Цицерон история создания. Цицерон – краткая биография

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политические взгляды

Государственная деятельность

Заговор Катилины

Изгнание

Творчество

Цицерон в веках

цицерон марк тулий

Происхождение и воспитание Цицерона

Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. А также учитель и кумир Аврелия Августина - основателя августинизма.

Отец Цицерона принадлежал к всадническому сословию; вместе с детьми он переселился в Рим, где они под наблюдением оратора Красса получили греческое образование. Большое влияние на воспитание Цицерона оказали поэт Архий, ораторы Марк Антоний, философ-эпикуреец Федр, философ-стоик Диодот. Право Цицерон изучал под руководством братьев Муциев Сцевол - понтифика и авгура. Первую судебную речь "В защиту Росция" он произнес в 81 в деле против Хрисогона - любимого вольноотпущенника диктатора Суллы. В период разгула проскрипционных казней Суллы это был рискованный шаг со стороны Цицерона. Тем не менее он выиграл процесс и, спасаясь от гнева Суллы, удалился в Афины, где изучал греческую философию и ораторское искусство.

Цицерон спрашивал Дельфийского бога, как ему достичь великой славы, и Пифия в ответ повелела ему руководиться в жизни собственною природой, а не славою у толпы. Вернувшись в Рим, Цицерон первое время держал себя очень осторожно и не спешил занимать должность, а потому не пользовался никаким влиянием и часто слышал за спиною: «Грек!», «Ученый!» - самые обычные и распространенные среди римской черни бранные слова. Но по натуре он был честолюбив, и стал выступать защитником в суде и достиг первенства не постепенно, но сразу, стяжавши громкую известность и затмив всех, кто ни подвизался на форуме. Он насмехался над ораторами, которые громко кричат, и говорил, что они по своей немощи не в состоянии обойтись без крика, как хромые без лошади. Насмешки и шутки подобного рода казались изящными и вполне уместными в суде, но Цицерон злоупотреблял ими, и многим это не нравилось, так что он прослыл человеком недоброго нрава.

Политические взгляды

Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Главные достоинства определения понятия «государство», являются:

1. Народ - это особая общность людей;

2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Государственная деятельность

Цицерон был избран квестором как раз в ту пору, когда в Риме не хватало хлеба, и, получив по жребию Сицилию, сперва пришелся не по душе сицилийцам, которых заставлял посылать продовольствие в столицу; затем, однако, они узнали его ревностное отношение к службе, его справедливость и мягкость и оказали ему такие почести, каких никогда не оказывали ни одному из правителей. А когда много знатных молодых римлян, служивших в войске, предстали перед судом сицилийского претора - их обвиняли в неповиновении начальникам и недостойном поведении, - Цицерон блестящей защитительной речью спас обвиняемых. Гордый всеми своими успехами Цицерон возвращался в Рим, и по пути, как с ним произошел забавный случай. В Кампании ему встретился один видный римлянин, которого он считал своим другом, и Цицерон, в уверенности, что Рим полон славою его имени и деяний, спросил, как судят граждане об его поступках. «Погоди-ка, Цицерон, а где же ты был в последнее время?» - услыхал он в ответ, и сразу же совершенно пал духом, ибо понял, что молва о нем потерялась в городе. Но затем, поразмысливши и напомнив себе, что борется он за славу, а слава бесконечна и досягаемых пределов не ведает, - он сильно умерил свои честолюбивые притязания.

С жаром приступая к делам управления, он считал недопустимым, что ремесленники, пользующиеся бездушными орудиями и снастями, твердо знают их название, употребление и надлежащее место, а государственный муж, которому для успешного исполнения своего долга необходимы помощь и служба живых людей, иной раз легкомысленно пренебрегает знакомством с согражданами. Сам он взял за правило не только запоминать имена, но и старался выяснить, где кто живет, где владеет землею, какими окружен друзьями и соседями. Поэтому, проезжая по любой из областей Италии, Цицерон без труда мог назвать и показать имения своих друзей.

Состояние Цицерона было довольно скромным, - хотя и целиком покрывало его нужды и расходы, - и все же ни платы ни подарков за свои выступления в суде он не брал, вызывая восхищение.

У него было хорошее поместье близ Арпина и два небольших имения, одно подле Неаполя, другое около Помпей. Кроме того в приданое за своей супругой Теренцией он взял сто двадцать тысяч драхм и еще девяносто тысяч получил от кого-то по завещанию. На эти средства он жил и широко и, вместе с тем, воздержно, окружив себя учеными греками и римлянами, и редко когда ложился к столу до захода солнца - не столько за недосугом, сколько по нездоровью. Отцовский дом он уступил брату, а сам поселился у Палатина, чтобы не обременять далекими хождениями тех, кто желал засвидетельствовать ему свою преданность, ибо к дверям его что ни день являлось не меньше народу, чем к Крассу или Помпею, которых тогда чтили как никого в Риме, первого - за богатство, второго за огромное влияние в войске. Да и сам Помпей оказывал Цицерону знаки уважения, и деятельность Цицерона во многом способствовала росту его славы и могущества.

Должности претора Цицерон искал вместе со многими значительными людьми и все же был избран первым. По общему мнению, он был безукоризненным и очень умелым судьею.

Заговор Катилины

Консульство 63 года стало апогеем политического успеха Цицерона. Ему удалось раскрыть заговор Катилины, стремившегося захватить в Риме власть, устроив предварительно поджоги и расправу над политическими противниками. Убить Цицерона заговорщикам не удалось, сам же консул в нескольких сенатских речах против Катилины, ставших хрестоматийными примерами политического ораторского искусства, добился осуждения и казни заговорщиков. Раскрытие заговора принесло Цицерону громкую славу, даже неподкупный Катон назвал его "отцом отечества".

Однако чрезмерное тщеславие Цицерона, вынуждавшее его во всех своих речах превозносить самого себя, вызывало у многих недовольство. В это время, Плутарх пишет:

«Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … Он наводнил похвалами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Изгнание

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание.

Едва только стало известно, что Цицерон бежал, Клодий провел голосование об его ссылке и издал указ, чтобы в пределах пятисот миль от Рима никто не давал изгнаннику огня и воды и не пускал его под свой кров. Нигде, однако, не желали исполнять этот указ - слишком велико было уважение к Цицерону; его повсюду принимали с полным дружелюбием и заботливо провожали дальше в дорогу. Изгнав Цицерона, Клодий сжег и загородные его жилища, и городской дом и на месте последнего выстроил храм Свободы. Остальное имущество изгнанника он назначил к продаже, но напрасно глашатай день за днем объявлял о торгах - никто ничего не покупал. Сторонникам аристократии поступки Клодия внушали настоящий ужас, когда же он, увлекая за собою народ, чья дерзость и наглость уже перешла всяческие границы, принялся за самого Помпея и стал поносить некоторые его распоряжения, сделанные во время походов, Помпей, чувствуя, как слава его колеблется, пожалел о том, что бросил Цицерона на произвол судьбы. Теперь он прилагал все усилия, чтобы с помощью друзей Цицерона возвратить его из ссылки, и так как Клодий ожесточенно сопротивлялся, сенат постановил не решать ни единого из общественных дел, пока Цицерон не получит позволения вернуться.В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки.

