7; Мал 3:10–12; Деян 14:17

дожди благословения:

б. Духовные благословения, данные нам

общие положения:

Ин 1:16,17; Еф 1:3

милость и благоволение Господа:

прощение грехов:

Пс 31:1,2; Рим 4:7,8

спасение:

мы - часть избранных Богом людей:

Рим 8:16,17,33,34

вечная радость:

духовная сила и мир:

Господь - Пастырь наш:

в. Благословение Авраама

впервые дано Авраму:

повторено Аврааму:

повторено Исааку:

повторено Иакову:

повторено потомкам Давида:

исполнено во Христе для Иудеев:

Деян 3:24-26

исполнено во Христе для язычников:

3. Кого благословляет Господь

бегущих греха:

уповающих на Господа:

чьи грехи прощены:

верящих Господу:

помышляющих о бедном:

избранных Господом:

живущих в доме Господа:

наставляемых Господом:

Больше всего на свете мы, христиане, жаждем благословения. Проснувшись утром, мы молимся: «Боже, благослови меня и мою семью, нашу церковь». Каждое богослужение начинается мольбой о благословении. Мы прекрасно знаем, для чего нам оно нужно: Божье «благословение обогащает, и печали с собой не приносит» (Пр.10:22). Однако мы мало задумываемся о том, кто имеет право на благословение. Не отсюда ли истоки циничной поговорки «Благословясь, не грех»?». Люди полагают, что Бог раздает благословения не глядя, направо и налево. Библия же учит, когда мы приходим с прошениями к Богу, Тот обращает внимание прежде на состояние сердца, а потом решает благословить или нет. Именно этому учит нас псалом 66.

1. Благословение дается смиренным!

Начальнику хора. На струнных [орудиях]. Псалом. Песнь. Боже! будь милостив к нам и благослови нас,

Мы живы только по милости Божьей (Плач 3:22). Важно понять: у нас нет никаких прав на Божьи блага, а Он нисколько не обязан их нам давать, потому что мы согрешили и лишены славы Божьей. Следовательно, мы не вправе требовать благословения, мы можем только смиренно просить Господа о нем. И согласно Божьему правилу, смиренные обретают благодать, а гордые остаются ни с чем (1 Петра 5:5).

Слово «смирение» обозначает не только «скромность». Среди его смысловых оттенков – «угнетённость», «жалкость», «бедность», «нищета», «уничиженность». Смирение возникает от осознания своей греховности и ничтожности в сравнении со святостью и величием Бога. Фома Кемпийский писал: «Кто себя вправду знает, тот низко о себе думает» .

Нам очень полезно проверить, насколько мы смиренны, чтобы иметь полноту Божьих благословений. Весли Дьюэл дает несколько полезных советов, как это сделать: «Измеряйте недостаток смирения у себя желанием получать хвалу от окружающих, желанием первенствовать, жаждой признания. Измеряйте недостаток смирения высоким мнением о себе самом, привычкой выставлять напоказ свои таланты, способности достижения. Измеряйте недостаток смирения тем, сколько часто вы обижаетесь и чувствуете себя оскорбленным, тем, насколько болезненно реагируете на презрительное отношение окружающих и тем, насколько сильно вас расстраивает их критика. Измеряйте нехватку смирения своим роптанием о своей незавидной доле и тем, насколько сильно вы ощущаете недовольство вами окружающих, сколь часто вы сплетничаете о родных и друзьях» .

Смиренный человек обладает мягким сердцем, готовым проливать слезы сокрушения, умиления и сострадания. Все святые были смиренными людьми. Они со слезами просили о ниспослании им Божьего благословения, глубоко сознавая, насколько они его недостойны. О патриархе Иакове, просившем Бога: «не отпущу, пока не благословишь меня», сказано: «Он боролся с Ангелом — и превозмог». Чем же превозмог Иаков Ангела — своим упорством или физической силой? Нет и нет! Он превозмог Ангела своим смирением! Пророк продолжает: «он плакал и умолял Его» (Ос.12:4)

Новый Завет повествует, что смиреннейший Иисус Христос не обошелся без слез. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7).

Так что, если хочешь иметь благословение – припади смиренно к ногам милосердного Бога. И Он, утешающий смиренных, утешит тебя Своим благословением. «Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор.33:3).

2. Благословение дается миссионерам!

освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.

В этих словах выражены миссионерские устремления, побуждающие молить о благословении: «дабы познали на земле путь Твой». Иначе это можно было бы выразить так: «Господи, благослови нас стать миссионерским народом»! Псалмопевец просит Бога осветить Израиль светом лица Своего. Значит, сам по себе народ Божий не является источником света. Он может лишь отражать падающий на него свет лица Божьего, как отражают ночью свет автомобильных фар дорожные знаки. Без света лица Божьего мы пребываем во тьме, но, будучи освещены Им, способны указать другим путь к благословению.

Именно для этой важной исторической задачи был избран Израиль. Он должен был принести в языческий мир познание о Боге и Его праведных законах. Однако распространение познания Бога в языческом мире могло осуществиться лишь в том случае, если бы эти законы работали в самом Израиле.