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто - Цезарь или Помпей - будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

Творчество

Речи. Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Трактаты. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

Бумага не краснеет, бумага все терпит

Когда гремит оружие, музы молчат

Отец истории - такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

О времена! О нравы! - Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины.

Оппозиция Марку Антонию и смерть

После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон с братом Квинтом находился тогда в своем имении близ Тускула. Узнав, что оба они объявлены вне закона, они сочли за лучшее добраться до Астуры, небольшого приморского поместья Цицерона, а оттуда плыть в Македонию, к Бруту: уже ходили слухи, будто власть в тех краях принадлежит ему. Их несли в носилках - от горя они обессилели, - и, часто отдыхая дорогой и ставя рядом носилки, они вместе оплакивали свою судьбу. Квинт предлагал, чтобы Цицерон ехал вперед, а он-де догонит брата позже, запасшись дома всем необходимым. Квинт спустя несколько дней был выдан собственными рабами и убит вместе с сыном, а Цицерон прибыл в Астуру и, найдя судно, тотчас поднялся на борт. С попутным ветром они плыли вдоль берега до Цирцей. Тем временем подоспели палачи со своими подручными - центурион Геренний и военный трибун Попилий, которого Цицерон когда-то защищал от обвинения в отцеубийстве. Найдя двери запертыми, они вломились в дом силой, но Цицерона не нашли, а все, кто был внутри, твердили, что знать ничего не знают, и лишь какой-то юнец, по имени Филолог, получивший у Цицерона благородное воспитание и образование, вольноотпущенник его брата Квинта, шепнул трибуну, что носилки глухими тенистыми дорожками понесли к морю. Цицерон услыхал топот и приказал рабам остановиться и опустить носилки на землю. Подперев, по своему обыкновению, подбородок левою рукой, он пристальным взглядом смотрел на палачей, грязный, давно не стриженный, с иссушенным мучительной заботою лицом, и большинство присутствовавших отвернулось, когда палач подбежал к носилкам. Цицерон сам вытянул шею навстречу мечу, и Геренний перерезал ему горло. Так он погиб на шестьдесят четвертом году жизни. По приказу Антония, Геренний отсек ему голову и руки, которыми он писал «Филиппики». Цицерон сам назвал речи против Антония «Филиппиками», и это название они сохраняют по сей день.

Из записей Плутарха: Слыхал я, что как-то раз, много времени спустя, Цезарь пришел к одному из своих внуков, а в это время в руках у мальчика было какое-то сочинение Цицерона, и он в испуге спрятал свиток под тогой. Цезарь заметил это, взял у него книгу и, стоя, прочитал большую ее часть, а потом вернул свиток внуку и промолвил: «Ученый был человек, что правда, то правда, и любил отечество».

Цицерон в веках

Цицерон, несомненно, принадлежал к той особой породе людей, на долю которых еще при жизни выпадает сладкое бремя славы. Но прижизненная слава эфемерна, Цицерон же удостоился несравненно большего: его имя навсегда вошло в историю, и в частности в историю мировой культуры.

Цицерон широко известен как оратор - его имя даже стало нарицательным, - менее известен как политический деятель и почти неизвестен как философ и ученый. Такое распределение «аспектов» его посмертной славы не случайно. Именно как представитель ораторского искусства и римской литературы, как блестящий стилист он вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имеет отношение к такой эпохе и к таким событиям, которые ныне интересуют главным образом историков и, наконец, как философ и ученый он не признается обычно крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области новое слово.

Тем не менее облик Цицерона рисуется, быть может, более ярко и живо, чем портреты многих выдающихся деятелей, живших совсем недавно или бывших даже нашими современниками. Правда, когда мы имеем в виду мнение о Цицероне как о человеке, мнение, сложившееся в веках, начиная от самой древности и кончая нашим временем, то оно едва ли может быть названо лестным. Цицерон-человек, пожалуй, даже в еще большей мере, чем политический деятель, подвергается, как правило, решительному осуждению.

Человек талантливый, широко образованный, обладающий острым умом и замечательным даром слова, он вместе с тем болезненно честолюбив, мелочно тщеславен, безудержно хвастлив, неустойчив, нерешителен, легко воспламеняется, но так же легко и при малейшей неудаче падает духом, поддается влияниям, лицемерен, лжив и, наконец, даже труслив. Таков набор тех качеств, которыми обычно характеризуется Цицерон как человек.

Неумирающее, непреходящее значение Цицерона и вечно живой интерес к нему объясняются прежде всего тем, что он жил и действовал в великую и драматическую эпоху не только римской, но и мировой истории, в такую эпоху, когда впервые - столь наглядно и в таком грандиозном масштабе - республиканский строй, всеми своими корнями связанный с античной полисной демократией, сменялся тоталитарным режимом поистине мировой империи. И хотя в самом начале главы было сказано, что эта эпоха интересует в наше время сравнительно немногих, но все же каждый, кто по тем или иным причинам заинтересуется ею, уже не сможет избежать ее мощного воздействия и не оценить в полной мере ее огромное историческое значение.

Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем хотя бы потому, что современная (обычно называемая европейской) цивилизация - прямая наследница римской античности. Это известно достаточно широко, это общепризнано, но в связующей цепи одним из немаловажных звеньев был сам Цицерон - его личность, его деятельность, его наследие.

Этот особый характер посмертной славы сумел предугадать один из его современников, который про Цицерона сказал так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства». Современником, сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.

Список использованной литературы

Плутарх. Сравнительные жизнеописания, М.: Издательство «Наука», 1994.

С.Л.Утченко. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972.

Бобровникова Т. А. Цицерон: интеллигент в дни революции, М., Молодая гвардия. 2006.

К. Куманецкого, История культуры Древней Греции и Рима.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Марк Туллий Цицерон как великий оратор, писатель и политический деятель. Особенности консульства Цицерона и раскрытия знаменитого заговора Сергия Катилины. Деятельность в изгнании и возвращение в Рим. Последние годы деятельности и убийство Цицерона.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Становлення поглядів Марка Тулія Цицерона - римського оратора, юриста, державного діяча та мислителя, його ораторське мистецтво та ідеали. Оратор Цицерон як політичний діяч та великий ритор античного світу. Вклад Цицерона у світову історію та культуру.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Политические взгляды Цицерона в различные периоды Римской империи. Приверженность Цицерона республиканскому строю и его борьба с противниками республики. Огромное значение роли Цицерона в развитии римского республиканизма и всей мировой культуры.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Биография Аристотеля, ученого и философа, сущность его психологического учения. Платон как миротворец и утопист, его идеи о государстве. Взгляды Марка Тулия Цицерона в области политики. Схема иерархии способностей как функции души по Аристотелю.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Борьба Цицерона против Марка Антония. Особенности его речи ("Первая филиппика"). Гражданская война между Марком Антонием и Октавианом. Переговоры между Октавианом, Антонием и Лепидом на острове на реке Рен. Составление ими проскрипционного списка.

    статья , добавлен 13.01.2010

    Принадлежность латинского языка к индоевропейской языковой семье. История развития латыни. Адвокат, политик, писатель Марк Тулий Цицерон и его роль в развитии латинской прозы. Слава оратора, первый литератор Золотого века. Литературный стиль Цицерона.

    реферат , добавлен 27.11.2011

    Возникновение римской государственности. Реформа Сервия Туллия. Реформа Сервия Туллия повлияла на становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства. Рим - могущественная держава.

    реферат , добавлен 26.04.2006

    Социально-политическая обстановка в Риме, условия и причины кризиса римской республики. Борьба Цицерона против демократического движения в Риме в середине I века до н.э. Этапы первого и второго заговора Катилины. Программа и социальный состав движения.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Историческая ценность римского скульптурного портрета. Статуя капитолийской волчицы. Скульптуры Нума Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Туллия, Гая Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Калигулы, Тиберия, Нерона, Марка Аврелия, Тита, Траяна и Константина.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Возникновение римской государственности. Реформа Сервия Туллия. Реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

Марк Туллий Цицерон (рожд. 3 января 106 год до н. э. - смерть 7 декабря 43 год до н. э.) - древнеримский политический деятель, оратор, философ, консул.

Детство и юность

Марк Туллий Цицерон родился 3 января в поместье поблизости Арпина. Род его принадлежал к сословию всадников. Цицерон получил хорошее воспитание под руководством своих родителей. Потом отец привез его и младшего брата Квинта в Рим, где имел собственный дом, и отправил учиться в общественную школу к самым лучшим греческим учителям. В те времена в Риме жил греческий поэт Архий, занимавшийся объяснением богатым римлянам произведений греческой поэзии.

Отец Цицерона не побоялся издержек, чтобы доверить своего много обещавшего сына этому наставнику, и 15-ти летний мальчик до такой степени сильно пристрастился к поэзии, что не без успеха пробовал в ней свои силы. Его юношеские стихотворения являлись опытами, которые вели Цицерона к настоящему его призванию - красноречию, в котором он впоследствии отличался таким необыкновенным искусством.

В 16-ти летнем возрасте с Цицерона, по римскому обычаю, было публично снято детское платье, и он был облачен в мужскую тогу. Во время этого торжества его сопровождали все друзья и клиенты семьи на форум, а оттуда в Капитолий, где им было получено торжественное посвящение. С этого времени Цицерон начал заботиться о том, чтобы приобрести те познания, которые необходимы для занятия государственных должностей.

Обучение

К таким наукам относилось красноречие и всестороннее знание государственного устройства и римского права. Римское право Цицерон изучал под руководством замечательных знатоков, обоих Сцевол, авгура и жреца, слушая их беседы с огромным вниманием. Вместе с тем он с большим рвением занимался риторическими упражнениями. Каждый день Цицерон читал, писал или переводил что-то и, если знакомился с каким-либо замечательным произведением, то всякий раз повторял вслух все содержание и порядок развития основной мысли книги или перед самим собой, а еще чаще перед собранием своих друзей; это он делал до самого преклонного возраста.

Такого рода усиленные занятия прерывались только на самое короткое время, когда Цицерон в 89 году участвовал в походе во время союзнической войны. По окончании похода Цицерон тотчас же вновь принялся за свои ученые занятия и обратил особое внимание на философию. Философию вначале преподавал Цицерону эпикуреец Федр, потом академик Филон, а под конец стоик Диодот. Цицерон изучал произведения великих греческих философов и старался усвоить себе их взгляды на богов и мир, на назначение человека, на сущность души, на правду и справедливость, на добродетели и пороки, на законы, нравы и обычаи, на государственные учреждения и воспитание.

Он занимался сравнением их учений между собой, вступал в беседы об изучаемых предметах с опытными людьми и выслушивал их разъяснения многих трудных мест в творениях других писателей. Благодаря такому способу, Цицерон в скором времени приобрел искусство говорить целыми часами изящно и связно, не подготавливая заранее своих речей. Он не прерывал и письменных занятий и таким образом одновременно смог достичь замечательного искусства как в письменном, так и в устном изложении своих мыслей.

Для того, чтобы практически подготовиться к занятиям красноречием, Цицерон каждый день приходил на судебные заседания, где мог слушать обвинительные и защитительные речи. Образцом в судебном красноречии он избрал знаменитого адвоката Гортензия. После такой подготовки Марк Туллий Цицерон решился в конце концов сам выступить публично в качестве защитника.


Он выступил адвокатом некоего Росция из Америя. Он был обвинен в отцеубийстве, и всем было известно, что за обвинителями скрывается любимец Суллы Хрисогон, который за бесценок купил имущество убитого. Цицерон в своей речи не побоялся заклеймить всесильного Хрисогона, и юношу оправдали. Остерегаясь преследования со стороны Суллы, молодой оратор вместе с братом уехал в Грецию и Малую Азию. Здесь он осмотрел достопримечательности знаменитых городов, посетил известнейших, ораторов и философов, провел шесть месяцев в Афинах и ежедневно упражнялся с самыми искусными и опытными греческими учителями в философских беседах и обыкновенных разговорах; при этом он так хорошо научился говорить по-гречески, что в нем почти не замечали чужеземца.

Там же Цицерон свел дружбу на всю жизнь с римским всадником Титом Помпонием, который в течении многих лет занимался науками в Афинах и имел прозвище Аттика. На обратном пути Цицерон посетил остров Родос. Там он был удостоен величайшей похвалы своему искусству. В те времена на Родосе жил один из известных учителей красноречия, Молон.

Цицерон начал посещать его школу. Когда он явился, учитель задал ему тему для речи без предварительной подготовки. Цицерон тотчас стал говорить и в изложении и развитии темы высказал такое изобилие мыслей, такое редкое изящество выражения и такую благородную плавность и благозвучность речи, что, когда он закончил, зала огласилась громкими рукоплесканиями. Лишь один Молон оставался сидеть безмолвно на своем кресле, и это беспокоило молодого оратора. Но когда один из учеников спросил Молона о причине его молчания, тот ответил: «Ты меня сильно огорчил, Цицерон; твои предки отняли у нас свободу, достояние и власть, но оставили нам славу искусства и ума. Ты же уносишь с собою за море и эту славу».