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» — (Второзаконие 4:5-9).

К сожалению, Израиль не выполнил своей миссии. Поэтому Бог передал это служение людям, принадлежащим к прочим народам, но принявшим Евангелие. Но святая жизнь верующих людей в большей мере способна убедить неверующих принять Благую Весть, чем тысячи сказанных слов. Христос сказал: «Потому узнают все, что все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Какое мудрое наблюдение – делиться плодами праведной жизни. Недаром Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

Стремимся ли мы обрести благословение для того, чтобы нести Благую весть погибающим? Без этого мы не можем с полным правом называться христианами! Сперджен спрашивал: «у вас нет желания, чтобы другие спаслись? Тогда вы сами не спасены. Будьте в этом уверены»! И далее он продолжал: «Если ад должен быть наполнен, пусть он, по крайней мере, будет наполнен в противодействие нашим усилиям, и пусть никто не окажется там без предупреждения и молитвы за него».

3. Благословение дается славящим Бога!

Тот, кто обрел спасение, стремится более и более познавать Бога. Ключевая истина в познании Бога – это истина о Божьем всевластии. Тот, кто познает всевластие Бога, будет вдохновлен прославлять Бога за него. В псалме указывается три удивительные характеристики Божьего всевластия, наполняющие сердце радостной хвалой:

1) Божье всевластие абсолютно: Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена. Власть Господа распространяется не только на большие, но и на малые народности. В пророчествах Исайи, Иеремии, Даниила Бог обращается к ним со словом увещевания или осуждения (Ис.13, 15 главы). Бог не забыл и великую многонациональную Россию, ведь и в ней есть церкви Божии, и в ней проповедуется Евангелие..

2) Божье всевластие праведно: ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Библия говорит, что Бог судить племена за идолопоклонство, гордость, жестокость, пролитие невинной крови, мздоимство, ложь, пьянство, блуд. Эти суды происходят через стихийные бедствия, войны, пленение, хозяйственная разруха, и даже полное истребление нации. Вавилон, Ассирия, Египет, Сирия, Израиль, Греция, Римская империя – вот неполный перечень стран, который были подвержены Божьим судам.

Показателен опыт Вавилонского царя Навуходоносора, который был праведно наказан Богом за превозношение. «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо (Даниил 4:26-34).

3) Божье всевластие радостно: Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все !

Ничто так не утешает и не укрепляет в скорбях, как вера во всевластие Бога. Одна верующая женщина, перенесшая тяжелую операцию, говорила мне: «Только одно утешает меня в болезни – Бог все держит под контролем. А это значит, Он царствует»! Псалмопевец желал, чтобы Божье всевластие вызывало у людей радостное восхваление.

В своем романе «Камо грядеши» Сенкевич описывает сцену казни большой группы христиан на цирковой арене. Их должны были растерзать голодные львы. И вдруг произошло невероятное – христиане опустились на колени и запели гимн «Господь царствует»! Они не пели: «Господи помилуй» или «Господи, избавь», но «Господь царствует». Эта радостная хвала перед лицом мученической смерти потрясла язычников — такого мир еще никогда не видел. Бог оставался Царем и в тот трагический час и короновал мучеников венцами славы.

4. Благословение дается нуждающимся!

Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.

Мы — люди нуждающиеся. Наше физическое существование зависит от дождей и плодородной почвы. При благоприятном взаимодействии этих факторов растут и созревают хлеб, фрукты и овощи, и наступает радостный праздник жатвы. Библия говорит, что этими факторами управляет Бог. Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Вот почему праведники просят Бога о хлебе насущном.

Библия предупреждает, что не всегда и не всем будет даровано благословение хлеба и воды. Поддержание нашего существование оправдано лишь тогда, когда мы живем для того, чтобы свидетельствовать о Христе. Пропитания достойны миссионеры, остальные воруют хлеб у Бога!

Новостные агентства содержат нерадостные прогнозы относительно достатка продовольствия. «Рост мировых цен на продовольствие может повлечь за собой голодные бунты. Такое заявление сделал министр сельского хозяйства Франции Брюно Ле Мер (Bruno Le Maire) на совместной пресс-конференции с генеральным директором Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Жаком Диуфом (Jacques Diouf). Об этом сообщает AFP.

Накануне ФАО в официальном пресс-релизе сообщила, что мировые цены на продукты питания в очередной раз достигли исторического максимума. В январе текущего года продовольственный индекс цен ФАО (включает цены на зерно, масличные культуры, молочные продукты, мясо и сахар) вырос на 3,4 процента по сравнению с декабрем и составил 231 пункт — самой высокой отметки с 1990 года, когда ФАО начала измерять индекс.

При этом в ФАО отметили, что цены на продовольствие, скорее всего, останутся высокими в течение ближайших месяцев. При этом сильнее всего могут пострадать Китай, Индия, Индонезия и Россия, передает CBC News.