Начало политической карьеры

Тем временем умер Сулла. Цицерон вернулся в Рим и начал заниматься адвокатской деятельностью, пока не достиг столь желанного 31 года, возраста, когда он, по римским законам, получил право добиваться звания квестора, самой низшей государственной должности. Для того, чтобы народ мог ознакомиться с кандидатами, эти кандидаты на протяжении какого-то времени расхаживали среди народа, приветствовали каждого гражданина его именем (при этом пользовались услугами рабов, которые знали в лицо всех граждан) и дружеским пожатием руки просили подать за них голос в день выборов. Они ходили в белой тоге, которая называлась «тога кандида», отсюда и название «кандидат», дожившее доныне.

Цицерона, которого уже давно полюбили за его речи, был выбран огромным большинством голосов на одну из 20-ти квесторских должностей, которые раздавались каждый год. Каждый проконсул и каждый претор получали к себе в провинцию такого квестора, и Цицерону по жребию выпала Сицилия (в 76 г. до Р. X.). Своим бескорыстием, справедливостью и обходительным обращением Цицерон заслужил там такое всеобщее расположение, что при отъезде города Сицилии избрали его своим патроном (покровителем) в Риме.

Только по достижении 36-ти летнего возраста возможно было получить следующую государственную должность - звание эдила. До этого времени Цицерон занимался ведением судебных дел. Из них самым знаменитым было дело против Верреса. Этот Веррес в качестве претора на протяжении 3-х лет по-разбойничьи грабил Сицилию: вывозил статуи из храмов, дорогие картины и ковры из домов частных лиц, брал взятки при всяком удобном случае. Жители Сицилии обратились к Цицерону, как к своему патрону, с жалобой на Верреса. Цицерон произнес в суде пламенную и убедительную речь, и Веррес, несмотря на то, что его адвокатом был сам Гортензий, вынужден был удалиться в изгнание.

В 69 году Цицерона избрали эдилом. Те кто состоял в этой должности обязаны были наблюдать за зданиями, улицами, рынками, общественными играми. Надзор за играми составлял довольно дорогостоящую обязанность. Кроме государственных затрат на представления, эдилы должны были расходовать и свои средства. Этим обстоятельством эдилы пользовались для приобретения себе популярности. Народ принимал это в соображение, и впоследствии эдилы вознаграждались или назначением на высшие должности, или предоставлением в управление богатых наместничеств. При этих расходах Цицерон придерживался середины между расточительностью и скупостью и на протяжении годичного исправления эдильской должности смог заслужить любовь и уважение сограждан.

Марк Туллий Цицерон произносит речь в сенате

Потом Цицерону довелось вновь выжидать еще 2 года, прежде чем получить право добиваться следующей должности - претора. В то время было 8 преторов, они были председателями судов и по своему сану занимали первое место после консулов. В этой судебной должности Цицерон имел возможность показать в лучшем свете как свою справедливость, так и свое знание законов. Всеобщее одобрение, заслуженное им в этой должности, увеличило его славу и облегчило его путь к консульству. Все свои свободные часы он посвящал защите своих друзей, когда их обвиняли в судах других преторов, каждодневными упражнениям в красноречии, ведению обширной переписки и слушанию знаменитых греческих ораторов, которые периодически посещали Рим и читали здесь свои лекции.

Наконец Марк Туллий Цицерон достиг 43-х летнего возраста, раньше которого никто не мог быть консулом. Уже за год до этого Цицерон в белой тоге начал неутомимо вращаться среди граждан, постарался снискать расположение наиболее влиятельных из них, а главным образом смог привлечь на свою сторону Красса, Помпея и Цезаря, этих трех могущественных лиц той эпохи.

В день выборов счастье благоприятствовало Цицерону, и он был выбран при первом же голосовании это был 63 год до н.э.

– В то же время, он раскрыл заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики при помощи иностранного войска под руководством Луция Сергея Катилины. Цицерон добивается – объявления о введении военного положения, и выгнал Катилину из города четырьмя страстными речами, которые и сейчас являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина сбежал и стал призывы к государственному перевороту, но Цицерон смог заставить его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщики были казнены без всякого суда, и это на протяжении долгих лет будет терзать Цицерона.

Конец политической карьеры Цицерона

60 год до н.э. – Цицерон отверг предложение войти в состав Первого триумвирата, в котором в то время находились Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, потому как оратор был уверен, что Триумвират подорвет устои Республики.

58 год до н.э. – Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издал закон, который грозил изгнанием любому кто бы убил римского жителя без суда. Потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику. Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из ссылки.

57 год до н.э. – оратор вернулся в Италию. Заниматься политической деятельностью Цицерону более не разрешается, потому он принялся за философию.

Между 55 и 51 гг. до н.э. он написал трактаты «О ораторское искусство», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират распался, и в 49 году до н.э. Цезарь со своим войском перешел реку Рубикон, вторгся в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддержал . Как на беду, в 48 году до н.э. войска Цезаря одержали победу, и тот стал первым римским императором. Цицерону он даровал помилование, но к политической жизни не допускал и близко.

Смерть Цицерона

44 год до н.э. – в мартовские иды, в результате заговора группы сенаторов, . И вновь началась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан.

Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие свое название от имени греческого оратора Демосфена, которые призывали жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждали Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония. Но Марк Антоний, Лепид и Октавиан пришли к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных противников.

Цицерон попытался бежать в Италию – но, к сожалению, слишком поздно.

Марк Туллий Цицерон был убит 7 декабря 43 года до н. э. по приказу Марка Антония, при попытке побега в Италию.

Марк Тулий Цицерон (106--43гг.дон.э.)--знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах “О государстве” и “О законах”. Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе “Об обязанностях”), а также в его многочисленных политических и судебных речах.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом он подчеркивает, что “народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, “общий правопорядок”. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи “правового государства”.

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорное характере возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государства. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в “характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптима- тов (аристократию) и народную власть (демократию). “И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство -- царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа”.

Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, “когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении”.

Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на “обрывистом и скользком пути”, ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, “нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими”. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к “безумию и произволу толпы”, к ее тиранической власти.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. “Ибо, -- подчеркивал он, -- желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа”. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов -- в полномочиях сената, народной власти -- в полномочиях народных собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью “предков”, создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость “равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий -- с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа”.

Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования (“при предках”). Платоновское же государство -- это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно “не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности”.