Рост цен на продукты питания, как считают в ФАО, является одной из основных причин текущих беспорядков в Египте и декабрьских волнений в Тунисе. В 2007-2008 годах, когда индекс цен ФАО составил около 200 пунктов, продовольственная инфляция спровоцировала голодные бунты в 61 стране. (http://www.lenta.ru/news/2011/02/04/riot/)

Грядущая великая скорбь, свидетельствует книга Откровения 6:5-6, будет отмечена голодными временами. Царство антихриста не будет иметь благословения в продуктах питания.

Имея все это в виду, будем дорожить благами, которые дает нам Господь, и не перестанем просить о них!

5. Благословение дается благоговеющим!

Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. (Псалтирь 66:1-8)

Правильное отношение к Богу можно передать словом благоговение . В тексте псалма это выражено словами «да убоятся». Почему благоговение так важно?

Благоговение характеризует верное восприятие Бога, как Бога . Верное восприятие Бога определяет верный характер поклонения, взаимоотношений с Ним. И лучшей иллюстрацией тому являются взаимоотношения Авраама с Богом. Авраам был назван «другом Бога». От него не хотел скрыть Создатель Свое решение истребить развращенные города Содом и Гоморру.

Существует ошибочное мнение, что, имея с Богом тесную дружбу, мы можем позволить себе некоторую раскрепощенность в отношениях с Ним. Именно так вела себя одна «христианка»: «Господи! если Ты не дашь мне жениха, я пойду в мир!» Или: «Бог! Ты сегодня прямо таки молодец!». Однако не так ведет себя Авраам! В доверительном разговоре с Богом он признается. «… вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». (Бытие 18:27) Выражения «решился говорить», «Владыка», «прах и пепел» показывают — чем ближе человек к Богу, тем смиреннее он себя ведет. Между нами и Богом такое же великое различие, как между художником и его картиной.

Также благоговение пред Богом сохраняет нас от греха . Когда братья Иосифа обеспокоились тем, не отомстит ли он за их прошлые преступления, они услышали такой ответ: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21). Братья успокоились только потому, что знали: боящийся Бога брат не станет грешить мщением.

Благоговение приносит множество благ во все сферы жизни. Это весьма выразительно показано в 111 псалме:

1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его .

Это радостное провозглашение подкрепляется рядом доказательств:

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Бог ради благоговения одного благословит многих.

3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

Бог дарует благоговеющим необходимые земные блага.

4 Во тьме восходит свет правым;

В темные периоды жизни праведник будет иметь свет утешения или просвещения, указание, как ему верно поступить.

благ он и милосерд и праведен. 5 Добрый человек милует и взаймы дает ;

Благоговеющий перед Богом человек окажет помощь ближнему в его нужде.

он даст твердость словам своим на суде.

Если волей Господа праведник будет судим за свою правду, он, подобно Стефану (Деян. 7 гл.), будет благословен в своем свидетельстве.

6 Он вовек не поколеблется;

Боящийся Господа человек устойчив на путях веры и не изменяет Господу

в вечной памяти будет праведник.

Пример его жизни будет храниться в памяти людей, а также будет записан в книге памяти пред Богом (Мал.3:16)

7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Праведник не будет подвержен страхам среди клеветы и перед врагами.

9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

Праведник не боится трат на других. Его судьба непроста, но славна.

10 Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Нечестивые, в конце концов, увидят превосходство праведника, им станет досадно, что они проиграли и напрасно растратили драгоценную жизнь на греховные вещи. Их существование окончится полным крахом, в то время как жизнь праведника будет процветать в блаженной вечности. Будем же людьми, имеющими законное право на Божьи благословения!

Осенять, давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, дозволять Словарь русских синонимов. благословлять 1. см. одобрять. 2. см. благодарит … Словарь синонимов

БЛАГОСЛОВЛЯТЬ, благословляю, благословляешь. несовер. к благословить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Благословлять - можно или словами, или делами. Словами, когда кто либо призывает на человека помощь и благодать Божию (Мат. 21:9; Лук. 6:28) или благословляет Бога, выражая благодарность и хвалу (Луки 1:64; Римлянам 1:25), или же благословляет предмет, с… … Словарь библейских имен

I несов. перех. 1. Совершать обрядовое действо крестное знамение, сопровождающееся произнесением слов молитвы, просящих Бога [Бог I] оказать покровительство или помощь кому либо в новых жизненных обстоятельствах или в каком либо важном, трудном… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Проклинать … Словарь антонимов

благословлять - благословл ять, яю, яет … Русский орфографический словарь

благословлять - (I), благословля/ю, ля/ешь, ля/ют … Орфографический словарь русского языка

благословлять - см. благословить … Популярный словарь русского языка

См. Благословить … Энциклопедический словарь

благословлять - хвалить, величать, славить, желать добра … Cловарь архаизмов русского языка

Книги

  • Ежедневно благословляйте своих детей , Своуп Мэри Руфь. Книга о том, как благословения могут изменить жизнь ваших детей и вашу собственную жизнь. Автор учит, как благословлять детей и внуков, и показывает, какие плоды приносят благословения. 8-е…
  • О кресте и воскресении , Преподобный Амвросий Оптинский. Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) - священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах, почитался при жизни как старец. Он является одним из прообразов старца…