Правда, Цицерон отдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им римского смешанного государственного строя -- скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его многочисленные апелляции к этому прошлому. Во времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явно расходились с современными ему социально-политическими реалиями и действительными тенденциями развития римской государственности. Как теоретик и практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил и власти, к отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их концентрации в руках отдельных лиц, и прежде всего тех, кто опирался на армию. Об этом красноречиво говорили примеры возвышения Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.

Смысл “срединного” характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом “ всеобщего согласия” всех социальных слоев римских граждан в рамках “общего правопорядка”. Эта “срединная” позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между “оптиматами” и “популярами” -- приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут быть соединены и учтены в рамках “общего согласия”. Себя Цицерон, после избрания его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) как истинного защитника народа, как консула-популяра.

Конец жизни и деятельности Цицерона (44--43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени “всей Италии” и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль “единовластного демагога”. После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.

С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоритической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об “общем благе”, “согласовании интересов”, “общем правопорядке” и т. д.

При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.

Рабство, по Цицерону, “справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем”. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается.

Хотя характеристика раба как “наемника” выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как “говорящем орудии”, однако, в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе “все мы подобны и равны друг другу”, что между людьми никакого различия нет, что человек -- “гражданин всего мира, как бы единого града” и т. д.

Цицерон родился в античном городе Арпинум, располагавшемся на холме в 100 км от Рима. Отец его принадлежал к сословию всадников и имел неплохие связи в Риме. О его матери, Хельвии, известно мало.

Согласно греческому историку Плутарху, выдающиеся способности юного Цицерона приводят его, вместе с другими учениками – Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием – к изучению права под наставлением Квинта Муциса Сцеволы.

Дальнейшая жизнь

В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э. он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.

В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.

Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.

В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.

Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г. до н.э., привлекают к нему внимание античного мира.

Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» – последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, – будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.

Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.

Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.

В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.

В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.

Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.

Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э. войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит. И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан. Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.

Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию – но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.

Основные труды

«Трактат об ораторском искусстве», оконченный Цицероном в 55 г. до н.э., является многословным трудом, написанным в форме диалога, в котором автор ставит риторику превыше закона и философии. Автор оспаривает тот факт, что идеальный оратор должен обладать знаниями этих наук, а также владеть красноречием.

Личная жизнь и наследие

В 79 г. до н.э., приблизительно в возрасте 27 лет, Цицерон соединяет свою судьбу с Терентией. Брак, заключённый ради выгоды, продержится в мире и согласии 30 лет, однако окончится разводом.

В 46 г. до н.э., Цицерон берёт себе в жёны свою юную подзащитную Публилию. Однако видя равнодушие, проявляемое Публилией к смерти его дочери, Туллии, к которой та сильно ревновала мужа, Цицерон разрывает брак.

Цицерон был убит в 43 г. до н.э., по приказу Марка Антония, при попытке бегства в Италию.

Этому римскому оратору принадлежат слова: «Жизнь, отпущенная нам по природе, коротка, но память о хорошо прожитой жизни вечна».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

ЦИЦЕРОН
МАРК ТУЛЛИЙ
(Marcus Tullius Cicero)
(106-43 до н.э.), римский оратор и философ.

ЖИЗНЬ
Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника. Он приходился не только земляком, но даже дальним родственником знаменитому Марию, впервые избранному консулом на 107 до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи. В первой из них, В защиту Квинкция (81 до н.э.), Цицерон противостоял ведущему римскому адвокату Квинту Гортензию. Второй речью, В защиту Росция Америнского, Цицерон нанес поражение приближенному диктатора Суллы. В 79-77 до н.э. оратор путешествовал и продолжить свое образование в Афинах, на Родосе и в Малой Азии. По возвращении в Рим женился на богатой и властной Теренции и начал политическую карьеру. В 75 до н.э. Цицерон был избран квестором, т.е. младшим чиновником провинциальной администрации, служил помощником римского магистрата Луция Педуцея в Лилибее на западе Сицилии, надзирая за вывозом зерна и участвуя в местном управлении. Хотя в Риме его успехи не произвели особого впечатления, жители Сицилии помнили о Цицероне, и в 70 до н.э., подавая против своего печально известного проконсула Гая Верреса иск о вымогательстве, они обратились к нему за помощью. Обвиняемый подкупал судей и магистратов, а также нанял в качестве адвоката знаменитого Гортензия, однако Цицерон столь искусно представил все доказательства, полагаясь в основном на показания свидетелей, а не на красноречие, что его выступление решило дело. Веррес отказался от тяжбы и отправился в изгнание. В следующем году Цицерон при поддержке сицилийцев стал курульным эдилом, т.е. чиновником, ответственным за общественные работы и снабжение хлебом. Чтобы подняться на две верхние ступени карьеры, к должности претора и консула, Цицерон нуждался в союзе с какой-либо могущественной партией в сенате и предложил свои услуги Помпею. Среди прочего Цицерон в угоду Помпею защищал (69 до н.э.) его приверженца Марка Фонтея, обвиненного в том, что, будучи проконсулом Трансальпийской Галлии (ныне южная Франция), он занимался вымогательством. В 66 до н.э. Цицерон был избран претором. Консульство оставалось главной целью политических амбиций Цицерона, однако мало кто из римлян мог припомнить, чтобы homo novus (лат. "новый человек"), т.е. человек, первым в роду вошедший в состав правящей аристократии, достиг этого высшего поста. Цицерон надеялся быть избранным при поддержке Помпея, но, быть может, еще важнее оказались для него выходки соперника, Луция Сергия Катилины. Во время двух предыдущих предвыборных кампаний Катилина был лишен возможности выдвинуть свою кандидатуру, поскольку находился под судом по обвинению в вымогательстве в период управления Африкой. После первой неудачи Катилина организовал заговор с целью убийства консулов в день их вступления в должность (65 до н.э.). Замысел этот был столь мало популярен, а тайна соблюдалась столь небрежно, что Катилине пришлось вовсе отказаться от своей идеи, хотя, как это ни поразительно, никаких мер к заговорщикам так и не было принято. За месяц до выборов 64 до н.э. Катилина открыто заговорил о своей готовности к революционным преобразованиям, если ему удастся добиться должности консула, и это в высшей степени обеспокоило римлян, так что предпочтение было в итоге отдано Цицерону. Катилина обратился к насилию, в котором он чувствовал себя увереннее, и стал готовить реванш. В ходе стремительно развивавшихся событий с октября 64 по январь 63 до н.э. Цицерону специальным постановлением сената были предоставлены особые полномочия. Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима и присоединиться к мятежникам в Этрурии, а тех заговорщиков, которые остались в Риме, арестовал и казнил без суда. Решительные действия в момент кризиса доставили Цицерону звание "отца отечества". Для Цицерона эти события послужили доказательством того, что вдохновенное руководство в сочетании с concordia ordinum, т.е. согласием всех сословий, может стать непреодолимой преградой на пути замыслов всех, кто рвется к диктаторской власти. По итогам своего консульства Цицерон надеялся достичь гармонии интересов аристократов-сенаторов и их противников, популяров, сохранив при этом верховенство сената. В 62 до н.э. Помпей вернулся из триумфального восточного похода и предъявил умеренные требования, добиваясь земельных пожалований для своих воинов и утверждения тех мероприятий, которые были им проведены на Востоке. Однако сенат, подстрекаемый противниками Помпея, Метеллом и Лукуллом, ответил отказом. Нанесенная Помпею обида подтолкнула его к вступлению в 60 до н.э. в союз с Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем. Цезарь был избран консулом (59 до н.э.), Красс располагал огромным богатством, на стороне Помпея были слава и армия недовольных ветеранов. Этот триумвират имел достаточно силы для того, чтобы поставить сенат на колени. Некоторые источники сообщают, что Цезарь предложил войти в этот союз и Цицерону. Но Цицерон чувствовал себя обманутым Помпеем, его тревожило свойственное Цезарю пренебрежение к установленным обычаям, и потому он принял сторону сенатской партии. Однако упования на сенат, как выяснилось, оказались напрасными. Сенат позволил опасному демагогу Публию Клодию Пульхру, приверженцу Цезаря и Красса, против которого Цицерон как свидетель выступал в 61 до н.э. по делу о святотатстве, провести закон, связанный с делом Катилины и явно направленный лично против Цицерона. Этот закон требовал изгнания каждого, кто посмел казнить римского гражданина без санкции народного собрания. В результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он получил позволение вернуться в сентябре 57 до н.э., когда Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию. Прежние надежды Цицерона на то, что Помпей выйдет из триумвирата и активными самостоятельными действиями поддержит сенат, потерпели крушение, когда Цезарь занял гибкую позицию на переговорах в Луке 56 до н.э. Теперь Цицерону приходилось прислушиваться к тому, чего желают триумвиры, он был вынужден щадить своих врагов, а порой даже выступать в их защиту. Чувствуя себя униженным, он удалился из политики и в 54-51 до н.э. находил утешение в работе над диалогом О государстве. После смерти в 54 до н.э. Юлии, дочери Цезаря и жены Помпея, а затем в 53 до н.э. - также и Красса и с нараставшим напряжением между двумя оставшимися триумвирами шансы на сохранение республиканского строя увеличились. В то же время в городе продолжались беспорядки, достигшие кульминации после убийства Клодия в январе 52 до н.э. Цицерон попытался подкрепить свою идею concordia ordinum фигурой rector, своего рода "первого человека", чьи полномочия не препятствовали бы сохранению республиканского строя. Не может быть сомнения в том, что в роли rector Цицерону виделся Помпей, но и здесь его ожидало разочарование. В 51 до н.э., в пору политического кризиса, Цицерон, который полагал, что его место теперь в Риме, был вынужден провести год в качестве проконсула провинции Киликия в Малой Азии. Когда он возвратился в 50 до н.э., выяснилось, что Помпей перешел на сторону сената, отвергавшего притязания Цезаря на должность консула. Цезарь проигнорировал угрозы сената и Помпея и в январе 49 до н.э. вместе с армией перешел Рубикон. Он продвинулся вперед так стремительно, что Помпей, отрезанный от своих сил в Испании, был вынужден оставить Италию и в конце концов потерпел решительное поражение при Фарсале в 48 до н.э. Цицерон, скрепя сердце последовавший за Помпеем в Грецию, был позднее прощен Цезарем. В благодарность за оказанную милость Цицерон составил три речи в честь победителя, но так никогда и не сумел примириться с тем, что Цезарь уничтожил республиканский порядок. Цицерон вновь вышел на политическую сцену после убийства Цезаря (44 до н.э.), он готов был поверить, что последний из могучих тиранов пал и теперь сенат сможет восстановить республику. Полагая, что ему удастся манипулировать юным Октавианом, племянником и наследником Цезаря, Цицерон рассчитывал внести раскол в стан цезарианцев и верил, что сумеет перехитрить не способного к политике Антония, собиравшего вокруг себя ветеранов. В сентябре 44 до н.э. Цицерон произнес первую из четырнадцати направленных против Антония Филиппик (названы так по аналогии с речами афинского оратора Демосфена, с которыми тот в 4 в. до н.э. обрушился на Филиппа Македонского). Эти обличительные речи были рассчитаны на укрепление оппозиции Антонию. Однако Цицерон недооценил Октавиана. В то же время интриги, сплетни, несогласованность решений сводили на нет усилия республиканцев, пока Октавиан не нанес им смертельный удар, заключив сделку с Антонием и третьим претендентом на власть, Марком Эмилием Лепидом. 7 декабря 43 до н.э., через две недели после образования второго триумвирата (22 ноября), Цицерон по настоянию Антония был убит. Отрубленные голова и руки Цицерона были доставлены Антонию и его жене в Рим, а затем выставлены на ораторской трибуне.
ТВОРЧЕСТВО
Речи и труды по ораторскому искусству. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге Об ораторе (De oratore, 55 до н.э.) в 3 книгах, где перечисляются основные требования к оратору. Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. Риторическая техника Цицерона в основном позаимствована у греков. Один интересный раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio, нахождение подходящего материала; dispositio, его расположение; dictio, стиль; actio, исполнение; и memoria, запоминание. Две другие работы по риторике, Брут (Brutus) и Оратор (Orator), появились в 46 до н.э. Кроме весьма ценного перечня известных римских ораторов той эпохи, эти диалоги содержат обсуждение преимуществ азианского стиля и аттицизма. Азианством называли обильно украшенную прозу, склонную к звучным словосочетаниям, подчеркнутым ритмическим эффектам, пышным метафорам и иным изощренным фигурам. Аттицизм предпочитал простоту, избегал риторических эффектов, превыше всего ценя ясность. Аттицистам, таким, как Цезарь и Брут, Цицерон казался азианцем, верным приверженцем напыщенного "высокого" стиля. Сам Цицерон выступал за компромисс и полагал, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слушателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Каждой из этих задач соответствует свой стиль: простота аттицизма для доказательства; средний стиль, гладкий, закругленный, но не слишком искусственный очарует аудиторию, а пышный стиль азианства склонит ее на сторону говорящего. Совершенный оратор, подобный Демосфену, не ограничивается одним лишь простым стилем, как это делают аттицисты, а пользуется всеми стилями в соответствии с меняющейся задачей речи. Идеи Цицерона не получили всеобщего признания вплоть до конца 1 в. н.э., когда преподаватель риторики Квинтилиан написал трактат Воспитание оратора. Будущему адвокату Цицерон рекомендовал делить речи на следующие разделы: exordium (вступление), narratio (изложение существенных фактов), probatio (доказательство), frequentatio (краткое повторение), reprehensio (опровержение доводов оппонента) и peroratio (заключение). Вероятно, чтобы понять все эти подразделения, лучше рассмотреть их на примере одной из речей Цицерона, хотя бы В защиту Милона (Pro Milone, 52 до н.э.). Тит Анний Милон и уже известный нам Клодий возглавляли враждовавшие друг с другом политические группировки, терроризировавшие Рим в бурные времена на исходе 50-х годов. 18 января 52 до н.э. Милон убил Клодия в случайной стычке. Цицерон готовился выступить в его защиту, однако вокруг здания суда и в самом суде скопилось много вооруженных лиц, и он не решился на это. Милон был признан виновным и отправился в изгнание. Цицерон все же придал окончательную форму задуманной речи и послал ее уже осужденному Милону. Речь открывает exordium, вступление, в котором Цицерон пытается развеять предубеждения судей, взывая к их патриотизму: Милон убил представлявшего собой угрозу обществу Клодия исключительно из патриотических побуждений. Более того, Цицерон намерен доказать, что Милон действовал в рамках самозащиты. Цицерону пришлось расширить этот раздел речи, чтобы опровергнуть мнение, будто к судебной процедуре можно отнестись как к формальности. Он напоминает, что ни сенат, ни Помпей (бывший в это время консулом) не уверены однозначно в вине Милона, что явствует и из того факта, что сам Помпей назначил судебное разбирательство. Покончив со вступлением, Цицерон избирает в качестве narratio, изложения, тон безыскусного изложения фактов, но факты подобраны таким образом, что свидетельствуют против Клодия. Клодий надеялся на должность претора, в то время как Милону уже было обеспечено консульство. Если бы Клодию удалось занять низшую должность, Милон сделался бы главной помехой его планам, следовательно, Клодию требовалось устранить Милона. Клодий знал, что на праздники Милон поедет в свой родной город Ланувий, и устроил ему засаду. Рабы Милона, опасаясь за жизнь хозяина, совершили правое дело. В следующей части речи, probatio (доказательство), Цицерон продолжает излагать мотивы действующих лиц. Клодий стремился развязать себе руки на время исполнения должности претора, он опасался выдвинутого против него Милоном обвинения в организации беспорядков. У Милона не было никаких мотивов для убийства. Цицерон переходит к разбору характеров того и другого. В своей политической деятельности Клодий был неизменно склонен к насилию, в то время как Милон всегда выказывал умеренность. Неужели он способен на неспровоцированное убийство? Затем Цицерон пускает в ход "улики и доводы". Двое из состава суда могут подтвердить, что Клодий предсказывал: Милону осталось жить не более трех дней. Обсуждаемое событие произошло на четвертый день после этого разговора. И наконец, если бы Милон и планировал в тот день убить Клодия, ему бы это не удалось, потому что Клодий внезапно изменил свои планы. В frequentatio Цицерон повторяет все аргументы, рассчитывая на их совокупное воздействие. По отдельности все эти совпадения могут показаться случайными. Но вместе они превращаются во вполне убедительное доказательство. От положительных доказательств Цицерон обращается к reprehensio, опровержению. Милона не в чем обвинять, поскольку нападение, подготовленное Клодием, его же самого и погубило. После этого события Милон не сделал своих рабов свободными с тем, чтобы их невозможно было допросить под пыткой и вынудить к даче показаний против хозяина: им просто нечего сказать. Все дальнейшее поведение Милона также свидетельствует о его невиновности. Цицерон постоянно пытается пробудить внимание своих слушателей, пуская в ход риторические вопросы и как бы бросая им вызов: пусть попытаются оспорить его выводы, если это возможно. Речь Цицерона завершает peroratio. Здесь Цицерон отважно отбрасывает всю свою прежнюю аргументацию и утверждает, что, если бы даже Милон спланировал убийство Клодия, это было бы патриотическим поступком, заслуживающим благодарности соотечественников, ибо беззакония Клодия давно перешли всякие границы. Цицерон умоляет суд пощадить Милона, который слишком горд и уверен в своей невиновности, чтобы самому просить о снисхождении. Адвокат заверяет судей, что Помпей одобрит их оправдательный приговор, и смолкает: "слезы мешают говорить". Для риторического стиля Цицерона характерны частые обращения к истории, религии и философии. Прибегает он и к язвительной насмешке, которая подчас опирается на каламбур; так, магистрата Верреса Цицерон именует кабаном (лат. verris), т.е. явно обыгрывает его имя. Цицерон часто переходит к жестоким личным нападкам на своих противников (ср. во 2-й Филиппике изображение Антония, которого прямо на народном собрании рвет после перепоя). Однако наиболее сильная черта стиля Цицерона - это сама его проза, нагнетание точно сбалансированных периодов, приходящих к ритмической кульминации. Приведем один пример из 4-й речи против Катилины. Quae cum ita sint, pro imperio, pro exercitu, pro provincia quam neglexi, pro triumpho ceterisque laudis insignibus quae sunt a me propter urbis vestraeque salutis custodiam repudiata, pro clientelis hospitiisque provincialibus quae tamen urbanis opibus non minore labore tueor quam comparo, pro his igitur omnibus rebus, - pro meis in vos singularibus studiis proque hac quam perspicitis ad conservandam rem publicam diligentia - a vobis nisi huius temporis totiusque mei consulatus memoriam postulo: quae dum erit in vestra fixa mentibus, tutissimo me muro saeptum esse arbitrabor. "И все-таки я требую от вас не власти, не войска, не провинции, от которой уже отказался, требую не триумфа и прочих знаков отличия, которые отверг, чтобы оставаться на страже благополучия Рима и вашего, требую не клиентуры и уз гостеприимства, которые мог бы завязать в провинциях и которые я все же средствами, находящимися в моем распоряжении здесь, с равным тщанием оберегаю и приобретаю. Но взамен всего перечисленного, в воздаяние за мое исключительное в отношении вас рвение, за мою ведомую вам всем бдительность, направленную на спасение государства, я не требую от вас ничего, кроме памяти как об этом дне, так и обо всем моем консульстве; и пока эта память будет неизгладима в ваших сердцах, я буду считать себя в полной безопасности". Вглядываясь в латинский текст, мы видим, что он открывается перечислением трех существительных, которые все имеют разные окончания, но равное количество слогов (четыре). К ним Цицерон присоединяет краткое относительное придаточное предложение (quam neglexi), далее следуют еще два оборота с распространенными сочетаниями существительных в начале, и каждое из них в свою очередь сопровождается длинным придаточным. Затем следуют еще три фразы, начинающиеся с pro, подводящие итог всему вышесказанному, причем каждая следующая часть предложения оказывается длиннее и сложнее предыдущей, пока долг сограждан Цицерону не представится поистине безмерным; "кульминацией" становится неожиданный спад, скромное заключение, скрепленное намеком на аллитерацию m и t. Мы можем сопоставить с этим текстом следующий период из Размышлений оратора 18 в. Э.Берка: "Нас наставляют время, события и побуждения. Мудрые примут решение, судя по важности дела; гневливыми будет двигать возмущение против угнетения; сильными и смелыми - любовь к славной опасности во имя правого дела, однако, по праву или без него, революция окажется последним средством, к которому прибегнут мыслящие и добросовестные люди". Короткое вступление содержит три существительных, каждое следующее длиннее предыдущего. То же соблюдение пропорций сохраняется и во втором предложении. Три типа людей (каждый последующий занимает в тексте больше места, чем предыдущий) соответствуют трем различным основаниям их действий (описанным согласно тому же правилу). Наконец, как и у Цицерона, следует длинное придаточное предложение, завершающееся ритмическим исходом. Два процитированных нами текста разделяют более 18 столетий, однако структура фразы Берка и его пафос вполне могли бы принадлежать Цицерону - столь велико влияние римского автора.
Письма. Обширная корреспонденция Цицерона, включающая почти 1000 писем, разделяется на 16 книг посланий к Аттику, 16 книг писем к друзьям и родственникам (иногда даются и их ответы), 3 книги писем брату Квинту и 1 - Бруту. Письма, первоначально не предназначавшиеся для публикации (хотя позднее Цицерон решил издать сделанную им самим выборку), чрезвычайно искренни и безыскусны (в отличие от продуманных и осмотрительных речей). В них свободно обсуждаются все темы, представлявшие тогда всеобщий интерес. Очень мало писем относится к годам, предшествующим достижению Цицероном консульской должности (64 до н.э.), а от этого года - и вовсе ни одного письма. Поток посланий нарастает в 62 до н.э., в год, когда Помпей вернулся из восточного похода, и вскоре перерастает в настоящую лавину. Читатель проникает за политические кулисы. Он оказывается посвящен в попытки Цицерона добиться благосклонности Помпея, становится свидетелем его отчаяния от равнодушия и бездеятельности этого политика. Мы видим Цезаря, снисходительно обращающегося в 49 до н.э., еще до Фарсальского триумфа, к Цицерону за поддержкой, и слышим ответ Цицерона, дипломатичный, но все же говорящий о том, что он остается с Помпеем. Мы видим и юного Октавиана, который усердно обхаживает Цицерона на закате дней, а затем меняет курс и обрекает его на гибель. Несмотря на политическую проницательность Цицерона, письма привлекают и тем, что порой дальнейший ход событий обнаруживает его заблуждения. Письма дают историкам множество биографических сведений о самом Цицероне: распад почти 30-летнего брака с Теренцией, недолговечный союз Цицерона с его подопечной Публилией, постоянные денежные заботы. В то же время письма обнаруживают отношение Цицерона к важнейшим событиям в жизни, его отчаяние в изгнании, не знающее удержу тщеславие, когда он бывал "при исполнении". Скорбь, вызванная смертью любимой дочери Туллии (45 до н.э.), красноречиво передана в письме Аттику: "В этой пустыне я избегаю всякого общества. Я похоронил себя в диком глухом лесу, откуда выхожу лишь в сумерках. Ближайшим моим другом - после тебя - стало одиночество. Здесь я общаюсь только с книгами, и даже эту беседу прерывают слезы". Разумеется, наряду с таким изобилием подробностей из жизни частного человека письма Цицерона содержат больше ценной информации о римском обществе конца республики, чем любой другой источник. Между делом мелькают сообщения, проливающие свет на независимость и достаточную самостоятельность женщин (к примеру, Теренция, жена Цицерона, продавала и покупала недвижимость, а Сервилия, мать Брута, оказала влияние на постановление сената по снабжению города хлебом). Перед нашими глазами предстает непомерное богатство отдельных лиц (сам Цицерон владел в Италии 15 домами и усадьбами); мы видим отношение римлян к рабам (о смерти своего чтеца Сосифея Цицерон сожалел "едва ли не больше, чем принято скорбеть о смерти раба"). Письма, написанные раскованно и остроумно, с часто мелькающими в них прозвищами, греческими фразами, расхожими выражениями, многие считают самой ценной частью наследия Цицерона.
Философия. Цицерон не был оригинальным мыслителем. В письме Аттику он характеризует свои философские труды как apographa, т.е. "списки". И все же его трактаты полезны как раз потому, что они представляют, в основном без всяких пристрастных искажений, учения ведущих школ его времени, т.е. стоиков, академиков и эпикурейцев. Так, к примеру, первые две книги О долге (De officiis, традиционный перевод Об обязанностях) излагают теорию Панэтия, стоика 2 в. до н.э. Эклектизм Цицерона перестанет удивлять нас, если мы вспомним, что он вообще был склонен к компромиссам, и его философия в целом совпадает с его политическими принципами. Так, в трех его "политических" произведениях, О государстве (De republica, 54-51 до н.э.), О законах (De legibus, не завершен) и О долге (44 до н.э.), приверженность Цицерона доктрине естественного права легла в основу его политических лозунгов concordia ordinum (согласие сословий) и consensus Italiae (сплочение Италии). Внимание Цицерона неизменно привлекали прежде всего проблемы этики, главный его труд в этой области - О разграничении добра и зла (De finibus bonorum et malorum, 45 до н.э.), диалог в 5 книгах, представляющий отношение стоиков, академиков и эпикурейцев к учению о высшем благе. Горести, постигшие Цицерона к концу жизни, побудили его написать книги о судьбе и провидении, о старости и о дружбе. Главное место среди них занимает диалог О природе богов (De natura deorum), где опять-таки представлены воззрения трех философских школ.
Поэзия. Как поэт Цицерон подвергался осмеянию многих критиков, в частности Ювенала, однако греческий историк Плутарх в биографии Цицерона отмечает, что при жизни Цицерон добился в этой области такой же репутации, как и в риторике. В поэзии он преимущественно оставался консерватором, и, судя по всему, не одобрял таких новаторов, как Катулл. Сохранились довольно обширные фрагменты поэмы Цицерона О моем консулате (De consulato suo), а также немало отрывков из его переводов греческих авторов.
ЛИТЕРАТУРА
Плутарх. Цицерон. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1-2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1-3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :